ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ.
Упражнения для учащихся 9-10 классов.
Для детей с недостатками слуха.
В русском языке различаем звонкие (с участием тона — звука) и глухие (только с шумом) согласные.
Звонкие: б, в, д, з, ж, г |
только звонкие (сонорные): л, м, н, р, й |
Глухие: п, ф, т, с, ш, к |
только глухие: ч, щ, ц, х |
Предлог «в», стоящий перед словом, начинающимся с глухого согласного, оглушается и произносится как [ф]:
Звонкие согласные в середине слова перед глухими оглушаются (произносятся как глухие):
Предлог «с», стоящий перед словом, начинающимся со звонкого согласного (кроме «в»), озвончается и произносится как «з»:
Звонкие согласные, в конце слов произносятся как соответствующие глухие:
Глухие согласные в середине слова перед звонкими озвончаются (произносятся как звонкие):
Упражнение
1
Укажите, какие из этих букв обозначают звонкие, а какие глухие звуки. Назовите к ним соответствующие парные звуки.
/в/, /ж/, /ч/, /т/, /м/, /р/, /с/, /б/, /к/, /х/, /ц/
Упражнение 2
Слушайте и пишите слоги
да — та |
го — ко |
по — бо |
жа — ша |
ву — фу |
су — зу |
3
Сегóдня я пойдý с дрýгом в парк.
Дай мне чистый нож, лóжку и крýжку!
Я сдéлал в диктáнте однý ошибку.
На обéд у меня был вкýсный пирóг.
Наш пóезд прибыл на вокзáл с опоздáнием.
Под окнóм растёт большóй дуб.
В теáтре мы смотрéли нóвую скáзку.
Я всегдá гуляю с брáтом в садý.
Мы сдéлали отбóр экспонáтов на выставку.
В цирк я пойдý с женóй и сыном.
Упражнение 4
Прочитайте:
Мáмочка, бáбушка, молокó, хорошó, соснá, хóлодно, сторонá, крокодил, шоколáд, сорóка, хохотáть, гóрод, молодóй, говорить, поговóрка, машина, телевизор, ревизóр, режиссёр, сериáл, мéбель, чердáк, чемодáн, человéк, дядя, тётя, зарядка, нянечка, вязáть, тяжёлая, мяснáя, лягýшка, рядовóй, Яна, Ярослáв, язык, яма, ягода, явлéние, янвáрь, ясная, Еврóпа, Елéна, Ева, едá, ёжик, ёлочка, юбка, южный, юлá, Юрмала, юноша, ювелир зелёная, Татьяна, запятáя, дьякон, Дáрья, Мaрия, лéтняя, польёт, моё, синее, счáстье, здорóвье, поéхать, синюю, дéлаю, Раиса, Зинаида, мои, свои, оперáции, катáться, занимáться, купáться, одевáться, он учился, она рáдовалась, я обиделся.
Упражнение 5
Читайте ритмически, запишите, в каком ритме произносятся слова в каждом ряду:
дом, кот, сад, зуб, суп, нож, клад, мы, вы он, ты, наш, ваш, твой,
хорошó, молокó, телефóн, сторонá, головá, рукавá, городá,
óвощи, рóдина, мóлодо, хóлодно, пóровну, óбщество, дóрого
лекáрство, дерéвня, погóда, проблéма, бабýля, дорóга, мужчина
Упражнение 6
Читайте противопоставление [и] и [ы]:
бить – быт, бил – быль, трубы – труби
виза – вызов, вить- выть, высох – висок
Дима – дым, сади – сады, рáды – рáди
коли – колы, лысый – лисий
мил – мыл, мило – мыло, Митя – мыть
усни – сны, нить – ныть
пил – пыль, пили – пыли, питáться – пытáться
пари – пары, Рита – корыто, риса – крыса
носи – носы, коси – косы
кати – коты, прости – простые
София – софы, вéрфи – áрфы
Упражнение 7.Хорошо произнесите выделенные гласные, соблюдайте ударение. Каждое предложение произнесите на одном выдохе.
Перепишите в транскрипции:
Зáвтра я хочý поéхать в магазин на машине.
Пóсле урóков они пойдýт гулять в парк.
Ты напишешь письмó бáбушке и дéдушке?
Моя семья чáсто éздит отдыхáть к мóрю в Египет.
Когдá ты придёшь сегóдня вéчером домóй?
Вéра и Татьяна любят ходить в библиотéку.
Скóлько у твоих родителей детéй?
Я бýду в воскресéнье занимáться спóртом.
Мáльчики любят ходить купáться в бассéйн.
Эта зимá óчень длинная и холóдная.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.