ехнологическая карта учебного занятия
ФИО учителя: Шестоперова Валентина Андреевна
Класс: 4
Дата: октябрь
Предмет: русский язык
Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: знать признаки главных членов предложения, уметь различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложении.
Метапредметные:
- познавательные: уметь выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя, работать с информацией в учебнике, уметь анализировать, сравнивать, рассуждать;
- регулятивные: уметь определять проблему, выдвигать цель, версии, работать по алгоритму;
- коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, достаточно полно и четко выражать свои мысли, организовывать работу в паре.
Личностные: формирование мотивации к обучению, освоение личного смысла учения, желание продолжать свою учебу.
Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Организационный момент
Цель: создать доброжелательную атмосферу в классе, выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативов учебной деятельности |
- Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть! Кто рад встречи со мной, улыбнитесь мне. Очень приятно, видеть вас радостными. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Я вижу, что все готовы. Молодцы. - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Я очень надеюсь на вашу помощь. Откройте тетради, правильно положите ее на парте, запишите дату. |
Ребята приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату. |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников
Цель: Организация подготовки учащихся к открытию нового знания, выполнение ими проблемного учебного действия и фиксации индивидуального затруднения проблемного учебного действия, определение темы и цели урока |
- Начнем наш урок со словарного диктанта. Писать диктант будем с комментированием по цепочке. Начинает второй ряд.
- Какая тема объединяет все эти слова? - Какое слово здесь лишнее и почему?
- Что такое боровик? - Съедобные они или нет? - А где они растут? - Они растут по всему лесному шару. Эти грибы можно встретить как в хвойных, так и в лиственных лесах.
- Посмотрите на экран. Прочитайте слова, которые здесь записаны. - Кто догадался, какое задание я хочу предложить? - Правильно. А что такое предложение?
- Молодцы! Составьте предложение из этих слов. (На экране появляется предложение) - О чем говорится в этом предложении? - Предлагаю убрать слова в траве.
- О чем говорится в предложении? - Уберем из этого предложения слово крепкие. - О чем говорится? - Уберите из, составленного вами предложения, слова прячутся боровики. Что получилось? - Можно ли понять о чем идет речь? - Какой вывод можно сделать?
- Правильно. Молодцы! В предложении есть главные и второстепенные члены. - Как вы думаете, в нашем предложении, какие слова будут главными, а какие второстепенными.
- Молодцы! Сформулируйте тему урока.
- Какую поставим цель? |
Дети записывают слова: яблоня, урожай, морковь, капуста, картофель, ветер, желтый, сентябрь, октябрь, ноябрь, боровик. - Осень. - Боровик, его можно проверить. - Это гриб. - Съедобные. - В лесах.
- боровики, траве, прячутся, В, крепкие. - Составить из этих слов предложение. - Это несколько слов, связанных по смыслу, которые образуют законченную мысль. - В траве прячутся крепкие боровики. - О боровиках. - Прячутся крепкие боровики.
- О боровиках. - Прячутся боровики.
- О боровиках.
- В траве крепкие. - Нет. - В предложении есть слова, в которых заключен смысл предложения.
- Прячутся боровики – это главные. В траве крепкие – второстепенные. - Главные и второстепенные члены предложения. - Понять что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться находить их. |
Изучение новых знаний
Цель: приобрести новые знания, сформировать умение применять их при выполнении заданий |
- А теперь внимательно послушайте профессора и скажите, что нового он вам сообщил. - Что же вы узнали?
- Что такое подлежащее? - Что такое сказуемое? - Откройте учебник, прочитаем правило.
- А как называются остальные члены предложения? |
Дети слушают диск к учебнику по программе.
- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Ответы детей.
Один ученик выразительно читает.
- Второстепенные. |
Первичная проверка понимания изученного
Цель: создать алгоритм нахождения главных членов предложения, формировать умение действовать по алгоритму |
- Предлагаю создать алгоритм нахождения главных членов предложения. С чего начнем? - Внимательно прочитать. (На экране появляется: 1. Внимательно прочитать предложение.) - Какой следующий шаг? ( На экране: 1. Найти, о ком или о чем говорится в предложении.) - Затем, что будем делать? ( На экране: 1. Проверить, отвечает ли это слово на вопрос кто? или что?) - Дальше. ( На экране: 1. Подчеркнуть одной чертой) - Продолжаем.
( На экране: 1. Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.) - Что затем? ( На экране: 1. Проверить, отвечает ли на вопрос что делает? и т.д.) - Дальше. ( На экране: 1. Подчеркнуть двумя чертами.) - Молодцы. А теперь выполним упр. № 86 на стр. 58. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? - Это упражнение выполняем вместе. - У вас на партах лежат полосочки бумаги. Один комплект на парту. Переверните их. Прочитайте, что там написано. Какое задание надо выполнить? - Не только собрать. А какое еще задание надо выполнить по теме нашего урока? - Как они называются? - Работу выполняем в парах.
- В предложении, оказывается, может быть не одно подлежащее. |
- Прочитать предложение.
- Понять, о чем в нем говорится.
- Задать вопрос к этому слову.
Подчеркнем 1 чертой.
- Определяем, что этот предмет делает.
- Зададим к нему вопрос.
Подчеркнуть 2 чертами.
Списать предложения и подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.
Выполняют упражнение.
- Собрать пословицы.
- Подчеркнуть главные члены предложения. - Подлежащее и сказуемое. Дети работают в парах, затем проверяем и объясняем значение пословиц. (Смелость города берет. Лиса и во сне кур считает. Терпение и труд все перетрут.) |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация
Цель: формировать умение самостоятельно применять знания на практике |
- Посмотрите на экран. https://view.genial.ly/5f9a4cafc3eed80cfe655b50/interactive-image-ionova-oa Прочитайте задание. - Что такое текст? -Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Первые несколько работ можно принести на отметку. |
Ребята составляют текст из предложений, подбирают заголовок, подчеркивают главные члены предложений. |
Контроль и самоконтроль, коррекция
Цель: формировать умение проверять работу по образцу, оценивать свою деятельность |
- Посмотрите на экран и проверьте свою работу.
- Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы. - Кто допустил 1 или 2 ошибка? - У кого остались вопросы по выполнению этого задания? |
Ученик, который первым справился с заданием, работает на компьютере и выносит на экран. Ребята проверяют по эталону. |
Подведение итогов урока, рефлексия
Цель: самоанализ деятельности на уроке |
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Какую цель мы поставили?
- Какие же члены предложения называются главными?
- Как мы их находим в предложении?
А как называют другие члены предложения? - Посмотрите на доску и закончите предложения:
Домашнее задание: Выучить правило, упр. 88 на стр. 59 |
- Главные и второстепенные члены предложения.
- Понять что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться находить их. - Подлежащее и сказуемое.
Ребята читают алгоритм с доски. - Второстепенные.
Ребята заканчивают предложения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.