"Глобальные проблемы человечества" урок по экологии
Оценка 4.7

"Глобальные проблемы человечества" урок по экологии

Оценка 4.7
doc
03.05.2024
"Глобальные проблемы человечества" урок по экологии
Урок 18 Гео Глобальные проблемы.doc

Урок № 18.  Тема: Глобальные проблемы человечества.

Обобщающий урок по теме: «Глобальные проблемы человечества».

 

Задачи урока: закрепить и обобщить знания о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей решения каждой из этих проблем. Уметь обосновать главную мировоззренческую идею темы: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических, каких бы то ни было целей. Знать и правильно применять ключевые понятия темы: глобальная проблема, экологический кризис, стабилизация численности населения, энергетический кризис, морское хозяйство, глобальный прогноз.

 

В конференции принимают участие: Президент Географического общества, корреспонденты журналов: «Проблемы экологии», «Вопросы истории», «Здоровье», «Новое время», а также обозреватели по экологическим, политическим и социальным вопросам.

                       

Президент ГО.

Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего, требуют для их решения объединенных усилий, совместных действий всех государств, образуя треугольник: население – социальное и экономическое развитие – окружающая среда.

 

Корреспондент журнала «Проблемы экологии».

Мы не унаследовали землю от наших предков. Мы берем ее у наших потомков. Каковы формы и факторы воздействия на окружающую среду? В какой мере решение проблемы окружающей среды зависит от каждого жителя нашей планеты?

 

Первый обозреватель по экологическим проблемам.   

«Завоевывая природу», люди в значительной степени подорвали естественные основы собственной жизнедеятельности, стабильность мировых экологических систем, уменьшили биологическое разнообразие на планете, что привело к заметному ухудшению состояния окружающей среды. «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу», - сказал французский океанолог Жак – Ив Кусто. В некоторых странах и районах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. Возникла мировая экологическая угроза не только нынешнему, но и грядущим поколениям. Драматическая ситуация с обеспеченностью водой. Примерно 40 % человечества чувствуют «водный голод», 60 % суши занимают пустынные и полупустынные земли. Земля – маленький шар во Вселенной , и это единственное место, где человечество может выжить или погибнуть . Экологическая беда коснулась свей планеты.

 

Второй обозреватель по экологическим проблемам.

Воздействие человека на природу огромно: вырубка лесов, опустынивание земли, распашка последних пригодных для земледелия площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами. Выбросы в атмосферу различных газов создают парниковый эффект. За последние 100 лет температура на земле поднялась на 0,6 градусов.

 

Первый обозреватель по экологическим проблемам.

Девиз ООН – «Земля у нас одна!». «Всемирная стратегия охраны природы» - это развернутая программа действий всех стран мирового сообщества, принятая ООН. Главный путь решения экологической проблемы – организация производственной и непроизводственной деятельности людей.

 

Корреспондент журнала «Вопросы истории».      

В чем сущность проблемы мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, т.е. глобальные проблемы № 1?

            

Обозреватель по политическим проблемам.

Ученые подсчитали, что за последние 5,5 тысячелетия на нашей планете было 15 тысяч войн. Но нигде прежде не было реальной возможности уничтожения целых стран и континентов. Она возникла в связи с созданием ядерного, химического, бактериологического оружия в сочетании с ракетной техникой. В 80-е годы в мире на военные цели расходовалось более 1 трлн. долларов в год. Вооруженные силы всех стран насчитывали 30 млн. человек, а всего в сферу военных приготовлений было вовлечено около 100 млн. человек. В мире уже накоплены чудовищные средства массового уничтожения , достаточные для многократного истребления всего живого на нашей планете. Мир подошел к такой критической черте, когда гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» встал уже не перед отдельными людьми, а перед всем человеческим родом. Географы так оценивают возможные климатические последствия ядерной войны. Возникновение массовых пожаров после обмена ядерными ударами способствовало бы образованию в атмосфере сплошного облака из сажи, дыма, гари, вызвало бы затемнение всей земной поверхности – «ядерную ночь», что привело бы к понижению температуры на 15- 20 градусов, а в некоторых районах – до 40, т.е. к наступлению «ядерной зимы» и массовой гибели флоры и фауны . Вот почему проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, выживания и самосохранения человечества стало поистине проблемой № 1.

 

Корреспондент журнала «Здоровье».

Каков же демографический портрет планеты в 20 веке?

 

Обозреватель по социальным проблемам.

