Конспект урока по теме «Морфология»
Тема урока: Обобщение и систематизация изученного материала о местоимении.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме местоимение.
Задачи урока:
Образовательные:
ü Повторение и обобщение теоретических сведений и закрепление практических навыков по теме.
ü Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения.
ü Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях.
Развивающие:
ü Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;
ü Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать;
ü Вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.
Воспитательные:
ü Вызвать чувства интереса к изучаемой теме,
ü Пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;
ü Воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, формирование у школьников чувства причастности к истории своей Родины
Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Познавательные УУД:
ü осознание познавательной задачи;
ü осуществление операций анализа, синтеза, классификации;
ü умение делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД:
ü умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;
ü способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;
ü осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.
Личностные УУД:
ü пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
ü осознание себя как индивидуальности одновременно члена общества;
ü способность к адекватной самооценке своих поступков, действий.
Регулятивные:
ü умение принимать и сохранять учебную задачу;
ü планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;
ü адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
План урока
1. Организационный этап.
Цель: Настроить учеников на учебную деятельность.Мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности.
Деятельность преподавателя |
Деятельность ребенка |
УУД |
- Доброе утро, дети. Посмотрите, какая на улице хорошая погода. У меня очень хорошее настроение! А у вас?
- Послушайте небольшое стихотворение и определите тему урока. Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение мне надо указать. |
Ученикам дается возможность кратко ответить на вопрос.
- Это местоимение. |
умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе(к)
|
В тетради ученики пишут:
ü Дата занятия
ü Классная работа
2. Этап актуализации знаний
Цель: Повторение уже изученного материала, который необходим для новой темы, выявление трудностей у учащихся.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
- Ребята, сегодня будет необычный урок. Скажите, пожалуйста, какой скоро будет праздник?
|
- День победы |
умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе(к)
|
- Всё верно. Скажите, пожалуйста, какая самая известная фраза написана на могиле неизвестного солдата?
|
- Никто не забыт, ничто не забыто. |
способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы(к)
|
- Да, вы абсолютно правы. Ребята, посмотрите на слова НИКТО и НИЧТО. Что вы можете о них сказать? - Что такое местоимения?
- А что еще вы знаете о местоимениях? |
- Это местоимения.
- Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
- У местоимений есть разряды. |
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления(р)
|
- Правильно, а к какому разряду относятся эти местоимения? |
- Это неопределенные местоимения. |
Умение отвечать на поставленный вопрос(к) |
- Отлично, напишите, пожалуйста, какие разряды местоимений вы знаете. - Составьте таблицу, в которой укажите все местоимения, распределив их по разрядам. |
- Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, указательные. Приложение 1. |
|
|
||
3. Этап обобщения и систематизации знаний Цель: обобщить знания о местоимениях, систематизировать навыки.
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
- Молодцы. Скажите, как вы думаете, почему когда мы говорим о войне, мы часто используем различные местоимения? |
- Потому что во время войны погибло много солдат, чьих имен мы не знаем. - Потому что к победе стремились все люди, а не отдельный человек. |
умение делать выводы, обобщения(п) |
- Да, это действительно так. Посмотрите на стихотворение А. Твардовского Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,– Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...
Есть ли здесь местоимения? Как вы думаете, для чего автор использует так много местоимений. Выпишите их и определите разряд. |
- Да, в этом стихотворении много местоимений. Я - личное местоимение, никакой – отрицательное, моей – притяжательное, другие – определительное, они – личное, кто – вопросительное, их – притяжательное.
- Потому что автор говорит о всех погибших солдатах. Не только о тех, кого он знает. Он говорит о том, что погибли и взрослые и дети. Именно местоимения помогают ему передать эту мысль.
|
умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе(к) |
- Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь давайте вспомним правило написания не и ни в неопределённых и отрицательных местоимений.
|
- Отрицательные местоимения с приставками НЕ и НИ пишутся слитно. НЕ пишется под ударением, НИ- без ударения. Если НИ и НЕ отделены от местоимения предлогом, то они пишутся отдельно.
|
приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся(л) |
- Отлично. Придумайте предложение со словами : никто, нечто, не с кем, ни у кого. Предложения должны касаться темы великой отечественной войны или темы победы. Скажите, почему стоит буква (и,е), почему написано слитно или раздельно. |
- Никто из солдат не боялся умереть за свою родину. – Буква и, потому что без ударения, слитно, потому что нет предлога. - Нечто большее, чем просто любовь заставляло мать не спать ночами и ждать сына домой. – Буква е, потому что под ударением, слитно, потому что нет предлога. - В окопе не с кем было поговорить холодными ночами. – Букве е, потому что под ударение, раздельно, потому что с предлогом. - Ни у кого из этих маленьких героев не осталось родных. – Буква и, потому что без ударения, раздельно, потому что есть предлог.
|
|
- Давайте вспомним, могут ли местоимения изменяться? - Хорошо, а все ли местоимения могут изменяться по родам?
- Что еще мы с вами не повторили по этой теме?
- Можете привести примеры? |
- Они могут изменяться по падежам.
