Главные члены предложения. Подлежащие.

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока 8 класс. По теме грамматическая основа. Подлежащее. структура урока и содержание выдержаны с учетом требований ФГОС. тип урока: урок- изучение нового материала . Соблюдены здоровье сберегающие методы. Проведена физминутка для глаз. присутствует такой вид работы как дискуссия. 80% работа ученика.
Иконка файла материала подлежащие.doc
«ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО  ВЫРАЖНИЯ» В 8 КЛАССЕ Этапы  Деятельность учителя урока Деятельность уч­ ся Методическое обоснование 1. Орган иза­ ционн ый   момен т­ 1мин. 2.  Цель­ 1мин. Приветствую уч­ся, проверяю внешний вид,  организацию рабочих мест, фиксирую  отсутствующих.  Прошу прочитать тему урока, записанную на  доске, и сформулировать цель урока  (слайд№1). ­ Что такое подлежащее? (Главный член предложения, который  обозначает предмет речи, т.е. называет то, о  чем говорится в предложении. ). ­ На какие вопросы отвечает подлежащее? ( Общий вопрос о чем (о ком) говорится в  предложении . Иногда общего вопроса для  выделения подлежащего недостаточно. Тогда он уточняется вопросами (кто? что?)  ­ Что мы будем делать на уроке? (Находить главные члены предложения,  подлежащее, определять, чем оно выражено) ­ Так какова цель нашего урока? (Определить способы выражения  подлежащего) ­ Для чего нам это нужно? (Чтобы правильно выделить грамматическую  Приветствуют  учителя,  проверяют  готовность к  уроку.  Дежурный  сообщает об  отсутствующих. Включаются в  деловой режим. Учащиеся  прочитывают  тему урока и  пробуют  сформулировать  цель урока. Записывают  тему. Подготовка  уч­ся к работе на уроке,  снятие  эмоционально го  напряжения,  организация  внимания,  воспитание  сознательной  дисциплины. Помогает  самостоятель ной  постановке  цели урока,  способствует  принятию  учебной  задачи и  положительно й мотивации  на работу. 13.  Актуа лизаци я  знаний ­5  мин. основу предложения; быть грамотными  людьми) Прошу записать предложение в тетрадь  (слайд №3). На слайде репродукция картины  И.Левитана «Золотая осень». Разве в этом кто­то виноват, что с  деревьев листья улетели! (Н.Рубцов) Задание: ­ Какое это предложение по строению?  (Сложное) ­ Из скольких простых предложений оно  состоит? (Из двух) ­ Выделите основы предложений (Кто­то  виноват и листья улетели) ­ Составьте схему предложения.  [      ] , что  (       )! ­ Чем выражены подлежащие в  предложениях?  (Неопр. мест. и сущ.) ­ В предложении есть вопросительная  частица разве, а на конце стоит  восклицательный знак. Как вы думаете,  почему? ( Для усиления риторического восклицания) Желаемые  ответы. Воспроизведе ние ранее  усвоенных  знаний о  подлежащем и применение  их в новой  ситуации.  Стимулирова ние  познавательно й  деятельности  учащихся и  контроль  учителя. 24. Объяс нение  нового матер иала­ 12  мин. Говорю о том, что подлежащее может быть  выражено разными частями речи.  У каждого на столе лежит листок с пустой  таблицей (слайд №5). В первую колонку  будем записывать части речи, которыми  будет выражаться подлежащее. Запись  предложений под диктовку.  Задание: выделить грамматическую основу  предложения;  определить, какой частью  речи выражено подлежащее. Попутно  занимаемся повторением. Слушают,  воспринимают  информацию. Записывают  предложения в  тетрадь. Находят  подлежащее и  определяют,  какой частью  речи оно  выражено в  предложениях. Развитие  навыков  коллективной работы,  зрительной  памяти,  наглядно­ образного  мышления.     на лугах серебрится.       – здоровью вредить. (Посл.)  1. Сонный туман (И.Бунин) (Сущ. в И.п.) (Как пишется ­тся на конце глагола?)  2. Я помню чудное мгновенье. (А.С.Пушкин) (Местоим. в И.п.) (Какую букву напишем после Ч?) 3. Пять – моя любимая цифра.  (Числительное в И.п.) (Сколько звуков в слове МОЯ?) 4. Курить (Инфин.) (Объясните знак в предложении) 5. Смелый к победе стремится. (Посл.)  (Прилаг.) 6. Будущее принадлежит людям честного  труда. (М.