Конспект
урока русского языка
в 2 классе
по теме: «Имя существительное»,
Шестоперовой Валентины Андреевны
Ульяновск 2019
Предмет: русский язык
Тема урока: Имя существительное.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
- формирование общего понятия об имени существительном
- знакомство с именем существительным как частью речи;
Задачи:
Образовательные:
· научить различать предмет и слово как часть речи,соотносить вопросы кто? и что?;показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными.
· Развивающие:
· развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;
· Воспитательные: воспитывать организованность, аккуратность, культуру поведения;
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, научатся различать предмет и слово как часть речи; учащихся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета),научатся соотносить вопросы Кто? И Что?;
Личностные
формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью
Регулятивные УУД :
осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.
Познавательные УУД:
научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.
Коммуникативные УУД :
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Оборудование:
Литература:
Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство».
Технологии обучения:
Методы и формы:
Формы обучения: фронтально-индивидуальная, групповая
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
4. Открытие нового знания.
5. Физминутка.
6. Применение нового знания. Развитие умений.
7. Работа в группах. Самостоятельная работа.
8. Рефлексия
9. Итог урока.
10. Самооценка. Мишень настроения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.
- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
II. Актуализация знаний.
1. Вводная беседа.
По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)
ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО
Интересно, кто станет лучшим сыщиком?
2. Чистописание.
Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)
Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.
Послушайте скороговорку и повторите её:
Проворонила ворона воронёнка.
- Какой звук произносится звонче других? (р)
- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)
- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)
- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)
- Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.
- Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки
- Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении.
- Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на доске)
- Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях)
- Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)
- Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные)
Выделите корень в этих словах (ворон)
Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.
III Целеполагание. Постановка учебной задачи.
потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)
Как называется?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
Это и есть цель нашей деятельности.
Мы:
IV Открытие нового знания.
1. Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).
На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ
- Замените одним словом:
Обозначьте и объясните орфограммы.
Найдите среди этих слов слово,
Прочитайте еще раз записанные слова. Что вы можете сказать о них? (Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)
На центральной части доски появляются таблички
ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
2. Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».
Дети по команде учителя изображают животных:
- На какой вопрос они отвечают?
На доску вывешиваются таблички
КТО? ЖИВОТНЫЕ И ЛЮДИ
- Запишите слова по памяти
(Проверка с доски.)
3. Работа в группах по инструкции.
- Прочитайте слова на карточках.
- Задайте вопрос кто? или что?
- Исключите лишнее.
- Дайте названия группам слов:
1 2 3 4
Страх ножной доктор морковь
Радость ножницы летчик земляника
Печаль грабли плотник дерево
Унынье кисть повар ромашка
Любовь пила космонавт лен
- Поставьте вопрос к словам третьего столбика. (Кто?)
- Такие имена существительные называются одушевлённые.
- Поставьте вопрос к остальным словам. (Что?)
- Такие имена существительные называются неодушевлённые.
Назовите с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные.
- Кто сформулирует правило? (бывают одушевлённые и неодушевлённые, отвечают на вопросы кто? и что?)
Отчет групп:
1-я группа-« Чувства», 2- я группа « Инструменты»,
3- я группа- « Профессии», 4-я группа-«Растения»
И все вместе это ( вывешивается табличка)
ПРЕДМЕТЫ
Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу?
На доске к этому времени выстроилась схема
ЧАСТЬ РЕЧИ
ЧТО? КТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЖИВОТНЫЕ
ЧУВСТВА ЛЮДИ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
РАСТЕНИЯ
ПРЕДМЕТЫ
- Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.
- Как же называется часть речи, которую мы так долго искали?
Имя существительное (вывесить на доске – вместо таблички ЧАСТЬ РЕЧИ)
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Обозначено словами.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЧТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?
ЧУВСТВА ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ ЛЮДИ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
- Послушайте, как об этом говорит наш профессор Иван Иванович Самоваров, сравните с правилом в учебнике. (Работа с электронным пособием)
- Прочитайте текст учебника на с. 76
V. Применение нового знания Развитие умений.
1) Развитие речи
- Из данных слов выберите существительные, объясните':
Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.
Можно ли из этих слов составить предложения? Запишите по одному предложению: 1-й ряд - о детях, 2-й -о снежинках, 3-й - об учительнице. Получился текст? Докажите.
2)Самостоятельная работа:
Работа на компьютере (3 ученика) – упражнения с электронного приложения. Остальные ученики - в тетради (Сильный уровень - красные карточки - упр.95, слабый уровень – желтые карточки - упр. 94.)
Проверка работы на компьютере учителем индивидуально.
Проверка работы в тетради:
– Прочитайте одушевленные имена существительные (сильный уровень). А теперь - неодушевленные имена существительные (слабый уровень).
VI. Рефлексия. Итог урока
Подведем итог работы нашего детективного агентства. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме урока. (выполнение теста)
Тест.
1. Выберите верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?
б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?
2.Выберите верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета;
б) имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета;
в) имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.
3. Выберите верное утверждение.
а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевлённые – на вопрос кто?
б) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?
4. Укажите неодушевленное существительное
1) белка
2) фамилия
3) ученик
4) школьник
5) ребенок
(взаимопроверка в парах)
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Какие группы имен существительных знаем?
В течение всего урока работа и ответы учеников оцениваются поощрительными медальками
VII. Домашнее задание.
Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.
VIII. Самооценка. Мишень настроения.
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- Я вспомнил….
- Мне удалось…
- Мне понравилось…
- Я могу похвалить себя за….
Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.
Благодарю всех детективов за работу! (Вручение медалей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.