Эффективные приемы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка
Одним oн из oн ведущих oн предметов oн гуманитарного oн цикла oн в oн системе oн школьного oн образования oн является oн русский oн язык oн и oн литература. oн Цель oн учителей-словесников: oн ввести oн учащихся oн в oн мир oн русского oн слова, oн показать oн детям oн чудесные oн глубины oн русского oн языка, oн сделать oн так, oн чтобы oн они oн полюбили oн его oн на oн всю oн жизнь. oн В oн задачах oн учителя oн не oн преподносить oн знания oн школьникам, oн а oн создать oн условия oн самостоятельного oн добывания oн знаний. oн Нужно oн следовать oн мудрой oн пословице: oн «Давать oн не oн рыбу, oн а oн удочку». oн Нынешние oн учащиеся oн обладают oн прагматичностью oн мыслей, oн раскрепощенностью oн и oн независимостью, oн а oн эти oн перемены oн способствуют oн формированию oн практических oн умений. oн Теперь oн в oн основу oн уроков oн должны oн быть oн положены oн социально-конструируемые oн педагогические oн ситуации, oн деятельность oн учащихся oн в oн которых oн и oн будет oн воспитывать oн требуемые oн качества oн личности. oн Например, oн умение oн брать oн ответственность oн на oн себя, oн принимать oн решение, oн действовать oн и oн работать oн в oн коллективе oн ведомым oн и oн ведущим, oн выдвигать oн гипотезы, oн критиковать, oн оказывать oн помощь oн другим, oн умение oн обучаться oн и oн многое oн другое. oн Трудностей oн немало, oн но oн уже oн видны oн конкретные oн пути oн их oн преодоления. oн Главной oн трудностью oн для oн учащихся oн oн являются oн поиск oн и oн отбор oн необходимой oн информации. oн
Таким образом, читательская грамотность, её формирование у школьников, выходит на первое место. Когда-то, когда ещё не было понятия «читательская грамотность», ценность книги и чтения была неопровержима. Человек получал информацию и преобразовывал её для себя лишь только через чтение. Это был единственный, или почти единственный, источник информации. Чтение ценили и уважали, стремились к его совершенствованию. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Читательские пристрастия и привычки, картины массового чтения изменились. Появились иные возможности получения информации: голосовые помощники в Интернете, различные аудио-приставки, голосовые программы и т.д. Сегодня смотреть и слушать у молодого поколения является приоритетным, а чтение – забытый способ получения информации. Возможно, для кого-то школа вообще является единственным местом, где от ребёнка ещё требуется чтение.
Читательская грамотность учащегося основной общеобразовательной школы связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов, с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.
Нашей задачей является не только привитие интереса к чтению, но и обучение школьников читательской грамотности.
Обучение работе с текстом включает в себя умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формулирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать своё мнение.
4 основных способа осмысления текста:
1. постановка вопросов (о новом ) к тексту;
2. построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…);
3. создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);
4. конструирование собственных высказываний о прочитанном.
На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения.
Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:
1. умение найти и извлечь информацию из текста;
2. умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
3. умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;
4. умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.
Приведу примеры работы с текстом на уроках русского языка.
Универсальные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка
· Приём «Письмо с пробелами».
Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если… .
· Приём «Верите ли вы…» Формирует следующие умения:
· связывать разрозненные факты в единую картину;
· систематизировать уже имеющуюся информацию.
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Полученные результаты обсуждаются.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Приемы активизации ранее полученных знаний
· Прием «Ассоциация»
Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
· если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
· оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).
Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.
Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.
· Приём “Шаг за шагом”
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
· Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»
· Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
· Приём «Лингвистическая сказка». Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста.
· Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто слушать, но искать ответ на заключенную в ней задачу.
· Проблемный вопрос может быть задан до или после прослушивания сказки. А уже после того, как ученики отвечают на проблемный вопрос, они актуализируют полученные знания.
Приемы графической переработки учебного материала
· Прием «Составление кластера»
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
· умение формулировать вопросы;
· умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать «тонкие» и «толстые» вопросы», связанные с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
Вопросы по теме «Глагол»
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Какие признаки глагола знаете? Сколько наклонений у глагола? Как образуется форма условного наклонения? |
Дайте объяснения, почему в речи нужны глаголы? Предположите, что будет, если из речи исчезнут глаголы? |
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?
|
Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?
|
Комплексный анализ текста
Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
Список используемой литературы
1. Читательская грамотность школьника (5—9 классы) : Ч-69 книга для учителя / О. М. Александрова, М. А. Аристова, И. П. Васильевых и др. ; под ред. И. Н. Добротиной. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.
2. Цукерман, Галина Анатольевна. Читательская грамотность школьника. 5-9 классы: книга для учителя / О. М. Александрова [и др.] ; под ред. И. Н. Добротиной; Институт стратегии развития образования Российской Академии образования 2019.
3. Шарова, А.Д. Занятия по формированию читательской грамотности / А. Д. Шарова // Мастер-класс : прил. к журн. "Методист". - 2015
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://resh.edu.ru/
2. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
3. https://bisert1.uralschool.ru/?section_id=109
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.