Главные члены предложения. Подлежащие.
Оценка 4.9

Главные члены предложения. Подлежащие.

Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
русский язык
8 кл
21.11.2018
Главные члены предложения. Подлежащие.
Конспект урока 8 класс. По теме грамматическая основа. Подлежащее. структура урока и содержание выдержаны с учетом требований ФГОС. тип урока: урок- изучение нового материала . Соблюдены здоровье сберегающие методы. Проведена физминутка для глаз. присутствует такой вид работы как дискуссия. 80% работа ученика.
подлежащие.doc
«ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО  ВЫРАЖНИЯ» В 8 КЛАССЕ Этапы  Деятельность учителя урока Деятельность уч­ ся Методическое обоснование 1. Орган иза­ ционн ый   момен т­ 1мин. 2.  Цель­ 1мин. Приветствую уч­ся, проверяю внешний вид,  организацию рабочих мест, фиксирую  отсутствующих.  Прошу прочитать тему урока, записанную на  доске, и сформулировать цель урока  (слайд№1). ­ Что такое подлежащее? (Главный член предложения, который  обозначает предмет речи, т.е. называет то, о  чем говорится в предложении. ). ­ На какие вопросы отвечает подлежащее? ( Общий вопрос о чем (о ком) говорится в  предложении . Иногда общего вопроса для  выделения подлежащего недостаточно. Тогда он уточняется вопросами (кто? что?)  ­ Что мы будем делать на уроке? (Находить главные члены предложения,  подлежащее, определять, чем оно выражено) ­ Так какова цель нашего урока? (Определить способы выражения  подлежащего) ­ Для чего нам это нужно? (Чтобы правильно выделить грамматическую  Приветствуют  учителя,  проверяют  готовность к  уроку.  Дежурный  сообщает об  отсутствующих. Включаются в  деловой режим. Учащиеся  прочитывают  тему урока и  пробуют  сформулировать  цель урока. Записывают  тему. Подготовка  уч­ся к работе на уроке,  снятие  эмоционально го  напряжения,  организация  внимания,  воспитание  сознательной  дисциплины. Помогает  самостоятель ной  постановке  цели урока,  способствует  принятию  учебной  задачи и  положительно й мотивации  на работу. 1 3.  Актуа лизаци я  знаний ­5  мин. основу предложения; быть грамотными  людьми) Прошу записать предложение в тетрадь  (слайд №3). На слайде репродукция картины  И.Левитана «Золотая осень». Разве в этом кто­то виноват, что с  деревьев листья улетели! (Н.Рубцов) Задание: ­ Какое это предложение по строению?  (Сложное) ­ Из скольких простых предложений оно  состоит? (Из двух) ­ Выделите основы предложений (Кто­то  виноват и листья улетели) ­ Составьте схему предложения.  [      ] , что  (       )! ­ Чем выражены подлежащие в  предложениях?  (Неопр. мест. и сущ.) ­ В предложении есть вопросительная  частица разве, а на конце стоит  восклицательный знак. Как вы думаете,  почему? ( Для усиления риторического восклицания) Желаемые  ответы. Воспроизведе ние ранее  усвоенных  знаний о  подлежащем и применение  их в новой  ситуации.  Стимулирова ние  познавательно й  деятельности  учащихся и  контроль  учителя. 2 4. Объяс нение  нового матер иала­ 12  мин. Говорю о том, что подлежащее может быть  выражено разными частями речи.  У каждого на столе лежит листок с пустой  таблицей (слайд №5). В первую колонку  будем записывать части речи, которыми  будет выражаться подлежащее. Запись  предложений под диктовку.  Задание: выделить грамматическую основу  предложения;  определить, какой частью  речи выражено подлежащее. Попутно  занимаемся повторением. Слушают,  воспринимают  информацию. Записывают  предложения в  тетрадь. Находят  подлежащее и  определяют,  какой частью  речи оно  выражено в  предложениях. Развитие  навыков  коллективной работы,  зрительной  памяти,  наглядно­ образного  мышления.     на лугах серебрится.       – здоровью вредить. (Посл.)  1. Сонный туман (И.Бунин) (Сущ. в И.п.) (Как пишется ­тся на конце глагола?)  2. Я помню чудное мгновенье. (А.С.Пушкин) (Местоим. в И.п.) (Какую букву напишем после Ч?) 3. Пять – моя любимая цифра.  (Числительное в И.п.) (Сколько звуков в слове МОЯ?) 4. Курить (Инфин.) (Объясните знак в предложении) 5. Смелый к победе стремится. (Посл.)  (Прилаг.) 6. Будущее принадлежит людям честного  труда. (М.Горький)  (Причастие) Обратите внимание! Прилагательные и  причастия, занимая место  подлежащего, приобретают некоторые  признаки существительных и могут  перейти в существительные. 7. Светлое завтра  в наших руках. (Л.Ошанин) (Наречие) 8. Мы с приятелем вдвоем замечательно  живем.  (С.Михалков) (Синтаксически неделимое   словосочетание) 3 (Какой частью речи является слово  ВДВОЕМ?) 9. В лесу раздавалось громкое «ау». (Междометие) (Назовите корень  в слове раздавалось). 10. (Приглашение к дискуссии).   Родная Встретилась   ребятам   пословица: сторона — мать, а чужая — мачеха.  Олег говорит: «Сторона — подлежащее, мать — сказуемое».  ­   Ошибаешься,   —   возражает   Юра.   ­ Подлежащее выражено здесь двумя словами: родная сторона.    Как  это  — двумя? —  возмутился   Олег. ­ Здесь   же   ясно:   что?   —   сторона,   какая?   ­ родная. Это второстепенный член.  ­ Какой же это второстепенный член, если без него   пословица   теряет   всякий   смысл?   — улыбнулся   Юра.   —   Ведь   если   рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона — мать, сторона — мачеха.  ­   Да,   вообще­то   чепуха   получается,   — почесал затылок Олег.  ­ Поэтому­то во втором предложении слово сторона пропущено. Главное здесь — какая сторона.  ­   Ага,   попался!   —   вскочил   Олег.   —   Сам говоришь   «какая»!   Выходит,   родная   ­   это определение!  ­   Да,   в   рамках   фразеологизма  родная сторона  —   это   определение.   Но   весь фразеологизм выступает как подлежащее: родная сторона, т.е. родина; чужая сторона, т. е. чужбина.  — Может быть, ты и прав... —  Вопрос: А вы как думаете, ребята?  Проверяем задание, предложения на слайде  Развитие  момента  дискуссии. Желаемый  ответ. 4 (слайд№6), затем  ­ запись в первую колонку  таблицы (слайд №7).  Делают вывод. Прошу сделать вывод. Вывод: подлежащее может быть разными  частями речи (слайд №8). Прошу отложить таблицы в сторону, они нам  понадобятся в конце урока. Говорю о том, что необходимо уметь  разграничивать подлежащие,  выраженные инфинитивом, и сказуемые  односоставного предложения, которые  тоже могут быть выражены инфинитивом.          Ср. выраженное следующие  Учиться  интересно. ­Вспомним, какое предложение  называется односоставным? (с одним главным членом)   Сравните: Интересно учиться.  подлежащее, Отличить инфинитивом, помогут опознавательные признаки:  1.  Порядок слов. Подлежащее, выраженное инфинитивом,   обычно   ставится   на   первое место в предложении. Ср.: Узнать об этом очень легко. и Об этом очень легко узнать.   Интонация.  Подлежащее   выделяется 2. логическим   ударением, состав подлежащего   отделяется   паузой   от   состава сказуемого. Узнать об этом / очень легко.  3.  Вопрос   от   сказуемого:   (что?)   легко   — узнать.    а     Одинаковые   ли   подлежащие   в Вопрос: ­ предложениях?   Весло  задело   платье. весло.   В   тех   случаях,   когда   возникает двусмысленность,   порядок   слов   помогает  Платье  задело Желаемый  ответ. 5 отличить   подлежащее   от   дополнения:   на первом   месте   в   подобных   предложениях всегда стоит подлежащее: Мать любит дочь.    Предлагаю перейти к работе с учебником.  Изучаем правило на стр. 46. Далее  выполняем устно упр. 90 (I).  5.  Усвое ние  нового матер иала ­  7 мин. Разбирают  правило по теме. Устно  выполняют  упражнение,  комментируя,  какой часть речи выражено  подлежащее. Активизация  мыслительны х процессов. Применение  изученных  теоретически х сведений на  практике. Развитие  орфографиче ской и  пунктуационн ой зоркости. Контроль за  усвоением  нового  материала. 6.  Здоро Предлагаю выполнить упражнения для  Выполняют  Предупрежде 6 вьесбе регаю щая  пауза­ 2 мин. 7. Выраб отка  умени й и  навык ов­7  мин. снятия утомляемости глаз и для улучшения  мозгового кровообращения упражнения. Самостоятельно  выполняют  задание.  Самопроверка. I. Выборочный диктант. Сами предложения не записываются, идет  запись способов выражения подлежащего. 1.Спит черёмуха в белой накидке.  (С.Есенин). 2.Врага уничтожить – большая заслуга.  (А.Твардовский) 3.Двое уже обогнали меня.  4.Три девицы под окном пряли поздно  вечерком. (А.С.Пушкин) 5.Провожающие покинули вагоны. 6.Семеро одного не ждут. (Пословица). 7. Жить — это только привычка. (А.  Ахматова) 8.Слабенькое гав­гав раздавалось из­под  крыльца. 9.Он в думу тихо погрузился. (А.С.Пушкин) 10.Роняет лес багряный свой убор.  (А.С.Пушкин) ние  утомляемости уч­ся, снятие  психологичес кого  напряжения.   Подготовка к  продолжению  урока. Развитие  орфографиче ской  зоркости.  Коррекция  знаний и  устранение  пробелов.  Воспитание  любви к  родному  языку,  развитие речи  и логического мышления.  Ответ на слайде №9. Самопроверка. 1. Сущ.; 2. Инфин.;  3.Числ.; 4. Сл/соч; 5. Прич.; 6. Числ.; 7.  Инфин.; 8. Межд.; 9. Мест.; 10. Сущ. Прошу поднять руки тех, кто верно  определил все части речи, которыми  выражены подлежащие. Кто допустил одну  ошибку, две. Более трех. П. Предлагаю работу в парах (карточки).  Отметьте предложение, в котором  Выполняют  задание.  Комментируют  Контроль за  выполнением  7 подлежащее выражено: ответы. I. Именем существительным в им. п.: 1. Играй, гармонь! 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Все сады цветут на этой земле. 4. Мне подали письмо. 5. Две свечи мерцают слабо. II. Местоимением в И.п.:  1. Вся граница на тысячу верст на  мгновенье блеснула штыками. 2. Никто ничего не прятал у себя в  карманах. 3. Один из участников конференции  выступил с докладом. 4. Много песен над Волгой звенело. 5. Пять человек расселись около костра. III. Инфинитивом: 1. Все три всадника ехали молчаливо. 2. Наша задача — беречь природу. 3. Беречь природу — значит охранять  Родину. 4. Мать с сыном пошла гулять. 5. Я сам кляну свое рожденье. IV. Фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной  площади. 2. Несколько тачанок с грохотом  промчались по селу. 3. Один из гостей произнес юбилейную речь. 4. У этой девочки было золотое сердце. 5. Много дров было припасено на зиму. ­ Объясните значение фразеологизма  (доброе, открытое) задания. Развитие  умения  работать в  парах. Работа в  парах  способствует  развитию  толерантност и, навыков  сотрудничест ва. 8 8. Закреп ление  усвоен ного­7 мин. Прошу самостоятельно выполнить  задание  (слайд №10) Преобразуйте предложения,  выразив в них подлежащее инфинитивом.  Самостоятельно  выполняют  задание.  Желаемый  ответ. Заполняют  таблицу. Уважение к старшим – долг каждого  человека. (Уважать старших – долг каждого  человека.) Забота о детях – обязанность всего  общества. (Заботиться о детях –  обязанность всего общества.) Вопрос: ­ Как вы понимаете смысл первого  предложения? Задание: Предлагаю заполнить таблицу своими  примерами. Предупреждаю, что ученики, быстро и  правильно выполнившие задание, получат  хорошие отметки. Слежу за выполнением работы. Способы выражения подлежащего Именем сущ­ым в И.п. Местоимением в И.п. Им.прилаг.   в И.п. Причастием в И.п. Им. числит. В И.п. Неопр. формой глагола Наречием Междометием Синтак. неделим. сл/соч Фразеологизмом 9. Подве дение  итогов – 1  мин. Подвожу итоги урока. Прошу ответить на  вопросы: ­ Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения? Они   выполняют   самую   главную Внимательно  слушают  учителя,  отвечают на  вопросы,  Закрепление  навыков и  умений  нахождения  подлежащего  в  предложении  и  согласовании  его со  сказуемым. Развитие речи и логического мышления.  Стимулирова ние  побуждения к получению  хорошей  отметки за  работу. Выявление и  уточнение  результатов  деятельности  на уроке. 9 заключена    подлежащее  предназначено функцию: для введения предмета речи, т.е. того, о чем или о ком говорится в предложении; без него было бы неясно, о чем идет речь. Сказуемое  несет   информацию   об   этом предмете   –   что   он   делает?   Каков   он? Что с ним происходит? Кто он такой? Что   он   такое?   