Гончарное мастерство.
Оценка 4.7

Гончарное мастерство.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство +2
4 кл
08.06.2017
Гончарное мастерство.
Цель работы: рассмотреть историю развития гончарного мастерства на Руси; познакомиться с процессом производства и изготовить изделие. Задачи: - Выявить знания одноклассников по теме исследования ; - Изучить и проанализировать литературу по теме; - Применить теоретические знания на практике; - Привлечь одноклассников к изучению темы. Методы: сравнительный анализ, анкетирование, изучение литературы. Объект исследования: гончарное мастерство Предметная область: технология Проблема: Легко ли превратить обыкновенный кусок глины в предмет быта?
Гончарное ремесло.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №144 Калининского района Гончарное мастерство.                                                                                                          Работу выполнил:                                                                                    Ахматов Константин,                                                                                   ученик 4 класса «Г»                                                                           Руководитель: Александрова Д. Н.                       Санкт­Петербург 1 2016 – 2017 Цель работы: рассмотреть историю развития гончарного мастерства на Руси;  познакомиться с процессом производства и изготовить изделие. Задачи: ­ Выявить знания одноклассников по теме исследования ; ­ Изучить и проанализировать литературу по теме; ­ Применить теоретические знания на практике; ­ Привлечь одноклассников к изучению темы. Методы: сравнительный анализ, анкетирование, изучение литературы. Объект исследования: гончарное  мастерство Предметная область: технология Проблема: Легко ли превратить обыкновенный кусок глины в предмет быта? 2 Содержание: 1. Введение 2. Теоретическая часть.                       А). История гончарного ремесла.                       Б). Гончарное ремесло на Руси.     3. Практическая часть.  Изготовление керамического изделия.     4. Заключение.      5. Библиография.     6. Приложение. 3 Введение.        Я очень люблю рисовать, что­нибудь мастерить своими руками. Сесть за  гончарный круг и создать кувшин своими руками ­ это была моя мечта двух  последних лет. Я так хотел видеть, как, в моих руках, кусок глины  превратится в предмет быта. А ещё интереснее, если мамам возьмётся  готовить в горшке,  который вылеплю я.            Гончарное искусство ­ искусство народное. Сегодня, к сожалению, оно  почти забыто. Но, как же можно забыть, что это мастерство является  вместилищем традиций народа. Каждый, кто живёт в России, должен знать  историю своей страны и бережно хранить её традиции.         Мною было проведено анкетирование учащихся 4 «Г» класса, из  результатов которого я узнал, что мои одноклассники  недостаточно знакомы  с подобным промыслом, а некоторые даже не слышали слово «гончар».  Я  задался целью «пролить свет».                  История  гончарного  ремесла.   С давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт  человека. Из глины издавна и по сей день делают посуду, глиняными  обожженными плитками­ черепицей­ покрывают крыши домов, на пол кладут  керамическую плитку. Из доступной распространенной повсеместно глины  древние мастера изготавливали различные произведения искусства. Только  благодаря нетленной керамике до нас дошли вазы и амфоры времен  египетских фараонов, европейской античности­ Эллады и Рима, и ещё более  древнего Вавилона.  4 Глина была также первым материалом, использовавшимся для записей: до  наших дней сохранились небольшие глиняные дощечки с записями IV­III  тысячелетий до н. э. Многое из того, что нам известно о нашей истории,  пришло к нам только благодаря глине.  Гончарное ремесло на Руси.    На Руси гончарное ремесло зародилось задолго до возникновения русской  государственности и прошло невероятно долгий и сложный путь развития.  Славянские племена уже в доисторический период использовали в быту  изделия гончаров. Об этом свидетельствует множество осколков глиняных  сосудов и других изделий из глины найденных учеными на месте раскопок  древнерусских поселений.    