Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"
Оценка 4.8

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история +2
Взрослым
08.03.2018
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"
Цели урока: 1. Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г; учить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы. 2. Учить работать с историческими и литературными источниками, развивать умение анализировать художественный тест. Формирование коммуникативных и образовательных компетенций. 3. Воспитывать у учащихся любовь к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов, их готовности стоять насмерть, защищая Родину. Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле.. Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н.Толстого “Война и мир” (3 том), фрагмент художественного фильма С. Бондарчука “Война и мир”; репродукции картин и литографий В. Верещагина, Беланже, Н.Самокиша, Р.Волкова, Ф.Рубо, анимация хода Бородинского сражения, слайдовая презентация ключевых фрагментов урока, слайдовая презентация памятников архитектуры в честь Бородинской битвы, поэтические тексты М.Ю.Лермонтова, В.А. Жуковского, Д.Давыдова и др.); таблицы для каждого учащегося; слайдовая презентация ключевых моментов урока; кластер; проектор, экран.
Разработка интегрированного урока (литература + история).doc
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа" Цели урока: 1. Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны  1812 г; учить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы. 2. Учить работать с историческими и литературными источниками, развивать умение анализировать художественный тест. Формирование коммуникативных и образовательных компетенций. 3. Воспитывать у учащихся любовь к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов, их  готовности стоять насмерть, защищая Родину. Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание  противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле.. Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н.Толстого “Война и мир” (3 том),  фрагмент художественного фильма С. Бондарчука “Война и мир”; репродукции картин и литографий В. Верещагина,  Беланже, Н.Самокиша, Р.Волкова, Ф.Рубо, анимация хода Бородинского сражения, слайдовая презентация ключевых  фрагментов урока, слайдовая презентация памятников архитектуры в честь Бородинской битвы, поэтические тексты  М.Ю.Лермонтова, В.А. Жуковского, Д.Давыдова и др.); таблицы для каждого учащегося;  слайдовая презентация ключевых моментов урока; кластер; проектор, экран. Эпиграфы к уроку: Ход урока 1. 2. “Вам не видать таких сражений...” М.Ю. Лермонтов. “…война есть сумасшествие, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”. (Л Н  Толстой “Война и мир”). I. Мотивационный этап.  Просмотр фрагмента фильма С. Бондарчука “Война и мир” (ч.3)  Вопрос: “Как вы думаете, фрагмент какого фильма мы сейчас просмотрели? Какие события отражены в этом  фрагменте?” Слово учителя: “Мы с вами посмотрели небольшой фрагмент замечательного фильма режиссера С. Бондарчука “Война и  мир”, который позволил нам окунуться в атмосферу грозных и героических событий Отечественной войны 1812г. Сегодня  на уроке мы продолжим изучение событий этого периода русской истории, но уже с позиций истории и литературы.  Сейчас вам предстоит, работая в группе, обобщить полученные на предыдущих уроках знания”. II. Повторение изученного на предыдущем уроке (сравнение точек зрения историков и писателя Л.Н.Толстого на  причины и характер Отечественной войны 1812г).  Групповая работа Задание: Ответить на вопросы, сопоставив точку зрения историков и писателя Л.Н.Толстого. 1 группа: Каковы причины войны 1812г? Какой характер носила война для воюющих сторон? 2 группа: Каковы были планы воюющих сторон накануне войны? Как и почему изменились планы воюющих сторон в ходе войны? 3 группа: Почему война 1812 г. являлась для России Отечественной войной? В чем проявлялся народный характер войны? Ответы групп учащихся, дополнения и уточнения ответов. III. Определение темы урока.  1. 2. 3. 4. Задание: Прочитайте предложенные высказывания. Как вы думаете, о каком событии в них идет речь, и  конкретизируйте тему урока. (обсуждение в группах). “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы одержали себя достойными  одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под  Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех” (Наполеон). “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота,  кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю.  Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое Отечество” (И.М.Кутузов) “Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров… гремели залпы 1200 орудий” (Наполеон).  “Всемилостивейший государь Александр I. Сражение 26­го нами было проиграно. Армия, а особливо левый  фланг, понесли чрезвычайную потерю. Одна из причин, послуживших проигрышу сражения, произошла от  беспорядка, поселившегося в артиллерии после смерти графа Кутайсова…” (из донесения генерала на русской  службе Винценгерода Ф.Ф. Александру I).  Ответы групп: тема урока “Бородинское сражение – поражение или победа?” Репродукции картин …. IV. Актуализация знаний по теме урока.  Задание группам: заполнить кластер “Бородинское сражение (каждой группе выдаются шаблоны кластеров):  Ответы групп (одна группа дает ответ, остальные делают дополнения).  В ходе ответов демонстрируются репродукции картин и литографий о Бородинском сражении, портреты  Кутузова, Наполеона. V. Постановка учебных задач (УЗ).  Вопрос: “Как вы думаете, достаточны ли наши знания о Бородинском сражении? Сформулируйте учебные задачи, исходя из темы и особенностей урока. Обсуждение в группе. Ответы учащихся, дополнения.  Предполагаемые УЗ: 1. Узнать о ходе Бородинской битвы и ее значении в ходе Отечественной войны 1812г. 2. Сравнить исторический и литературный материал и выяснить, совпадают ли точки зрения историков и писателя  Л.Н.Толстого на события. 