Другими   словами,   в подлежащем   главная, основная информация речи. ­ Что обозначает подлежащее? (Обозначает предмет речи) Самые   различные   предметы,   явления действительности   и   абстрактные понятия. ­ На какие вопросы отвечает? Кто или что? ­   Какими   частями   речи   может   быть выражено? Всеми частями речи. ­ Понравился ли урок? ­ Кто, по вашему мнению, активнее всех  работал на уроке? Благодарю всех за работу, называю особенно  активных, поощряю, выставляю оценки. Подчеркните нужное в анкете.            1.На уроке я работал              ( активно / пассивно)            2.Своей работой я                 (доволен / не доволен)            3.Урок для меня показался               (коротким/длинным)                                        4.За я урок                (не устал / устал)       5. Мое настроение             (стало лучше / стало хуже)            6.Материал урока мне был              (понятен/непонятен)                   Рефле ксия. Воспитание  доброжелател ьности,   уважения  друг к другу. помогают в  оценке ответов  товарищей. Осуществляют  самоанализ,  дают  качественную и  количественную  оценку уроку. Выявление  эффективнос ти работы  класса,  увлекательнос тии  полезности  выбранных  форм работы. Возможность  оценить  активность  каждого на  разных этапах урока. 10 10. Домаш нее  задани е­  1мин. Знакомлю уч­ся с домашним заданием  (упр.93).              Объясняю задание. 1. Правило, стр.46  Упр. 93 2.Списать текст. 3. Подчеркнуть подлежащие. 4. Указать, чем они выражены. 5. Указать предложения, в которых нет  подлежащих. 6. Произвести морфологический разбор  выделенного слова. Внимательно  слушают  объяснения  учителя, задают  вопросы,  записывают  задание в  дневники                                       Домашнее  задание носит  только  характер  выработки  навыков,  умений и  закрепления  нового  материала ,  повторение  морфологичес кого разбора  местоимения. Мотивирован ие домашнего  задания. Создание  атмосферы  доброжелател ьности,  уверенности в успешном  выполнении  домашнего  задания. 11 Приложение №1                                              Таблица         Примеры предложений              Части речи 1. 2. 3. 4.  5. 6. 7.  8. 9. 10.                                                                                                 Приложение № 2                                     Карточки для работы в парах       Отметить предложение, в котором подлежащее выражено: I. Именем существительным в им. п.: 1. Играй, гармонь! 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Все сады цветут на этой земле. 4. Мне подали письмо. 5. Две свечи мерцают слабо. II. Местоимением в И.п.:  1. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками. 2. Никто ничего не прятал у себя в карманах. 3. Один из участников конференции выступил с докладом. 4. Много песен над Волгой звенело. 5. Пять человек расселись около костра. 12 III. Инфинитивом: 1. Все три всадника ехали молчаливо. 2. Наша задача — беречь природу. 3. Беречь природу — значит охранять Родину. 4. Мать с сыном пошла гулять. 5. Я сам кляну свое рожденье. IV. Фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной площади. 2. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. 3. Один из гостей произнес юбилейную речь. 4. У этой девочки было золотое сердце. 5. Много дров было припасено на зиму.                                                                                                                    Приложение №3                                          Рефлексия                                 Подчеркните нужное в анкете.            1.На уроке я работал              ( активно / пассивно)            2.Своей работой я                 (доволен / не доволен)            3.Урок для меня показался               (коротким/длинным)                                                4.За я урок                (не устал / устал)       5. Мое настроение             (стало лучше / стало хуже)            6.Материал урока мне был              (понятен/непонятен)                   13

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.

Главные члены предложения. Подлежащие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018