Первые изделия изготавливались умельцами с применением лепной техники. Внешний вид и формы той древней посуды, конечно, не были безупречны, но  разнообразие ее видов было довольно большим. В период с девятого до  десятого столетия русские жители пользовались керамикой, полностью  изготовленной вручную. Изначально производством таких изделий занимались только женщины. Чистая глина смешивалась с мелкими раковинами, песком,  кусочками кварца или гранита. Иногда в качестве добавки использовались  осколки разбитой посуды, а так же разные растения.  Одним из способов ручной формовки было «вытягивание» сосудов из  цельного куска глины с помощью камня­голыша и деревянной лопаточки.  Сосуды более сложных форм лепили, навивая круг за кругом глиняные жгуты. Некоторые изделия предпочитали просто составлять из глиняных пластин,  скрепляя их жидким глиняным раствором.    Важным этапом в развитии гончарного ремесла на Руси стало появление  гончарного круга. Работа гончара существенно облегчилась, а качество  производимых изделий улучшилось.    Первоначально гончарный круг возник в южных землях, а уже оттуда проник и на север. В этом убеждают более быстрое развитие и совершенствование  керамических форм на юге и примитивность их на севере, в лесной полосе. Введение гончарного круга означало переход к ремесленному производству,  переход изготовления горшков из рук женщин в руки мужчин­специалистов.    Гончарный круг той эпохи представлял собой элементарный механизм с  ручным управлением. Большой деревянный диск с углублением в центре  5 надевался на стержень, прикреплённый к краю деревянной же скамьи. Сверху  зачастую насаживали дополнительный диск небольшого диаметра – равного  диаметру будущего сосуда.     Позднее появился гончарный круг ножного типа. Он состоял уже из двух  кругов, на верхнем располагалось изделие, а нижний вращался при помощи  ног. Введение в дело ног гончара, вращающих нижнюю плоскость круга, сразу  разрешило проблему непрерывного вращения и освободило обе руки мастера.  Гончарный круг при этом претерпел следующие изменения: верхний круг стал меньше, веретено длиннее, нижний круг значительно возрастает в  размере и весе, становясь маховиком всей системы. Еще больше изменений претерпевает способ формовки посуды. При  изготовлении на ручном кругу гончар обязательно должен был провести  большую подготовительную работу по формовке основы сосуда. Применялась так называемая «ленточная» техника предварительной лепки сосуда. Глина  раскатывалась на длинные валики, которые слегка сплющивались с боков и  укладывались по спирали, образуя тело будущего горшка. При работе на  ручном кругу легкого типа эту заготовку из глиняной спирали ставили на круг (предварительно посыпав круг песком для устранения прилипания), и гончар,  подталкивая круг левой рукой, правой рукой формовал сосуд, сглаживал  неровности, заравнивал пазы между глиняными лентами.    Ручная лепка при работе на простейшем гончарном круге отнимала у  гончара значительную часть времени, но без нее мастер был бессилен  сформовать сосуд на медленно вращавшемся круге, который двигался  неровными толчками. Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую  ручную лепку: на быстро вращающийся круг мастер бросал кусок глины  («омятево», на Украине — «балабух») и вытягивал из него сосуд любой  формы, пользуясь пластичностью глины. 6 Следующим этапом в процессе изготовления глиняного изделия был обжиг,  один из самых важных моментов в изготовлении гончарного изделия. При  обжиге из глины испаряется влага, она приобретает новые свойства,  превращаясь в новый материал ­ керамику. Для обжига хорошо просушенное  изделие помещали в костер, в русскую печь, или горн. Само слово «гончар»  произошло от древнерусского «гърньчар», восходящего к названию горшка —  «гърньць», которое, в свою очередь, образовалось от «гърнъ», означающего  профессиональное орудие труда — горн. Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении  управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу,  приписывались владение необычным знанием и магической силой. Обжиг происходил при температуре 500 ­ 900° С. И чем ниже температура  обжига, тем дольше шел процесс. При обжиге на костре сосуды ставились в  несколько ярусов на кирпичи прямо на земле и обкладывались со всех сторон  дровами. Такой обжиг мог длиться от нескольких часов до нескольких суток.  