Открытый урок по русскому языку для 8 класса "Междометия и звукоподражательные слова: грамматические особенности и употребление"

  • Занимательные материалы
  • Лекции
  • docx
  • 01.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с междометиями и звукоподражательными словами как особыми разрядами лексики.
Иконка файла материала Открытый урок Междометия .docx

Открытый урок по русскому языку для 8 класса

Междометия и звукоподражательные слова: грамматические особенности и употребление

 

Цель урока:

¾              Познакомить учащихся с междометиями и звукоподражательными словами как особыми разрядами лексики. 

¾              Научить различать междометия и звукоподражания, понимать их роль в речи. 

¾              Развивать навыки выразительного чтения и использования междометий в устной и письменной речи. 

Оборудование:

¾              Доска и маркер (или интерактивная доска). 

¾              Презентация (если есть возможность). 

¾              Карточки с примерами междометий и звукоподражаний. 

¾              Аудиозаписи звуков природы, животных (по возможности). 

¾              Раздаточный материал (тексты для анализа). 

Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты)

¾              Приветствие учащихся. 

¾              Проверка готовности к уроку. 

¾              Мотивация: «Как передать эмоции без лишних слов? Как «оживить» текст, чтобы читатель услышал звуки природы или голоса животных? Сегодня мы узнаем, какие слова помогают нам в этом». 

2. Введение в тему (5 минут)

Учитель: Давайте подумаем, какие слова передают эмоции или звуки? 

Учащиеся: (Приводят примеры: *Ах! Ой! Мяу! Бум!*) 

Учитель: верно! Такие слова называются междометиями и звукоподражаниями. Чем они отличаются от других слов? 

3.  Основная часть (20 минут) 

3.1. Объяснение нового материала (10 минут)

Учитель: междометия — это неизменяемые слова, выражающие эмоции, побуждения, но не называющие их. 

Примеры: Ах! Ой! Ура! Боже!

    Группы междометий:

      1. Эмоциональные (Ой! Увы!) 

      2. Побудительные (Эй! Стоп!) 

      3. Этикетные (Спасибо! Привет!) 

Звукоподражательные слова — передают звуки природы, животных, предметов. 

Примеры: мяу-мяу, гав-гав, кап-кап, динь-динь.

Важно: они не являются членами предложения, но могут становиться другими частями речи (кошка мяукает → глагол). 

На доске: 

  | Междометия | Звукоподражания | 

  | Выражают эмоции | Передают звуки      | 

  | Ух ты!  | Бум!    | 

3.2. Практическая работа (7 минут)

Задание 1. Распределите слова в две колонки: ай! Ку-ку! Бам! Ух ты! Чик-чирик! Ого!

Задание 2. Прослушайте аудиозаписи звуков (дождь, лай собаки, скрип двери). Запишите, какие звукоподражания подходят. 

Задание 3. Составьте диалог, используя междометия («Ой! — Что случилось? — Ай, я укололся!»). 

3.3. Анализ текста (3 минуты)

Учитель: найдите в тексте междометия и звукоподражания. Определите их роль. 

Пример текста: «Бам! — раздался громкий звук. «Ой! — вскрикнула Маша. — Кто там?» В ответ послышалось: «Мяу!”»

4. Закрепление материала (10 минут)

Учитель: Давайте проверим, как вы усвоили материал: 

1. Чем междометия отличаются от звукоподражаний? 

2. Приведите примеры междометий из повседневной речи. 

3. Как звукоподражания могут становиться другими частями речи? (шёпот → шептать). 

Учащиеся: отвечают, приводят примеры. 

5. Творческое задание (5 минут). Напишите мини-рассказ (5-6 предложений) с использованием междометий и звукоподражаний. 

Пример: «Тук-тук! — постучали в дверь. “Ой! — испугался Ваня. — Кто это?” За дверью раздалось: “Гав-гав!”»

6. Итоги урока. Рефлексия (3 минуты)

Учитель: 

¾              Что нового узнали? 

¾              Где встречаются междометия и звукоподражания? (В речи, книгах, комиксах.) 

Учащиеся: делятся впечатлениями. 

7. Домашнее задание (2 минуты)

1. Учебник: выписать 5 междометий и 5 звукоподражаний из художественной литературы.

2. По желанию: нарисовать комикс с использованием этих слов. 

8. Прощание (1 минута)

Учитель: Спасибо за урок! До свидания! 

Учащиеся:* Прощаются с учителем. 

Примечание:

Урок можно дополнить:  просмотром отрывков из мультфильмов с анализом междометий и игрой «Угадай звук» (ученики изображают звуки, остальные записывают их).