"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"
Оценка 4.7

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика +2
Взрослым
19.04.2018
"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"
Интегрированный урок "литература + информатика + ИКТ" по теме "Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра" Цели и задачи: • проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; • показать особенности романтизма Горького; • сравнить философию Ницше и раннего Горького; • развить навыки монологической речи; • работа с нравственными категориями; • совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе обучения через информацию, обучения через деятельность; • уметь использовать в своей работе компьютерные информационные технологии; • уметь использовать аналитические методы обработки информации. Главная задача - оптимизация преподавания и учения с опорой не на процессы восприятия или памяти, а на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Оформление: • компьютерный класс; • интерактивная доска; • тест • таблица; • публикации-листовки, выполненные в Microsoft Office Publisher; • оценочная таблица
Горький и Ницше.doc
Интегрированный урок "литература + информатика + ИКТ" по теме "Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра" Цели и задачи:         проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; показать особенности романтизма Горького; сравнить философию Ницше и раннего Горького; развить навыки монологической речи; работа с нравственными категориями; совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе обучения через информацию,  обучения через деятельность; уметь использовать в своей работе компьютерные информационные технологии; уметь использовать аналитические методы обработки информации. Главная задача ­ оптимизация преподавания и учения с опорой не на процессы восприятия или памяти, а на  творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. Оформление:       компьютерный класс; интерактивная доска; тест  таблица; публикации­листовки, выполненные в Microsoft Office Publisher; оценочная таблица Ход урока Это второй урок по творчеству М. Горького, который продолжает и расширяет тему первого урока. (Тема  первого урока: “М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького”). 1. Проверка домашнего задания. Тест по материалу прошлого урока.   1. Максим Горький родился в: Вопрос Варианты ответов А. Москве; Б. Симбирске; В. Нижнем Новгороде; Г. Таганроге. 2. Укажите, какой факт не относится к биографии Горького: А. Рано осиротев, мальчик провел  детские годы в доме  своего деда  Каширина; Б. Возглавил Первый  Всесоюзный съезд  советских писателей; В. Был соредактором  книги “Канал имени  Сталина”; Г. Долгое время жил в  эмиграции в Эстонии. А. Критический  реализм; Б. Социалистический  реализм; В. Эгофутуризм; Г.Философско­ элегический  романтизм. А. Роман “Мать”; Б. Роман­хроника  “Жизнь Клима  Смагина”; В. Пьеса “На дне”; Г. Цикл рассказов  “Сказки об Италии”. А. Старуха Изергиль; Б. Данко; В. Ларра; Г. Рассказчик, который  слушал легенды о  Ларре и Данко. 3. Основоположником какого литературного направления был М. Горький: 4. За создание какого произведения Максим Горький получает  Грибоедовскую премию: 5. Кто в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” произносит фразу: “В  жизни всегда есть место подвигу”: 6. О каком из героев рассказа М. Горького идет речь: “сын орла и женщины”;  “он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу;  “у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел  этого”: 7. Как называется тип предметной детализации, использованный в  фрагменте описания внешности Изергиль: “ Ее черные глаза были все­таки  тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие,  потрескавшиеся губы, заостренный нос, загнутый, словно клюв совы. На  месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно­седых  волос, выбившихся из­под красной тряпки, которою была обмотана ее  голова”: 8. Каким термином обозначаются краткие авторские заметки в  драматическом произведении: 9. В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии.  Как называется в литературоведении такой персонаж? 10. В речи Актера много скрытых цитат из классических произведений:  “Искать город… лечиться”, “Офелия... иди в монастырь”, “ Нет у меня здесь  имени… Понимаешь ли ты как это обидно ­ потерять имя?” Укажите имя  великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актёр. А. Челкаш; Б. Ларра; В. Макар Чудра; Г. Васька Пепел. А. Описание; Б. Предметная  детализация; В. Аллюзия; Г. Портрет. А. Комментарий; Б. Стилизация; В. Ремарки; Г. Рефлексия. А. Внесценический; Б. Второстепенный; В. Ассоциативный; Г. Мифологический. А. Достоевский; Б. Ницше; В. Шекспир; Г. Гёте. 11. О ком повествуется в данном отрывке из рассказа М. Горького: “Молодой  парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в  оборванном рыжем картузе. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с  А. Ларра; Б. Данко; загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами”. В. Барон; Г. Гаврила. 12. “Он загородил Челкашу дорогу, встав перед ним в вызывающей позе,  схватившись левой рукой за ручку кортика, а правой пытаясь взять Челкаша  за ворот” ­ о ком говорится в этом отрывке из рассказа М. Горького “Челкаш”? А. Матрос; Б. Сторож; В. Грузчик; Г. Хозяин трактира. 13. Чьи это слова: “Когда я пьян… мне все нравится. Н­да… Он ­ молится?  Прекрасно! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие,  за любовь, за ум – вот правда! Что такое человек? Это не ты, не я, не они…  нет! – это ты, я, они, Наполеон, Магомет… в одном!.. Существует только  человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это ­  великолепно! Это звучит… гордо!” А.Барон; Б. Челкаш; В. Актер; Г. Сатин. 14. “Я жуликов уважаю, по­моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие,  все прыгают”. Кому из героев пьесы “На дне” принадлежит это  высказывание? А. Лука; Б. Клещ; В. Костылёв; Г. Квашня. 