В гончарном горне, где температура доходит до 900° С, обжиг шел  значительно быстрее. В Средние века на Руси простейший двухъярусный горн  был непременной принадлежностью всех ремесленных гончарных слобод. Устройство двухъярусного горна Нижний ярус такой печи просто зарывался в землю, а верхний уже создавался вручную и возвышался над поверхностью земли. На первом располагались дрова, а на втором помещались изделия. Между этими уровнями находилась перегородка с отверстиями, через которые жар  проникал наверх. В печи поддерживали температуру порядка 1200 градусов.  7 Последней стадией обработки керамического  изделия являлся обвар. Чтобы сделать посуду  прочной и не пропускающей влагу, ее брали  щипцами еще не остывшую, вынимали из печи и  окунали в ржаной или овсяный кисель, квасную  гущу или молочную сыворотку. Эти клейкие  жидкости, проникая в стенки сосудов, надежно  закупоривали их поры. Изменялся при этом и  внешний вид изделия: оно покрывалось  своеобразными темными пятнами.       Позднее, такой древний способ укрепления изделий применялся все реже.  И гончары предпочитали покрывать изделия тончайшим слоем стекла ­  глазурью, или поливой. Под тонким слоем глазури краски декора становились  ярче. С давних пор, примерно с XIII века, на Руси способ обвара глазурью  использовали при изготовлении изразцов.    Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи,  в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями, таким  образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон. В русской избе  было много разнообразных по форме и размеру горшков, предназначенных для самых различных целей ­ приготовления каши и щей, кипячения воды и др.  Горшки­«кормильцы» в семье берегли, а если какой­то из них давал трещину,  его «пеленали» ­ оплетали распаренными лентами бересты, которая, высыхая,  плотно облегала стенки; и такие спеленутые горшки еще многие годы  использовались для хранения продуктов. Слова «посуда» долгое время не было в русском языке. Предметы, из которых можно было есть, называли «суднами». А те, из которых пили, назывались  «сосуды». В «Домострое», термин «сосуд» употребляется как общий для  названия столовой посуды. Первый раз слово «посуда» появляется в  документах лишь в XVII веке. 8 Глиняные сосуды косвенно отождествлялись мастерами с живой природой  или даже с человеком, как бы одушевлялись. Об этом красноречиво говорят  названия форм сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручки, ножки. А  учитывая ту важную роль, какую играл горшок в домашнем хозяйстве,  неудивительно, что с ним было связано множество поверий. В народном  фольклоре чётко прослеживается связь между судьбой горшка и человека. Видов глиняной посуды было очень много. Одним из самых популярных и распространенных в гончарном производстве  предметов была корчага ­ посудина больших размеров, которую использовали и для хранения напитков, и для их приготовления. Корчаги использовали для  нагревания воды, варки пива, кваса, браги и других крепких напитков.  Корчага представляла собой объемистый сосуд округлой формы, в  полбочонка, с широким горлышком и суженным днищем Слово «корчага» ­  достаточно древнее 9 по происхождению: первые упоминания о ней встречаются в «Повести временных лет». Кринка. Молоко и простоквашу хозяйки хранили в кринках. В таком сосуде молоко долго скисало. Кринку ставили на стол, вкринке молоко хранили, в кринке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде молоко имело возможность топиться, не пригорая в настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка  коричневый оттенок, а сверху темно­коричневая очень вкусная пенка,  сдобренная и смягченная нижним слоем сливок.   Кандюшка. Кандюшкой называли в старину чашу небольшого размера цилиндрической формы с характерной небольшой округлой ручкой.  Из кандюшки пили повседневные напитки ­ квас, мёд,  позже ­ чай. Кандюшку использовали также для перетапливания масла и подачи его на стол.  Кухля. Кухлей назывался сосуд для кваса, сбитня, меда в форме боченка,  положенного на бок, с ручкой, горлышком и носиком.  10 Двойнята (щанки) ­посуда из сдвоенных горшков (с крышками) с общей ручкой. Реже бывают из трех горшков. Предназначались для того, чтобы носить еду на поле в сенокос и жатву ­ в одном горшке щи, в другом к    С давних времен из глины делали не только различную посуду, но и простые детские игрушки. Глиняные игрушки ­ фигурки людей и животных также  часто встречаются в древнерусских захоронениях. Некоторые из них во всех  своих незатейливых формах дожили до наших дней. Для них характерен  обобщенный облик персонажа и яркая раскраска. Слепить такую игрушку  можно только вручную. Часто такие фигурки делали свистульками детям на  забаву. 