- По родам могут изменяться только личные местоимения 3его лица
- Местоимения с то, либо, нибудь, кое пишутся через дефис. - Кто-то -Кто-либо -Что-нибудь - Кое-кому
|
|
Напишите мини-сочинение о войне, в котором будут использованы личные местоимения 3его лица и местоимения с либо/нибудь. Прочитайте его своему соседу по парте. - Кто-нибудь хочет прочитать свое сочинение всему классу? |
- Идет работа в парах
- Можно выслушать 2-3 сочинения. |
|
В тетради ученики пишут:
ü Местоимения из стихотворения, их разряд
ü 4 предложения с предложенными словами
ü Слова с ТО,ЛИБО,НИБУДЬ, КОЕ
ü Мини-сочинение
4. Этап применения знаний и умений в новой ситуации
Цель: определение темы занятия, постановка задач.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
- Ребята, скажите, что вы знаете о пионерах – героях?
|
Пионеры-герои — советские пионеры, совершившие подвиги в годы войны. |
умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе(к)
|
- Да, правильно, посмотрите на картинки. Кого из этих ребят вы знаете? Приложение 2
|
- на первой фотографии Леня Голиков, на второй фотографии Марат Казей. На третьей Валя Котик, на четвертой Володя Дубинин, на пятой Галя Комлева, на шестой Таня Савичева
|
пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся(л)
|
- Многим из них, когда они погибли было столько же лет, как вам сейчас.
- Прочитайте текст про подвиги пионеров - героев. Перепишите один из рассказов, заменяя … на местоимения. Определите их разряды. Приложение 2
|
- Работа с текстами.
|
способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы(к) |
- Перескажите один из текстов от лица пионера-героя.
|
|
|
- Есть ли у вас любимые стихотворения о войне? Может ли кто-нибудь прочитать его вслух? |
- К. Симонов Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы.
И к мёртвым выправив билет, Всё едет кто-нибудь из близких И время добавляет в списки Ещё кого-то, кого-то нет...
И ставит, ставит обелиски. |
|
- Спасибо большое, отличное прочтение. В начале урока я задавала вам вопрос: Почему в текстах войне там много местоимений? Посмотрите это стихотворение. Действительно, именно в текстах о войне местоимения усиливают, что не обо всех погибших мы знаем, и что это наша общая победа.
- А сейчас, давайте встанем и почтим погибших минутой молчания. |
|
|
В тетради ученики пишут:
ü Переделанный текст
5. Этап рефлексии
Цель: подведение итогов урока, самооценка ученика своей работы на занятии.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
- Итак, ребята, какую тему мы с вами сегодня вспомнили?
- Как эти знания вы теперь можете применять в жизни?
- Вам понравился этот урок?
- Узнали ли вы что-нибудь новое?
- У вас на столе лежит 3 цветных кружочка (красный, желтый, зеленый). Если вам понравился урок, то поднимите вверх зеленый кружок. Если не очень, то желтый. Если не понравился- красный. |
- Мы вспомнили местоимение как часть речи и вспомнили о детях-героях. - Мы можем использовать местоимения в своей речи. С их помощью мы не будем повторяться и наша речь станет красивее. - Да.
- Мы узнали больше о пионерах-героях
Ученики отвечают на вопрос при помощи цветной бумаги. |
Самооценка.
Оценка процесса и результата деятельности(р) |
6. Домашнее задание
Цель: закрепить дома пройденный материал.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
- Напишите сочинение о своих родственниках, которые участвовали в великой отечественной войне. Расскажите об их подвигах. А завтра, кто захочет, сможет рассказать об этом всему классу. |
Ученики записывают в дневник домашнее задание. |
Саморегулирование, оценивание своих возможностей(л) |
Приложение 1.
Приложение 2.
Рис.1
рис.2
Рис.3рис.4
Рис.5 рис.6
Приложение 3
Леня Голиков
Леня рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли … родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, … собрал на местах боев … винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать … партизанам. И … остался в партизанском отряде. Воевал Леня наравне со взрослыми. В … 10 с небольшим лет … в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Мальчик участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 г. юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в … находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 г. в неравном бою. Посмертно … присвоено звание Героя Советского Союза.
Марат Казей
Школьнику Марату Казею было чуть больше 13 лет, когда … ушел к партизанам вместе со … сестрой. … стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, … … доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 г., когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. … отстреливался до последнего патрона. Когда у … осталась одна граната, Марат подпустил врагов поближе и выдернул чеку... Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.
Валентин Котик
В свои 12 лет Валя стал разведчиком в партизанском отряде. … бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал … радости, когда взрослые брали … с … на боевую операцию. На счету Вали Котика 6 взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. …погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны 1-й степени, медаль «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. … награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Володя Дубинин
О … рассказывали легенды: как Володя водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу … гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах… … был любимцем партизан, … общим сыном. Но война есть война, … не щадит ни взрослых, ни детей. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о гибели Володи Дубинина, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени.
Галя Комлева
В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. …, как и … …сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Галю, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От … требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили …, … не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. … посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.
Таня Савичева.
… жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил … носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. … вела дневник, в … рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней … семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.