Горький)  (Причастие) Обратите внимание! Прилагательные и  причастия, занимая место  подлежащего, приобретают некоторые  признаки существительных и могут  перейти в существительные. 7. Светлое завтра  в наших руках. (Л.Ошанин) (Наречие) 8. Мы с приятелем вдвоем замечательно  живем.  (С.Михалков) (Синтаксически неделимое   словосочетание) 3(Какой частью речи является слово  ВДВОЕМ?) 9. В лесу раздавалось громкое «ау». (Междометие) (Назовите корень  в слове раздавалось). 10. (Приглашение к дискуссии).   Родная Встретилась   ребятам   пословица: сторона — мать, а чужая — мачеха.  Олег говорит: «Сторона — подлежащее, мать — сказуемое».  ­   Ошибаешься,   —   возражает   Юра.   ­ Подлежащее выражено здесь двумя словами: родная сторона.    Как  это  — двумя? —  возмутился   Олег. ­ Здесь   же   ясно:   что?   —   сторона,   какая?   ­ родная. Это второстепенный член.  ­ Какой же это второстепенный член, если без него   пословица   теряет   всякий   смысл?   — улыбнулся   Юра.   —   Ведь   если   рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона — мать, сторона — мачеха.  ­   Да,   вообще­то   чепуха   получается,   — почесал затылок Олег.  ­ Поэтому­то во втором предложении слово сторона пропущено. Главное здесь — какая сторона.  ­   Ага,   попался!   —   вскочил   Олег.   —   Сам говоришь   «какая»!   Выходит,   родная   ­   это определение!  ­   Да,   в   рамках   фразеологизма  родная сторона  —   это   определение.   Но   весь фразеологизм выступает как подлежащее: родная сторона, т.е. родина; чужая сторона, т. е. чужбина.  — Может быть, ты и прав... —  Вопрос: А вы как думаете, ребята?  Проверяем задание, предложения на слайде  Развитие  момента  дискуссии. Желаемый  ответ. 4(слайд№6), затем  ­ запись в первую колонку  таблицы (слайд №7).  Делают вывод. Прошу сделать вывод. Вывод: подлежащее может быть разными  частями речи (слайд №8). Прошу отложить таблицы в сторону, они нам  понадобятся в конце урока. Говорю о том, что необходимо уметь  разграничивать подлежащие,  выраженные инфинитивом, и сказуемые  односоставного предложения, которые  тоже могут быть выражены инфинитивом.          Ср. выраженное следующие  Учиться  интересно. ­Вспомним, какое предложение  называется односоставным? (с одним главным членом)   Сравните: Интересно учиться.  подлежащее, Отличить инфинитивом, помогут опознавательные признаки:  1.  Порядок слов. Подлежащее, выраженное инфинитивом,   обычно   ставится   на   первое место в предложении. Ср.: Узнать об этом очень легко. и Об этом очень легко узнать.   Интонация.  Подлежащее   выделяется 2. логическим   ударением, состав подлежащего   отделяется   паузой   от   состава сказуемого. Узнать об этом / очень легко.  3.  Вопрос   от   сказуемого:   (что?)   легко   — узнать.    а     Одинаковые   ли   подлежащие   в Вопрос: ­ предложениях?   Весло  задело   платье. весло.   В   тех   случаях,   когда   возникает двусмысленность,   порядок   слов   помогает  Платье  задело Желаемый  ответ. 5отличить   подлежащее   от   дополнения:   на первом   месте   в   подобных   предложениях всегда стоит подлежащее: Мать любит дочь.    Предлагаю перейти к работе с учебником.  Изучаем правило на стр. 46. Далее  выполняем устно упр. 90 (I).  5.  Усвое ние  нового матер иала ­  7 мин. Разбирают  правило по теме. Устно  выполняют  упражнение,  комментируя,  какой часть речи выражено  подлежащее. Активизация  мыслительны х процессов. Применение  изученных  теоретически х сведений на  практике. Развитие  орфографиче ской и  пунктуационн ой зоркости. Контроль за  усвоением  нового  материала. 6.  Здоро Предлагаю выполнить упражнения для  Выполняют  Предупрежде 6вьесбе регаю щая  пауза­ 2 мин. 7. Выраб отка  умени й и  навык ов­7  мин. снятия утомляемости глаз и для улучшения  мозгового кровообращения упражнения. Самостоятельно  выполняют  задание.  Самопроверка. I. Выборочный диктант. Сами предложения не записываются, идет  запись способов выражения подлежащего. 1.