11 Наряду с посудой, игрушками и строительным кирпичом, в гончарных  мастерских Московской, Ярославской, Владимирской, Костромской и других губерний занимались «ценинным делом», то есть изготовлением изразцов.    Изразцовое искусство, в котором широко отразились быт, обычаи и вкусы  народа, создавалось в большинстве своѐм гончарами и живописцами, в  небольших гончарных мастерских. Сюжеты для своих изделий мастера  черпали чаще всего из  окружающей их жизни,  растительного и животного  мира, из былин, народных  волшебных сказок, преданий.  Каждый изразец имел  собственный сюжет со  сказочными персонажами:  птицы­сирин, единорога, льва,  грифона, цветка или птицы.  Ныне об этом изразцовом великолепии можно судить лишь по редким  сохранившимся памятникам.                       12 часть.                              керамического    Для того, керамическое собственными побывал в гончарной    В гончарной Свято­ Александро­Невской Лавре. Практическая  Изготовление  изделия. чтобы изготовить изделие  руками, я  настоящей  мастерской. мастерской при  Троицкой     Я узнал, что глина бывает различная по цвету в зависимости от присутствия  в ней различных окислов металлов и их концентрации. Цвет глины  варьируется от белого до черного, однако какого бы цвета ни была глина,  после обжига она чаще всего становится красноватой.    Глина, с которой я работал здесь была зеленовато­голубой, а в другой  гончарной мастеской  она была красной.  Перед работой с глиной её необходимо подготовить, хорошо  размять, чтобы в глиняной массе не осталось пузырьков  воздуха. В этом мне помогла шнековая глиномялка.  Получилась вот такая валюшка. 13 14 После того, как глина размята, ее располагают на гончарном круге.     Необходимо отцентровать изделие. Для этого глину нужно несколько раз  вытянуть вверх в виде цилиндра, а затем сплющить вниз. Далее нужно  наметить центр и начать вдавливать в него большим пальцем. Теперь начинаем раздвигать глину в стороны.  Приступаем к формированию стенок изделия.  Для того чтобы стенка начала расти вверх, мы должны осторожно и  равномерно сдавить ее руками. Получается полый цилиндр с дном.  . 15 16 Теперь его можно преобразовывать в горшок или кринку.    Готовое изделие срезается с круга специальной проволокой. Теперь его  необходимо высушить, а после его обожгут в муфельной печи.   17 Заключение    В процессе написания работы, я познакомился с историей гончарного  ремесла на Руси. Россия всегда славилась гончарами, из их мастерских  выходили кринки, кувшины, кувшины, щанки, рукомои и др. Когда­то в  стране насчитывалось свыше 200 гончарных промыслов, но почти все онине  дожили и до середины 20­х годов ХХ века. И это в каком­то смысле трагедия  для России, и не только потому, что гончарные мастерские производили  четвертоую часть всей керамической продукции. Но и потому, что были  прерваны гончарные традиции, а традиции это не что иное, как  черты  характера народа.    Гончарный промысел в прошлом самый распространенный на территории  России, часть быта русского народа, сегодня – наша история, наши корни. А  свою историю надо любить и хранить.     Поэтому работа по изучению гончарного рмесла была важной и интересной  для меня.   А изготовление гончарного изделия своими руками мне принесло огромную  радость. Теперь мне хотелось бы сделать более крупное по форме  изделие(кринку) и более сложное,например,квасник, что потребует от меня  большего умения. 18 Библиография                                                Список литературы: 1. Глаголев О.Б. Лепим из глины. – М.:Профиздат, 2009. ­96 с. 2. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. –М.:АСТ­ ПРЕСС, 1997. ­144 с.: ил.; 3.Молотова В.Н. Декоративно­прикладное искусство. – М.: ФОРУМ, 2013. ­288  с.; 4.Поверин А.И. Гончарное дело.­ М.:Культура и традиции, 1997.­95 с. 19 Приложение. Результаты анкетирования: 1. Отгадайте  загадку: Был я на топанце. Был и на кружале. Был я на пожаре. Был на обваре. Когда молод был, то людей кормил. Стар стал ­ пеленаться стал                   Столбец1 5 1 3 5 2 горшок гончар ремесло спасатель кринка 2.  Как называется жидкая глиняная масса. 20 Столбец1 0.17 3.2 верно не верно 14% 14% 24% 48% Да Нет Не знаю,кто такой гончар Нет ответа 21

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.

Гончарное мастерство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017