Тема. Жанр живописи - натюрморт. И.Ф. Хруцкий «Цветы и фрукты».
Цель: создание условий для развития наблюдательности, глазомера, воспитывать чувство прекрасного.
Учебные задачи:
1. Развивать фразовую речь в ответах на вопросы.
2. Формировать умение тонко чувствовать окружающее пространство.
3. Формировать умение работать в группе.
Учебно-методическое обеспечение:
- альбом с репродукцими «Музей в твоём доме»;
- репродукция картины Хруцкого И.Ф. «Цветы и фрукты»;
- прямоугольные и круглые рамки для индивидуальной работы;
- конверты с буквами (Н А Т Ю Р М О Р Т) для работы в группах;
- таблицы-опоры по теме «Жанры изобразительного искусства»;
- презентация «Натюрморт»;
- компьютер и мультимедийный проектор;
- предметный столик.
Организационно-мотивационный этап.
Обучающиеся класса разделены на 3 группы (по желанию детей). Ребята занимают места за «круглым» столом по 6 человек.
Актуализация полученных знаний.
Фронтальная беседа.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в картинную галерею. Я буду вашим экскурсоводом.
- Давайте вспомним, как нужно вести себя в музее или на выставке? (говорить тихо, руками ничего не трогать).
Работа в группах.
- Ребята, по моему сигналу, вы должны будите пересесть в группы, договориться между собой, кто достанет буквы из конверта, собрать из букв слово, которое относится к изобразительному искусству.
- Правильно, ребята, это слово «натюрморт». Давайте все вместе ещё раз прочитаем это слово.
- Сложите буквы в конверт и отнесите его на предметный столик своей группы.
Двое детей, читают стихотворение «Что такое натюрморт?» Э.Успенского. Чтение сопровождается показом слайдов.
Работа с таблицами-опорами.
У: - Ребята, прочитайте, как в словарях даётся определение этого слова.
Читает 1 ученик, затем другой.
Д: - Слово «натюрморт» заимствованное и пришло к нам из французского языка.
Слайд №16.
У: - Что изображают художники на картинах, когда пишут натюрморт? Ответы детей (зелёный лист на доске читаем все вместе)
У: - Ребята, вы догадались, в какой зал картинной галереи мы с вами пришли? (в зал, где картины с изображением натюрмортов).
Организация игры.
У: - А сейчас поиграем. Перед вами 8 репродукций картин. Вам нужно определить, на какой картине натюрморт. Назовите номер этих картин.
Работа с картиной.
Знакомство с художником.
- Сегодня в нашей галерее мы остановимся у картин известного художника, Ивана Фомича Хруцкого.
Иван Фомич Хруцкий родился более 200 лет назад в Витебской губернии в семье священника. Благодаря усилиям родителей мальчика определили в лицей на факультет свободных художников. В историю русского искусства он вошёл своими натюрмортами. В 28 лет Иван Хруцкий получил золотую медаль за картину «Цветы и плоды».
Показ слайда № 18.
- Лучшие его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
- А вот у репродукции картины «Цветы и фрукты» мы задержимся.
Работа с репродукцией картины И.Ф. Хруцкого «Цветы и фрукты».
Работа в группах.
У: - 1 представитель от группы возьмёт альбом на предметном столике.
Дети берут альбомы по 1 человеку от группы.
У: - Ребята, найдите в альбоме репродукцию Ивана Фомича Хруцкого «Цветы и фрукты».
У: - Сейчас каждая группа подойдёт к своему столику и возьмёт малые круглые рамки и видоискатели.
- Назовите предметы, которые нарисовал художник Хруцкий.
(1 ученик работает у экрана).
- Покажите на репродукции с помощью прямоугольной рамки персики (в разных местах), виноград (в разных местах), смородину (в разных местах), груши (в разных местах), тёмную крупную черешню.
- Что находится в самом центре композиции?
- Покажите самые крупные цветки.
- А вы знаете как они называются?
(Два крупных белых цветка – это мальва.)
- Давайте все вместе прочитаем это слово.
- А вы сумели обнаружить самые крошечные цветки? Покажите их с помощью прямоугольной рамки.
- Какой плод на натюрморте самый крупный?
- Ягоды какого растения являются самыми мелкими?
- А какой предмет на натюрморте является полностью прозрачным? (Стакан).
- Вы можете подтвердить ваше мнение и сказать, что через него видно.
- Рассмотрите, как освещены предметы на картине.
- Как вы думаете, с какой стороны было окно? Докажите.
- Найдите корзину, рассмотрите, как она освещена. На какую её сторону падает свет, а какая находится в тени? Как вы это определили? (Сторона, на которую падает свет, - светлее; находящаяся в тени, - темнее.)
- На этой репродукции есть подпись художника. Найдите её с помощью прямоугольной рамки.
- Кто же автор этой картины? ( И.Ф.Хруцкий)
- Ребята, что находится ближе всего к глазу художника и зрителя? (Веточка белой смородины). Покажите нужный фрагмент с помощью прямоугольной рамки. Найдите его увеличенное изображение в одном из больших кругов справа от репродукции. В каком круге вы нашли это изображение?
- Рассмотрите пять кружков под репродукцией. Это выделенные фрагменты картины. Найдите первый кружок – фрагмент репродукции и покажите его с помощью круглой рамки.
- Помог ли листик плюща выделить фрагмент правильно?
- Рассмотрите второй и третий кружки. Чем они похожи? А чем различаются? В каком из кружков видны лепестки сразу двух цветков мальвы? Почему, один цветок белый, а другой кажется серым? (Второй цветок находится в тени.) Найдите эти фрагменты на репродукции и покажите их круглой рамкой.
- Что общего между четвёртым и пятым кружками – фрагментами? На каком из них виноград из корзины, а на каком – виноград, который лежит на столе? Как вы догадались? Найдите на репродукции и покажите круглой рамкой эти фрагменты.
Ребята, работу с альбомом закончили. Закройте его и положите на предметный столик.
Итог
Фронтальная беседа.
- В завершении нашей экскурсии вспомним, какой картине мы сегодня уделили больше всего внимания? (картине И.Ф. Хруцкого «Цветы и фрукты»).
- К какому жанру относится эта картина?
- Какие предметы изображают в натюрморте?
- Ребята, на следующем занятии мы познакомимся с другими художниками, которые писали натюрморты, и их картинами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.