Проектная итоговая годовая работа «Строение растительной (или животной ) клетки». 5 класс.
Цель: Изготовление модели растительной ( или животной ) клетки, с целью изучения их внутреннего строения, внешнего вида и строения органоидов клетки. Затем представить эту модель для обсуждения с учителем и ребятами в классе.
Гипотеза: если, все организмы состоят из клеток, то все ли клетки имеют одинаковы по строению?
Общий план строения клеток
Рассматривая сравнение растительных и животных клеток, необходимо прежде всего вспомнить об основных закономерностях их развития и структуры. Они имеют общие черты строения, и состоят из поверхностных структур, цитоплазмы и постоянных структур - органелл. В результате жизнедеятельности в них про запас откладываются органические вещества, которые называются включениями. Новые клетки возникают в результате деления материнских. В ходе этого процесса из одной исходной может образоваться две и более молодых структур, которые являются точной генетической копией исходных. Клетки, единые по особенностям строения и выполняемым функциям, объединяются в ткани. Именно из этих структур происходит формирование органов и их систем.
Особенность строения растительной клетки:
Есть пластиды (хлоропласты);
Присутствует прочная целлюлозная оболочка;
Автотрофный тип питания;
Синтез макроэргических соединений, который происходит в хлоропластах и митохондриях;
Наличие крупных вакуолей;
Ядерный центр (клеточный ) присутствует только у низших растений; Минеральные соли находятся в виде кристаллов (включений).
Особенность строения животной клетки:
Пластиды отсутствуют;
Непрочная клеточная оболочка, которая называется гликокаликсом; Гетеротрофы;
Синтез макроэргических соединений (АТФ) осуществляется исключительно в митохондриях;
Вакуоли только мелкие, крупные отсутствуют;
Ядерный центр есть у всех эукариот;
Минеральные соли растворены в цитоплазме.
В итоге:
1.Принципиальное сходство в особенностях строения и молекулярного состава клеток растений и животных указывает на родство и единство их происхождения, вероятнее всего, от одноклеточных водных организмов.
2. В составе обоих видов содержится множество элементов Периодической таблицы, которые в основном существуют в виде комплексных соединений неорганической и органической природы.
3. Однако различным является то, что в процессе эволюции эти два типа клеток далеко отошли друг от друга, т.к. от различных неблагоприятных воздействий внешней среды они имеют абсолютно разные способы защиты и также имеют различные друг от друга способы питания.
4. Растительная клетка главным образом отличается от животной крепкой оболочкой, состоящей из целлюлозы; специальными органоидами — хлоропластами с молекулами хлорофилла в своем составе, с помощью которых осуществим фотосинтез; и хорошо развитыми вакуолями с запасом питательных веществ.
Задачи:
1. Пользуясь учебником (энциклопедиями, интернетом, приложением в проекте) найти информацию о строении растительной ( или животной) клетки.
2. Проанализировать данную информацию и составить мини- выступление о строении растительной (или животной) клетки.
3. Подготовить мини поделку внутреннего строения растительной (или животной) клетки.
4. Представить модель- результат проекта учителю и одноклассникам, обсудить проект, получить оценку.
Этапы работы:
1. Выбор темы. Строение растительной (или животной) клетки. (по желанию учащегося, см. рис. 16, с.20 учебника). См. Приложение №1, №2.
2. Сбор информации о внутреннем строении клетки (её органоиды). Можно опираться на информацию размещённую здесь.
3. Подготовка материала (пластилин, пенопласт, тесто, нитки, пластмасса, картон и прочее, в зависимости от возможностей и фантазии ученика). Материал для изготовления модели не должен быть материально затратным для ученика.
4. Реализация проекта.
5. Подготовка к сдаче и защите проекта.
Вывод:
Я, (учащийся)узнал, что растения и животные как и все живые организмы состоят из клеток, познакомился с их строением и функциями органоидов , узнал , чем они отличаются. Они интересны тем, что не смотря на то, что клетки очень маленькие они сложно устроены. С помощью подручного материала мне удалось сделать модель клетки. Я (учащийся) очень люблю делать поделки и этот проект мне очень понравился.
Критерии оценивания «продукта» проектной деятельности
· Полнота реализации проектного замысла ( уровень воплощения исходной цели, требований в полученном продукте, все ли задачи оказались решены);- 1 балл
· соответствие контексту проектирования (важно оценить, насколько полученный результат экологичен, т. е. не ухудшит ли он состояние природной среды, здоровье людей, не внесет ли напряжение в систему деловых (межличностных) отношений, не начнет ли разрушать традиции воспитания, складывавшиеся годами);- 1 балл
· соответствие аналогу, степень новизны (проект как «бросок в будущее» всегда соотносится с внесением неких преобразований в окружающую действительность, с ее улучшением. Для того чтобы оценить сделанный в этом направлении вклад, необходимо иметь представление о соответствующем аналоге.- наличие всех необходимых органоидов клетки , должно быть не менее 5 подписей);- 1балл
· социальная (практическая, теоретическая) значимость;- 1 балл
· эстетичность; - 1 балл
· потребность дальнейшего развития проектного опыта (некий предметный результат, если он оказался социально значимым, требует продолжения и развития. Выполненный по одному предмету учебный проект обычно порождает множество новых вопросов, которые лежат уже на стыке нескольких дисциплин).- 1 балл.
Все баллы суммируются и выставляется оценка.
6- 5 баллов- «5»
4 балла- «4»
3 балла- «3»
2 балла- «2»
1-0 баллов- «1»
Желаю успехов и терпения в выполнении проекта!
Срок сдачи проекта__________________г.
Составила и разработала: Петухова И.С., учитель биологии
Приложение №1
Приложение № 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.