Спит черёмуха в белой накидке.  (С.Есенин). 2.Врага уничтожить – большая заслуга.  (А.Твардовский) 3.Двое уже обогнали меня.  4.Три девицы под окном пряли поздно  вечерком. (А.С.Пушкин) 5.Провожающие покинули вагоны. 6.Семеро одного не ждут. (Пословица). 7. Жить — это только привычка. (А.  Ахматова) 8.Слабенькое гав­гав раздавалось из­под  крыльца. 9.Он в думу тихо погрузился. (А.С.Пушкин) 10.Роняет лес багряный свой убор.  (А.С.Пушкин) ние  утомляемости уч­ся, снятие  психологичес кого  напряжения.   Подготовка к  продолжению  урока. Развитие  орфографиче ской  зоркости.  Коррекция  знаний и  устранение  пробелов.  Воспитание  любви к  родному  языку,  развитие речи  и логического мышления.  Ответ на слайде №9. Самопроверка. 1. Сущ.; 2. Инфин.;  3.Числ.; 4. Сл/соч; 5. Прич.; 6. Числ.; 7.  Инфин.; 8. Межд.; 9. Мест.; 10. Сущ. Прошу поднять руки тех, кто верно  определил все части речи, которыми  выражены подлежащие. Кто допустил одну  ошибку, две. Более трех. П. Предлагаю работу в парах (карточки).  Отметьте предложение, в котором  Выполняют  задание.  Комментируют  Контроль за  выполнением  7подлежащее выражено: ответы. I. Именем существительным в им. п.: 1. Играй, гармонь! 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Все сады цветут на этой земле. 4. Мне подали письмо. 5. Две свечи мерцают слабо. II. Местоимением в И.п.:  1. Вся граница на тысячу верст на  мгновенье блеснула штыками. 2. Никто ничего не прятал у себя в  карманах. 3. Один из участников конференции  выступил с докладом. 4. Много песен над Волгой звенело. 5. Пять человек расселись около костра. III. Инфинитивом: 1. Все три всадника ехали молчаливо. 2. Наша задача — беречь природу. 3. Беречь природу — значит охранять  Родину. 4. Мать с сыном пошла гулять. 5. Я сам кляну свое рожденье. IV. Фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной  площади. 2. Несколько тачанок с грохотом  промчались по селу. 3. Один из гостей произнес юбилейную речь. 4. У этой девочки было золотое сердце. 5. Много дров было припасено на зиму. ­ Объясните значение фразеологизма  (доброе, открытое) задания. Развитие  умения  работать в  парах. Работа в  парах  способствует  развитию  толерантност и, навыков  сотрудничест ва. 88. Закреп ление  усвоен ного­7 мин. Прошу самостоятельно выполнить  задание  (слайд №10) Преобразуйте предложения,  выразив в них подлежащее инфинитивом.  Самостоятельно  выполняют  задание.  Желаемый  ответ. Заполняют  таблицу. Уважение к старшим – долг каждого  человека. (Уважать старших – долг каждого  человека.) Забота о детях – обязанность всего  общества. (Заботиться о детях –  обязанность всего общества.) Вопрос: ­ Как вы понимаете смысл первого  предложения? Задание: Предлагаю заполнить таблицу своими  примерами. Предупреждаю, что ученики, быстро и  правильно выполнившие задание, получат  хорошие отметки. Слежу за выполнением работы. Способы выражения подлежащего Именем сущ­ым в И.п. Местоимением в И.п. Им.прилаг.   в И.п. Причастием в И.п. Им. числит. В И.п. Неопр. формой глагола Наречием Междометием Синтак. неделим. сл/соч Фразеологизмом 9. Подве дение  итогов – 1  мин. Подвожу итоги урока. Прошу ответить на  вопросы: ­ Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения? Они   выполняют   самую   главную Внимательно  слушают  учителя,  отвечают на  вопросы,  Закрепление  навыков и  умений  нахождения  подлежащего  в  предложении  и  согласовании  его со  сказуемым. Развитие речи и логического мышления.  Стимулирова ние  побуждения к получению  хорошей  отметки за  работу. Выявление и  уточнение  результатов  деятельности  на уроке. 9заключена    подлежащее  предназначено функцию: для введения предмета речи, т.е. того, о чем или о ком говорится в предложении; без него было бы неясно, о чем идет речь. Сказуемое  несет   информацию   об   этом предмете   –   что   он   делает?   Каков   он? Что с ним происходит? Кто он такой? Что   он   такое?   