3. Познакомиться с примерами проявления героизма русских солдат. VI. Изучение нового материала. Решение поставленных УЗ.  Слово учителя: “Работая с историческими материалами и литературным текстом, выяснить взгляды историков  на цели, подготовку, ход и итоги Бородинского сражения. Исследуя текст романа Л.Н. Толстого “Война и мир” (том 3), определить позицию писателя и выяснить, совпадают ли взгляды Л.Н.Толстого со взглядами историков на событие. Заполнить таблицу”. Знакомство с ходом сражения: просмотр анимации.  Задача: почерпнуть первые сведения о ходе Бородинской битвы.  Работа с материалами учебника, историческими документами и текстом романа “Война и мир”. Заполнение таблицы. Работают 2 группы: группа “Историков” и группа “Литературоведов”. Группе историков предложены для изучения документы , материалы учебника “История России. XIX век”. Группа “Литературоведов” работает с 3 томом романа Л.Н. Толстого “Война и мир”. Обе группы получают шаблоны таблицы с вопросами и заданиями 1­й графы. Таблица.  Вопросы и задания. 1. Цели,  преследуемые  русской армией. 2. Подготовка к  сражению 3. Соотношение сил  накануне сражения. 4. Роль Кутузова и  Наполеона в  сражении. 5. Итоги сражения,  следствие.           Исторические материалы о Бородинском сражении. (предполагаемые ответы) Л.Н.Толстой о Б.С. в романе “Война и мир”  (предполагаемые ответы)            Обсуждение материалов таблицы, отмечаются наиболее удачные варианты ответов, вносятся дополнения:  группа “Историков” освещает вопросы по материалам учебника и исторических документов, группа  “Литературоведов” освещает точку зрения Л.Н.Толстого.  Слово учителя: “Итак, вы убедились, что точка зрения историков и Л.Н. Толстого на события не всегда  совпадают. Да, писатель не удовлетворен объяснением историками причин наполеоновских войн, не согласен он и  со взглядами историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения”  Проблемный вопрос: Как вы можете объяснить такие разногласия?  Ответы учащихся.  Вот как сам Толстой отвечает на этот вопрос в послесловии к роману: “Разногласие мое в описании  исторических событий с рассказами историков…не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая  историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет  пытаться представить историческое лицо …во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и  художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом….Историк обязан  иногда, пригибая истину, подводить все действия исторического лица под одну идею, которую он вложил в это  лицо. Художник, напротив, старается понять и показать не известного деятеля, а человека. В описании самих  событий различия еще резче и существеннее… Итак, задача художника и историка совершенно различна, и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей  книге не должно поражать читателя”. 2­й этап урока. Храбрость и героизм русских воинов в Бородинском сражении. I. Чтение отрывка из стихотворения В. Степанова: ..Металась битвы злая ярость,  Как вихрь, на запад и восток… В единый грохот все сливалось,  Сплеталось все в один клубок… В одном ряду – отцы и дети,  Дерзать и детям, и отцам! И бил в лицо бессмертья ветер На смерть идущим храбрецам… И, жертвуя собою, смело В огне сходились грудь на грудь… “Ура!”– раскатисто гремело,  Победе расчищая путь! Степанов В. Люблю и верю: Стихотворения и поэмы.   Вопрос 1: Назовите известные вам произведения искусства, посвященные Бородинскому сражению. Вопрос 2: Почему Бородинской битве посвящено так много произведений искусства (живописи, архитектуры, литературы)? (возможные ответы: – это сражение, предопределившее исход Отечественной войны; – русские воины проявили героизм,  мужество, стойкость). II. “Литературоведы” и “историки”, работая с историческими документами, романом “Война и мир”, текстами  стихотворений, репродукциями картин и литографий попробуют увидеть и понять, как боролись с врагом защитники  Отечества, ответят на вопрос: “Почему это сражение народное?”.  Работа в группах: Задание группе “Историков”: прочитайте письма французских офицеров.  Приведите отрывки о храбрости русских в  Бородинском сражении. Сделайте выводы. Задание группе “Литературоведов­1”: Ответьте на вопросы, работая с текстом романа Л.Н.Толстого “Война и мир”  (том 3, часть 2; главы XXXI – XXXIX). 1. Зачитайте эпизоды, описывающие поведение русских воинов в бою. Какие чувства вызывают в вас эти эпизоды?  Почему можно назвать это сражение народным? 2. Почему Б.С. дано глазами Пьера Безухова? (Ничего не понимает в военном деле; воспринимает войну с  психологической т. зрения: наблюдает за настроением участников битвы) 3. Как меняется настроение участников битвы (до сражения – во время сражения), по наблюдениям Пьера Безухова? 4. Сделайте выводы об участниках Бородинского сражения. Задание группе “Литературоведов­2”: прочитайте стихотворения В. Жуковского “Певец во стане русских воинов”,  Ф.Н.Глинки, Д В. Давыдова “Бородинское поле”, И.А.Крылова “Волк на псарне”, А.С. Пушкина “Полководец”,  М.Ю.Лермонтов “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. 1. Подберите и процитируйте отрывки из стихотворений, показывающих героизм и мужество русских солдат в  Бородинском сражении. III. Ответы групп. IV. Подведение итогов урока.  Фронтальная беседа 1. Что же явилось прямым следствием Бородинского сражения? (“Прямым следствием БС было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге,  погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным  была наложена рука сильнейшего духом противника” (Л.Н. Толстой). 2. Возвращаясь к теме урока, ответим на вопрос: “Бородинская битва – победа или поражение?”. Аргументируйте. 3. Удалось ли нам решить поставленные учебные задачи?  Рефлексия – Что запомнилось, понравилось на уроке? Что произвело самое сильное впечатление? – Чем интересны такие интегрированные уроки? – Ваши пожелания друг другу, учителям, всем присутствующим.

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"

Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018