Демографическая проблема - одна из проблем века. Демографический кризис развитых стран привел к нарушению воспроизводства населения, к сокращению его численности. Демографический взрыв Африки, Азии, Латинской Америки, с одной стороны, обеспечивает прилив свежих сил, рост трудовых ресурсов, а с другой – создает дополнительные трудности в борьбе с преодолением экономической отсталости, осложняет решение социальных вопросов. Демографическая политика - регулирование воспроизводства населения – определяется демографической ситуацией в стране.

 

Корреспондент.

Есть ли связь между энергетической и сырьевой проблемами?

 

Обозреватель по экономическим проблемам.

В глобальных масштабах энергетическая и сырьевая проблемы- проблемы - близнецы. Появились они в 70-е годы. Проблемы ресурсообеспеченности и раньше приобретали определенную остроту, но обычно это относилось к отдельным районам и странам. Лишь за 3 послевоенных десятилетия из недр земли было извлечено больше минерального топлива и сырья, чем за всю предшествующую историю человечества. Согласно подсчетам ученых из недр земли было извлечено 180 млрд. тонн угля, 85 млрд. тонн нефти, 40 млрд. тонн железной руды, 280 млрд. тонн медной руды, 100 тысяч тонн золота. Из этого количества на последние тридцать лет приходится 50- 85 % всей добычи.

 

Корреспондент

Почему продовольственная проблема приобрела наибольшую остроту в развивающихся странах?

 

Обозреватель по экономическим проблемам.

В настоящее время, по данным ООН только 1/3 населения планеты обеспечена питанием. Сейчас крайне сложная ситуация с обеспечением продуктами питания наблюдается в Африке, Южной, Юго-Восточной Азии. Для решения продовольственной проблемы необходимо полнее использовать ресурсы растениеводства, животноводства, рыболовства. Естественный путь заключается в расширении пахотных, пастбищных, рыбопромысловых угодий. Площадь пригодных для сельскохозяйственной обработки земель на нашей планете 3,2 -3,4 млрд. га, а используется пока менее 50 % . Все плодородные и удобно расположенные земли освоены, поэтому потребуется большие затраты для освоения новых земель. Это экстенсивный путь. Интенсивный путь, т.е. повышение биологической продуктивности существующих угодий, связан с применением биотехнологий, использованием новых высокоурожайных сортов, новых методов обработки почвы, развитием механизации, мелиорации. Для того, чтобы прокормить население земли, объем сельскохозяйственной продукции необходимо увеличить в 2 раза. Интенсивный путь главный в решении продовольственной проблемы. Нехватка продовольствия в современном мире объясняется не природными, а социально-экономическими причинами. В развивающихся странах преобладает нерациональное, хищническое природопользование. В результате эрозии почв, засоления орошаемых земель, неумеренного выпаса скота, примитивной агротехники, возделывания одних и тех же культур в условиях большой плотности населения происходит деградация почв и снижение плодородия. Поэтому доля сельскохозяйственного производства развивающихся стран в мире составляет 53 % .,а доля населения -77 %.Отсюда недоедание, что сказывается на здоровье, работоспособности, умственном развитии людей.

 

Корреспондент.

Какова взаимосвязь глобальных проблем человечества? Как идет освоение космоса?

 

Обозреватель по новейшим технологиям.

Космос является глобальной средой, общим достоянием человечества. Космические программы существенно осложнились, их выполнение требует концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Освоение космоса стало одной из важнейших международных глобальных проблем. Мирное освоение космоса возможно при использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления, обеспечивает огромную космическую информацию о Земле и ее ресурсах. Все отчетливее проступают черты будущей космической индустрии, космической технологии, применения космических энергоресурсов. Учеными разработаны проекты сооружения космических солнечных электростанций. Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание, но все они тесно взаимосвязаны: энергетическая и сырьевая с экологической, экологическая с демографической, демографическая с продовольственной и т. д. Особое место занимает проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны. Военное производство отвлекает огромные людские, энергетические и сырьевые ресурсы, материальные средства, которые изымаются из сферы мирного труда, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды. Начинается переход от экономики вооружений к экономике разоружения.

 

Президент ГО.

Глобальные проблемы сложны. Недра Земли и Мировой океан таят в себе еще много неиспользованных и неоткрытых богатств, на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой, а современный демографический взрыв – не вечное явление. Глобальные проблемы связаны с решением научных, технических, экономических, социальных, политических вопросов. В условиях мира и научно-технической революции человеческой цивилизации не грозит гибель из-за перенаселения, недостатка ресурсов и загрязнения окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по теме:

В чем сущность глобальных проблем и чем объяснить их возрастающая актуальность?

