Если взглянуть на карту древней Греции, то в северной её части, в области, называемой Фессалией, окружённой со всех сторон горами, можно увидеть знаменитый Олимп – самую высокую вершину, достигающую 2 тысяч метров высоты.
Склоны Олимпа круты и обрывисты, на вершине лежат вечные снега. Чаще всего она окутана облачным покровом.
Здесь, по представлениям древних греков, находилась обитель бессмертных богов. Отсюда они видели всё, происходившее на земле, и вмешивались в дела и судьбы людей, либо помогая, либо препятствуя простым смертным в их замыслах и поступках.
Древние греки верили, что на заоблачных высотах Олимпа царит вечное лето и сияют золотые чертоги, напоённые ослепительным светом. Здесь пируют боги, имеющие человеческий облик, прекрасные, сильные и бессмертные.
Во главе их стоит царь богов и людей – могучий ЗЕВС.
Ему подвластны небо и земля. Когда он хмурит брови, то сгущаются тучи и грохочет гром, когда он гневается, то мечет молнии. Его называют громовержцем и тучегонителем, и самая нерушимая клятва у греков – клятва именем Зевса, ибо каждого, преступившего клятву, Зевс нещадно карает ударом молнии.
Профессиональные певцы-аэды рассказывали на пирах о жизни богов на далёком Олимпе, исполняли не только уже известные песни, но и сочиняли свои, в отличие от поздних исполнителей – рапсодов, которые не пели, а декламировали в торжественной обстановке, на празднествах установившиеся тексты – преимущественно поэмы Гомера.
Время жизни Гомера спорно. Древние версии охватывают период протяжённостью в несколько столетий. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионийском побережье малой Азии. За право считаться родиной Гомера спорили 7 городов:
По-видимому, певцом-аэдом был и ГОМЕР.
Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Имя Гомер не является греческим. Существует 2 варианта перевода этого имени – “слепец” и “заложник”. Вторым вариантом подчёркивалось негреческое происхождение поэта. В биографиях указано, что Гомер ослеп, после чего музы вдохновили его на создание поэм.
А БЫЛ ЛИ ГОМЕР СЛЕПЫМ?
Эпическая поэма - это художественное повествовательное произведение в стихах. Его ключевое отличие от обычной поэмы заключается в том, что обязательно изображаются какие-либо крупные события в жизни определенной социальной группы, конкретного народа или всего человечества.
По-видимому, была написана в IX-VIII вв. до н. э. в Ионии и посвящена событиям последнего года Троянской войны. В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора, Диомеда и др. Главный герой “Илиады” - Ахиллес – сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии – совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса. Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов.
Поэма повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В отличие от “Илиады”, В “Одиссее” изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и проч. Создана она несколько позже “Илиады” и содержит около 12100 стихов.
ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Историческая основа Троянской войны
Археологические раскопки показали, что ахеяне (греки) начали заселять запад Малой Азии еще в XV–XIV веках до н. э. Переселение в Малую Азию было связано с перенаселением Греции.
Ощущая потребность в новых землях, Эллада (Греция) все дальше и дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 года до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться эллины (греки).
Незадолго до 1200 года до н. э. Троя была полностью разрушена. Это был героический период могущества ахеян, который именно этой войной и завершился, после чего настали долгие годы упадка.
Война с Троей требовала большой армии, а, следовательно, объединения греческих династов. Не все из них хотели идти на Трою, но страх перед главным организатором похода, могущественным царем Микен Агамемноном, заставил подчиниться несогласных.
Причины войны в объяснении мифов
В мифах и легендах это объясняется по-другому. Причина войны – похищение Парисом, троянским царевичем, спартанской царицы Елены.
Афродита помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы – Елену, жену царя Спарты Менелая.
В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев-царей.
Тинторетто «Похищение Елены»
Фильм «Троя» 2004
Парис и Елена
Якопо Алессандро Кальви.
Хрис тщетно просит о возвращении дочери
перед шатром Агамемнона, 18 в.
Отец девушки Хрис узнал о пленении дочери и отправился в лагерь Агамемнона. Там он умолял царя вернуть ему дочь. Но Агамемнон, влюбленный в неё, даже не подумал. Он просто приказал выставить Хриса из лагеря.
В горе бросился Хрис в храм и обратился к Аполлону с просьбой отомстить за него. Видимо, Хрис был хорошим служителем. Потому что Аполлон откликнулся на просьбу своего жреца.
Якопо Алессандро Кальви.
Хрис взывает к Аполлону о мщении, 18 в.
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз (“Он крылатое слово промолвил”; “Между собой обменялись словами крылатыми тихо”) Гомер называл “крылатыми” слова потому, что из уст
говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время, этим выражением стали обозначать вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев. В поэмах Гомера тоже есть выражения, ставшие крылатыми.
Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула Троянская война. Выражение яблоко раздора превратилось во фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды.
Троянский конь
Когда стало очевидно, что физический захват могущественного поселения невозможен, один из самых хитрых вождей данайцев, Одиссей, предложил свой план. Ахейцы соорудили огромного деревянного коня, которого позже оставили у стен Трои, сделав вид, что отступают. Они оставили троянцам сообщение на боку коня, где написали, что приносят его в дар в честь богини Афины.
Троянцы, недолго раздумывая, втащили вражеский подарок в город. Они даже не догадывались, что внутри коня сидели лучшие данайские воины. Дождавшись ночи, захватчики выбрались из своего укрытия, расправились со стражей и распахнули городские ворота перед возвратившимся войском Менелая. Разумеется, такую атаку Троя уже не смогла выстоять.
В настоящее время фразеологизм стал практически нарицательным и употребляется в нескольких значениях.
Прежде всего, мы прибегаем к использованию этого выражения, когда говорим о каких-либо подарках или подношениях, которые преподносятся исключительно с целью навредить или погубить.
Кроме того, фразеологизм достаточно часто употребляется в переносном значении, когда речь идет о всевозможных вредоносных программах, получивших сейчас широкое распространение. Такие вирусы достаточно сложно распознать, а вред, который они могут нанести системе, огромен.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПОЭМ ГОМЕРА
Все произведения народного эпоса – большие по объёму поэмы, в которых рассказывается о великих событиях давно прошедших времён и в которых действуют необыкновенные герои. Желая как можно выразительнее передать величие и значительность воспеваемых событий и героев, Гомер прибегает к преувеличениям, поэтизирует всё, что окружает героев, наделяет их красивой внешностью. Герои Гомера наделены необычайной силой, это – богатыри, их деяния не под силу обыкновенным людям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.