Урок обобщения и систематизации по теме:"Местоимения"

  • Лекции
  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по теме: "Местоимения"
Иконка файла материала урок морфология.docx

Конспект урока по теме «Морфология»

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного материала о местоимении.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации.

Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме местоимение.

Задачи урока:

Образовательные:

ü  Повторение и обобщение теоретических сведений и закрепление практических навыков по теме.

ü  Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения.

ü  Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях.

Развивающие:

ü  Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;

ü  Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать;

ü  Вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.

Воспитательные:

ü  Вызвать чувства интереса к изучаемой теме,

ü  Пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;

ü  Воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, формирование у школьников чувства причастности к истории своей Родины

Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Познавательные УУД:

ü  осознание познавательной задачи;

ü  осуществление операций анализа, синтеза, классификации;

ü  умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

ü  умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

ü  способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;

ü  осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Личностные УУД:

ü  пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

ü  осознание себя как индивидуальности одновременно члена общества;

ü  способность к адекватной самооценке своих поступков, действий.

Регулятивные:

ü  умение принимать и сохранять учебную задачу;

ü  планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;

ü  адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 

План урока

1.     Организационный этап.

Цель: Настроить учеников на учебную деятельность.Мотивация (самоопределение) обучающихся к  учебной деятельности.

Деятельность преподавателя

Деятельность ребенка

УУД

- Доброе утро, дети. Посмотрите, какая на улице хорошая погода. У меня очень хорошее настроение! А у вас?

 

- Послушайте небольшое стихотворение и определите тему урока.

 Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение мне надо указать.

Ученикам дается возможность кратко ответить на вопрос.

 

 

 

- Это местоимение.

умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе(к)

 

В тетради ученики пишут:

ü  Дата занятия

ü  Классная работа

2.    Этап актуализации знаний

Цель: Повторение уже изученного материала, который необходим для новой темы, выявление трудностей у учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

- Ребята, сегодня будет необычный урок. Скажите, пожалуйста, какой скоро будет праздник?

 

- День победы

умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе(к)

 

 

- Всё верно. Скажите, пожалуйста, какая самая известная  фраза написана на  могиле неизвестного солдата?

 

- Никто не забыт, ничто не забыто.

способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы(к)

 

 

- Да, вы абсолютно правы. Ребята, посмотрите на слова НИКТО и НИЧТО. Что вы можете о них сказать?

 - Что такое местоимения?

 

 

 

 

 

 

- А что еще вы знаете о местоимениях?

- Это местоимения.

 

 

 

 

- Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

 

- У местоимений есть разряды.

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления(р)

 

- Правильно, а к какому разряду относятся эти местоимения?

- Это неопределенные местоимения.

Умение отвечать на поставленный вопрос(к)

- Отлично, напишите, пожалуйста, какие разряды местоимений вы знаете.

- Составьте таблицу, в которой укажите все местоимения, распределив их по разрядам.

- Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, указательные. Приложение 1.

 

 

 

3.    Этап обобщения и систематизации знаний

Цель: обобщить знания о местоимениях, систематизировать навыки.

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

- Молодцы. Скажите, как вы думаете, почему когда мы говорим о войне, мы часто используем различные местоимения?

- Потому что во время войны погибло много солдат, чьих имен мы не знаем.

- Потому что к победе стремились все люди, а не отдельный человек.

умение делать выводы, обобщения(п)

- Да, это действительно так.  Посмотрите на стихотворение А. Твардовского

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,–

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

 

Есть ли здесь местоимения? Как вы думаете, для чего автор использует так много местоимений.  Выпишите их и определите разряд.

- Да, в этом стихотворении много местоимений.

Я - личное местоимение, никакой – отрицательное, моей – притяжательное, другие – определительное, они – личное, кто – вопросительное,  их – притяжательное.

 

- Потому что автор говорит о всех погибших солдатах. Не только о тех, кого он знает. Он говорит о том, что погибли и взрослые и дети. Именно местоимения помогают ему передать эту мысль.

 

 

 

 

 

 

умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе(к)

- Вы очень хорошо справились с заданием.   А теперь давайте вспомним правило написания не и ни в  неопределённых и отрицательных местоимений.

 

 

 

 

- Отрицательные местоимения с приставками НЕ и НИ пишутся слитно. НЕ пишется под ударением, НИ- без ударения. Если НИ и НЕ отделены от местоимения предлогом, то они пишутся отдельно.

 

приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся(л)

- Отлично.  Придумайте предложение со словами : никто, нечто, не с кем, ни у кого. Предложения должны касаться темы великой отечественной войны или темы победы.

Скажите, почему стоит буква (и,е), почему написано слитно или раздельно.

- Никто из солдат не боялся умереть за свою родину.  – Буква и, потому что без ударения, слитно, потому что нет предлога.

- Нечто большее, чем просто любовь заставляло мать не спать ночами и ждать сына домой. – Буква е, потому что под ударением, слитно, потому что нет предлога.

- В окопе не с кем  было поговорить холодными ночами. – Букве е, потому что под ударение, раздельно, потому что с предлогом.

- Ни у кого из этих маленьких героев не осталось родных. – Буква и, потому что без ударения, раздельно, потому что есть предлог.

 

 

- Давайте вспомним, могут ли местоимения изменяться?

- Хорошо, а все ли местоимения могут изменяться по родам?

 

- Что еще мы с вами не повторили по этой теме?

 

- Можете привести примеры?

- Они могут изменяться по падежам.

 

- По родам могут изменяться только личные местоимения 3его лица

 

- Местоимения с то, либо, нибудь, кое пишутся через дефис.

- Кто-то

-Кто-либо

-Что-нибудь

- Кое-кому

 

 

Напишите мини-сочинение о войне, в котором будут использованы личные местоимения 3его лица и местоимения с либо/нибудь. Прочитайте его своему соседу по парте.