Другими   словами,   в подлежащем   главная, основная информация речи. ­ Что обозначает подлежащее? (Обозначает предмет речи) Самые   различные   предметы,   явления действительности   и   абстрактные понятия. ­ На какие вопросы отвечает? Кто или что? ­   Какими   частями   речи   может   быть выражено? Всеми частями речи. ­ Понравился ли урок? ­ Кто, по вашему мнению, активнее всех  работал на уроке? Благодарю всех за работу, называю особенно  активных, поощряю, выставляю оценки. Подчеркните нужное в анкете.            1.На уроке я работал              ( активно / пассивно)            2.Своей работой я                 (доволен / не доволен)            3.Урок для меня показался               (коротким/длинным)                                        4.За я урок                (не устал / устал)       5. Мое настроение             (стало лучше / стало хуже)            6.Материал урока мне был              (понятен/непонятен)                   Рефле ксия. Воспитание  доброжелател ьности,   уважения  друг к другу. помогают в  оценке ответов  товарищей. Осуществляют  самоанализ,  дают  качественную и  количественную  оценку уроку. Выявление  эффективнос ти работы  класса,  увлекательнос тии  полезности  выбранных  форм работы. Возможность  оценить  активность  каждого на  разных этапах урока. 1010. Домаш нее  задани е­  1мин. Знакомлю уч­ся с домашним заданием  (упр.93).              Объясняю задание. 1. Правило, стр.46  Упр. 93 2.Списать текст. 3. Подчеркнуть подлежащие. 4. Указать, чем они выражены. 5. Указать предложения, в которых нет  подлежащих. 6. Произвести морфологический разбор  выделенного слова. Внимательно  слушают  объяснения  учителя, задают  вопросы,  записывают  задание в  дневники                                       Домашнее  задание носит  только  характер  выработки  навыков,  умений и  закрепления  нового  материала ,  повторение  морфологичес кого разбора  местоимения. Мотивирован ие домашнего  задания. Создание  атмосферы  доброжелател ьности,  уверенности в успешном  выполнении  домашнего  задания. 11Приложение №1                                              Таблица         Примеры предложений              Части речи 1. 2. 3. 4.  5. 6. 7.  8. 9. 10.                                                                                                 Приложение № 2                                     Карточки для работы в парах       Отметить предложение, в котором подлежащее выражено: I. Именем существительным в им. п.: 1. Играй, гармонь! 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Все сады цветут на этой земле. 4. Мне подали письмо. 5. Две свечи мерцают слабо. II. Местоимением в И.п.:  1. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками. 2. Никто ничего не прятал у себя в карманах. 3. Один из участников конференции выступил с докладом. 4. Много песен над Волгой звенело. 5. Пять человек расселись около костра. 12III. Инфинитивом: 1. Все три всадника ехали молчаливо. 2. Наша задача — беречь природу. 3. Беречь природу — значит охранять Родину. 4. Мать с сыном пошла гулять. 5. Я сам кляну свое рожденье. IV. Фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной площади. 2. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. 3. Один из гостей произнес юбилейную речь. 4. У этой девочки было золотое сердце. 5. Много дров было припасено на зиму.                                                                                                                    Приложение №3                                          Рефлексия                                 Подчеркните нужное в анкете.            1.На уроке я работал              ( активно / пассивно)            2.Своей работой я                 (доволен / не доволен)            3.Урок для меня показался               (коротким/длинным)                                                4.За я урок                (не устал / устал)       5. Мое настроение             (стало лучше / стало хуже)            6.Материал урока мне был              (понятен/непонятен)                   13