Объясните, почему улучшений именно США с Советским Союзом, а затем с  Россией традиционно связывается с

“ потеплением” в международных отношений в целом.

Используйте данные средств массовой информации, покажите последние конкретные шаги в установлении сотрудничества и взаимопонимания народов  в решении проблемы сохранения мира на Земле.

Представьте себя на мгновение руководителем «всемирного правительства». На какие нужды человечества вы израсходовали бы сэкономленный на гонке вооружений  1 трлн. долларов?

Как вы считаете, почему проблема сохранения мира и предотвращения ядерной войны считается первоочередной среди глобальных проблем? Ответ аргументируйте.

Чем вы объясните тот факт, что нагрузка на окружающую среду резко возросла именно во второй половине  ХХ в.?

Назовите главные направления деградации  окружающей среды в современном мире.

Негативные изменения окружающей среды в различных странах имеют, как известно, свою специфику. Попытайтесь в этой связи проанализировать  особенности экологических проблем в высокоиндустриальных странах, с одной стороны, и слаборазвитых странах – с другой,  и объяснить имеющиеся различия.

Каковы должны быть, по-вашему, основные направления экологической политики; б) слаборазвитых стран? В чем они должны совпадать, а в чем могут существенно различаться?

Приведите конкретные примеры усилий, предпринимавшихся в последние  годы отдельными странами или  группой стран и направленных на оздоровление экологической обстановки.

Поскольку острые демографические проблемы имеют место главным образом в развивающихся странах, можно ли считать, что высокоразвитые страны не имеют прямого отношения к глобальной демографической ситуации? Любой ответ постарайтесь обосновать.

Почему при существующих социально-экономических условиях в развивающихся странах быстрый рост населения порождает новые трудности? Составьте схему взаимосвязи сложного комплекса проблем, обусловленных демографической ситуацией в развивающихся странах.                                                            

Обоснуйте тезис: «Продовольственная  проблема не столько ресурсная, сколько социально-экономическая и политическая». Постройте логическую схему, отражающую существующие взаимосвязи.

Развитые капиталистические страны экспортируют продовольствие, развивающиеся страны поставляют на мировой рынок значительную часть сельскохозяйственной продукции. Что скрыто за географией этих потоков продукции сельского хозяйства?

Почему избыток продовольствия в США, Западной Европе, Австралии и некоторых других странах не может решить продовольственную проблему в странах третьего  мира?

Какими возможностями для увеличения продуктов питания обладает современная наука?

Почему широкое осознание ресурсной проблемы произошло лишь в 70-х гг. нашего столетия?

Страны мира имеют разный ресурсный потенциал и, главное, разные подходы к его использованию. Почему энергетическая и ресурсная проблема, не являющаяся острой для  отдельных стран, имеет, тем не менее, глобальный характер?

В чем, кроме возобновимости, преимущество альтернативных источников  энергии?

Используя материалы сообщений средств массовой информации приведите примеры  путей решения энергетической и сырьевой проблемы в России.

Почему именно с развивающимися странами в первую очередь связаны многие глобальные проблемы человечества? Какие из них являются особенно актуальными для молодых государств?

В каких сферах материальной и духовной жизни особенно ярко проявляются  различия между развитыми и развивающимися странами?

Что представляет собой идея нового международного экономического порядка?

Обострение, каких глобальных проблем вызывает сохраняющаяся отсталость развивающихся стран?

Каковы основные направления использования Мирового океана в наши дни? Как повлияла НТР на развитие морского хозяйства?

Охарактеризуйте взаимосвязь ресурсной и экономической проблем Мирового океана.

Почему особую опасность океанским водам несет загрязнение их нефтью и отходами ее переработки?

Как вы представляете себе пути решения острых проблем Мирового океана?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок № 18. Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок № 18. Тема: Глобальные проблемы человечества

Корреспондент. Есть ли связь между энергетической и сырьевой проблемами?

Корреспондент. Есть ли связь между энергетической и сырьевой проблемами?

Вопросы по теме: В чем сущность глобальных проблем и чем объяснить их возрастающая актуальность?

Вопросы по теме: В чем сущность глобальных проблем и чем объяснить их возрастающая актуальность?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2024