- Кто-нибудь хочет прочитать свое сочинение всему классу?

- Идет работа в парах

 

 

- Можно выслушать 2-3 сочинения.

 

 

В тетради ученики пишут:

ü  Местоимения из стихотворения, их разряд

ü  4 предложения с предложенными словами

ü  Слова с ТО,ЛИБО,НИБУДЬ, КОЕ

ü  Мини-сочинение

 

4.    Этап применения знаний и умений в новой ситуации

Цель: определение темы занятия, постановка задач.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

- Ребята, скажите, что вы знаете о пионерах – героях?

 

Пионеры-герои — советские пионеры, совершившие подвиги в годы войны.

умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе(к)

 

 

 

- Да, правильно, посмотрите на картинки. Кого из этих ребят вы знаете? Приложение 2

 

 

 

 

- на первой фотографии Леня Голиков, на второй фотографии Марат Казей. На третьей Валя Котик, на четвертой Володя Дубинин, на пятой Галя Комлева, на шестой Таня Савичева

 

 

 

 

 

пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся(л)

 

 

 

 

 

- Многим из них, когда они погибли было столько же лет, как вам сейчас.

 

- Прочитайте текст про подвиги пионеров - героев. Перепишите один из рассказов, заменяя … на местоимения. Определите их разряды.  Приложение 2

 

 

 

 

 

- Работа с текстами.

 

 

 

 

способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы(к)

- Перескажите один из текстов от лица пионера-героя.

 

 

 

- Есть ли у вас любимые стихотворения о войне? Может ли кто-нибудь прочитать его вслух?

- К. Симонов

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

 

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

 

И к мёртвым выправив билет,

Всё едет кто-нибудь из близких

И время добавляет в списки

Ещё кого-то, кого-то нет...

 

И ставит, ставит обелиски.

 

- Спасибо большое, отличное прочтение. В начале урока я задавала вам вопрос: Почему в текстах  войне там много местоимений? Посмотрите это стихотворение. Действительно, именно в текстах о войне местоимения усиливают, что не обо всех погибших мы знаем, и что это наша общая победа.

 

- А сейчас, давайте встанем и почтим погибших минутой молчания.

 

 

В тетради ученики пишут:

ü  Переделанный текст

5.    Этап рефлексии

Цель: подведение итогов урока, самооценка ученика своей работы на занятии.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

- Итак, ребята, какую тему мы с вами сегодня вспомнили?

 

- Как эти знания вы теперь можете применять в жизни?

 

 

- Вам понравился этот урок?

 

- Узнали ли вы что-нибудь новое?

 

 

- У вас на столе лежит 3 цветных кружочка (красный, желтый, зеленый). Если вам понравился урок, то поднимите вверх зеленый кружок. Если не очень, то желтый. Если не понравился- красный.

- Мы вспомнили местоимение как часть речи и вспомнили о детях-героях.

- Мы можем использовать местоимения в своей речи. С их помощью мы не будем повторяться и наша речь станет красивее.

- Да.

 

 

- Мы узнали больше о пионерах-героях

 

 

Ученики отвечают на вопрос при помощи цветной бумаги.

Самооценка.

 

 

Оценка процесса и результата деятельности(р)

 

6.    Домашнее задание

Цель: закрепить дома пройденный материал.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

- Напишите сочинение о своих родственниках, которые участвовали в великой отечественной войне. Расскажите об их подвигах. А завтра, кто захочет, сможет рассказать об этом всему классу.

Ученики записывают в дневник домашнее задание.

Саморегулирование, оценивание своих возможностей(л)

Приложение 1.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=99646113ce1aec8b9bd9a91ecf898f9b-l&n=13

Приложение 2.

Рис.1https://mtdata.ru/u7/photoA23B/20172650100-0/original.jpg рис.2 https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1592433/pub_5e0fc73986c4a900b11bc921_5e0fc8813f548700ad63bb48/scale_1200 

Рис.3https://pionery-geroi.ucoz.ru/ValaKotyk.jpgрис.4 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f23d526d3690996bfb33b4e79b2f977d-l&n=13

Рис.5 http://school25.edu-penza.ru/informatsiya/galereya/geroi/b7e2c8a5.jpg рис.6 https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/40663/pub_5b467bc7506e9100a94705fb_5b467ceca9563500a96caba7/scale_1200

Приложение 3

Леня Голиков

Леня рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли … родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, … собрал на местах боев … винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать … партизанам. И … остался в партизанском отряде. Воевал Леня наравне со взрослыми. В … 10 с небольшим лет … в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Мальчик участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 г. юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в … находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 г. в неравном бою. Посмертно … присвоено звание Героя Советского Союза.

Марат Казей

Школьнику Марату Казею было чуть больше 13 лет, когда … ушел к партизанам вместе со … сестрой. … стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, … … доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 г., когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. … отстреливался до последнего патрона. Когда у … осталась одна граната, Марат подпустил врагов поближе и выдернул чеку... Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

Валентин Котик

В свои 12 лет Валя стал разведчиком в партизанском отряде. … бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал … радости, когда взрослые брали … с … на боевую операцию. На счету Вали Котика 6 взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. …погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны 1-й степени, медаль «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. … награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Володя Дубинин

О … рассказывали легенды: как Володя водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу … гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах… … был любимцем партизан, … общим сыном. Но война есть война, … не щадит ни взрослых, ни детей. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о гибели Володи Дубинина, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени.

Галя Комлева

В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. …, как и … …сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Галю, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От … требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили …, … не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. … посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

Таня Савичева.

… жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил … носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. … вела дневник, в … рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней … семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.