15. Какое настоящее имя Максима Горького? А. Алексей  Максимович Пешков; Б. Максим  Савватиевич Каширин; В. Максим Алексеевич 16. Как традиционно определяется жанр пьесы Горького “На дне”: 17. Появление Луки в романе является началом: 18. Доволен ли был М. Горький результатами революции в России: 19. Кто автор реплики: “ Я всегда презирал людей, которые слишком  заботятся о том, чтобы быть сытыми… И не в том дело, Барон, не в этом  дело... Человек выше! Человек ­ выше сытости!” Пешков; Г. Василий Васильевич  Каширин. А. Трагедия; Б. Социально­ философская драма; В. Комедия; Г. Мелодрама. А. Завязки конфликта; Б. Кульминации; В. Развязки конфликта; Г. Не имеет важного  значения в ходе  повествования. А. Да, именно такие  результаты он и  представлял; Б. Нет, он изначально  был против революции; В. Нет, Горький  рассчитывал на другие  итоги революции; Г. Да, однако,  изначально он был  против каких­либо  революционных идей. А. Сатин; Б. Лука; В. Бубнов; Г. Лука. 20. С кем из советских лидеров был лично знаком Максим Горький? А. К. У. Черненко; Б. Н.С. Хрущев; В. Л.И. Брежнев; Г. И.В. Джугашвили –  Сталин. 2. М. Горький и Ф. Ницше. 1. Слово учителя. Прежде чем перейти к анализу произведения Горького, следует поговорить о такой проблеме, как Горький и  Ницше в современном литературоведении. Она является ключом к пониманию многих тем в творчестве Горького, таких как концепция личности, проблема идеала, роль искусства в преобразовании действительности. Был ли  Горький ницшеанцем? Русская критика много писала об этом. Сам Горький открещивался от этого и не любил,  когда его считали ницшеанцем. Однако в дневниках К. Чуковского мы находим свидетельство того, что в  кабинете Горького рядом с посмертной маской Пушкина висел и портрет Ницше. В раннем творчестве Горького  переклички с Ницше очевидны. 2. Сообщение учащегося об основных этапах жизни Фридриха Ницше. Фридрих Ницше (1844 – 1900) родился в старинной пасторской протестантской среде в Реккене (Саксония). В  пять лет потерял отца. После этого семья переезжает в Наумбург, где Фридрих получает первоначальное  образование. Позже он заканчивает знаменитую Пфортскую школу, выпустившую многих известных философов  и историков Германии. В двадцать лет он поступает в Боннский университет на теологический факультет, но через год переходит на  филологический, посвящает себя изучению античной литературы, истории и искусства. Вслед за любимым  преподавателем, профессором Ритшлем, Ницше переводится в Лейпцигский университет. Он очень выделялся  среди студентов своими необычайными способностями: был поэтом, прекрасным филологом и знатоком языков,  композитором, философом. За свои выдающиеся способности и первые научные работы в 1869 году, в возрасте 24 лет, Ницше получает от  Лейпцигского университета степень доктора наук. Причем звание ему присваивают в нарушение общепринятых  правил, без экзаменационного испытания и без защиты диссертации. Еще до завершения учебы Ницше  приглашается на преподавательскую кафедру в университет Базеля (Швейцария), где он и будет работать в  1869–1879 гг. Но преподавательская работа не приносит ему удовлетворения. И лишь когда в 1879 г. он в связи  с болезнью вынужден будет оставить кафедру, Ницше полностью посвящает себя философии. Он страдал сильнейшими головными болями, спазмами желудка, позже практически ослеп. Каждый день его  жизни действительно требовал мужества. И в этой борьбе за жизнь рождались его философские идеи. К числу значительных его философских работ следует отнести “Человеческое, чересчур человеческое”, “Так говорил  Заратустра”, “По ту сторону добра и зла”, “Антихристианин”. 3. Составление таблицы   Общее во взглядах  Горького и Ницше Различия во взглядах  Горького и Ницше Концепция личности Миссия писателя Связь будущего и настоящего Богоборческий пафос Понятия “зла”, “добра”, “греха”, “любви к  ближнему” 3. Беседа по рассказу “Макар Чудра”.                     “Макар Чудра” – это первый опубликованный рассказ Горького, который стал не просто литературным дебютом,  а рождением нового большого художника. 1. Как в рассказе проявились характерные особенности горьковского мировосприятия? 2. Какую роль в композиции рассказа играют портретные характеристики героев 3. В чём конфликт произведения и как он разрешается? 4. Можно ли сказать, что это не только легенда о любви, а философский спор? 5. Один из критиков назвал Макара “степным Ницше”, согласны ли вы с этим? Почему? 6. Какова философия Макара Чудры? 7. Какие мотивы ницшеанства мы можем здесь увидеть? 8. Какова позиция автора и как она выражена? 9. Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе? 4. Практическая работа в группах, позволяющая реализовать и систематизировать ранее полученные знания по  теме “М.Горький. Романтические рассказы Горького”, используя оценку и интеграцию информации:    умение сжато и логически грамотно представить полученную информацию в максимально  привлекательном виде; выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью; выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям. Задача групп: 1. Рассказать о неоромантизме молодого Горького. 2. Выразить своё отношение к выбранной теме. 3. Сохранить документ в папке на рабочем столе, задать имя документа в виде ФИО, класс. Распечатать  публикации­листовки и оценить по таблице  КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Уровень Выполненные задания Высокий Правильно подобраны тезисы, картинки и фотоизображения соответствуют подобранному  материалу, привлекательное оформление. Грамотное раскрытие темы, отсутствие лексических ошибок. Средний Правильно подобраны тезисы, не все картинки и фотоизображения соответствуют подобранному материалу, недостаточно привлекательное оформление. Наличие  орфографических ошибок в тексте. Низкий Работа выполнена не в полном объеме, тема недостаточно грамотно представлена. 5. Заключение  Подведение итогов урока.   Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"

"Горький и Ницше в современном литературоведении. Отражение ницшеанских мотивов в романтико-философском рассказе "Макар Чудра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018