Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история +2
Взрослым
08.03.2018
Цели урока:
1. Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г; учить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы.
2. Учить работать с историческими и литературными источниками, развивать умение анализировать художественный тест. Формирование коммуникативных и образовательных компетенций.
3. Воспитывать у учащихся любовь к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов, их готовности стоять насмерть, защищая Родину. Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле..
Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н.Толстого “Война и мир” (3 том), фрагмент художественного фильма С. Бондарчука “Война и мир”; репродукции картин и литографий В. Верещагина, Беланже, Н.Самокиша, Р.Волкова, Ф.Рубо, анимация хода Бородинского сражения, слайдовая презентация ключевых фрагментов урока, слайдовая презентация памятников архитектуры в честь Бородинской битвы, поэтические тексты М.Ю.Лермонтова, В.А. Жуковского, Д.Давыдова и др.); таблицы для каждого учащегося; слайдовая презентация ключевых моментов урока; кластер; проектор, экран.
Разработка интегрированного урока (литература + история).doc
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское
сражение – поражение или победа"
Цели урока:
1. Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны
1812 г; учить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы.
2. Учить работать с историческими и литературными источниками, развивать умение анализировать художественный
тест. Формирование коммуникативных и образовательных компетенций.
3. Воспитывать у учащихся любовь к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов, их
готовности стоять насмерть, защищая Родину. Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание
противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле..
Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н.Толстого “Война и мир” (3 том),
фрагмент художественного фильма С. Бондарчука “Война и мир”; репродукции картин и литографий В. Верещагина,
Беланже, Н.Самокиша, Р.Волкова, Ф.Рубо, анимация хода Бородинского сражения, слайдовая презентация ключевых
фрагментов урока, слайдовая презентация памятников архитектуры в честь Бородинской битвы, поэтические тексты
М.Ю.Лермонтова, В.А. Жуковского, Д.Давыдова и др.); таблицы для каждого учащегося;
слайдовая презентация ключевых моментов урока; кластер; проектор, экран.
Эпиграфы к уроку:
Ход урока
1.
2.
“Вам не видать таких сражений...” М.Ю. Лермонтов.
“…война есть сумасшествие, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”. (Л Н
Толстой “Война и мир”).
I. Мотивационный этап.
Просмотр фрагмента фильма С. Бондарчука “Война и мир” (ч.3)
Вопрос: “Как вы думаете, фрагмент какого фильма мы сейчас просмотрели? Какие события отражены в этом
фрагменте?”
Слово учителя: “Мы с вами посмотрели небольшой фрагмент замечательного фильма режиссера С. Бондарчука “Война и
мир”, который позволил нам окунуться в атмосферу грозных и героических событий Отечественной войны 1812г. Сегодня
на уроке мы продолжим изучение событий этого периода русской истории, но уже с позиций истории и литературы.
Сейчас вам предстоит, работая в группе, обобщить полученные на предыдущих уроках знания”.
II. Повторение изученного на предыдущем уроке (сравнение точек зрения историков и писателя Л.Н.Толстого на
причины и характер Отечественной войны 1812г).
Групповая работа
Задание: Ответить на вопросы, сопоставив точку зрения историков и писателя Л.Н.Толстого.
1 группа:
Каковы причины войны 1812г?
Какой характер носила война для воюющих сторон?
2 группа:
Каковы были планы воюющих сторон накануне войны?
Как и почему изменились планы воюющих сторон в ходе войны?
3 группа:
Почему война 1812 г. являлась для России Отечественной войной?
В чем проявлялся народный характер войны?
Ответы групп учащихся, дополнения и уточнения ответов. III. Определение темы урока.
1.
2.
3.
4.
Задание: Прочитайте предложенные высказывания. Как вы думаете, о каком событии в них идет речь, и
конкретизируйте тему урока. (обсуждение в группах).
“Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы одержали себя достойными
одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под
Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех” (Наполеон).
“Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота,
кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю.
Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла
твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое Отечество” (И.М.Кутузов)
“Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров…
гремели залпы 1200 орудий” (Наполеон).
“Всемилостивейший государь Александр I. Сражение 26го нами было проиграно. Армия, а особливо левый
фланг, понесли чрезвычайную потерю. Одна из причин, послуживших проигрышу сражения, произошла от
беспорядка, поселившегося в артиллерии после смерти графа Кутайсова…” (из донесения генерала на русской
службе Винценгерода Ф.Ф. Александру I).
Ответы групп: тема урока “Бородинское сражение – поражение или победа?”
Репродукции картин ….
IV. Актуализация знаний по теме урока.
Задание группам: заполнить кластер “Бородинское сражение (каждой группе выдаются шаблоны кластеров):
Ответы групп (одна группа дает ответ, остальные делают дополнения).
В ходе ответов демонстрируются репродукции картин и литографий о Бородинском сражении, портреты
Кутузова, Наполеона.
V. Постановка учебных задач (УЗ).
Вопрос: “Как вы думаете, достаточны ли наши знания о Бородинском сражении? Сформулируйте учебные задачи,
исходя из темы и особенностей урока.
Обсуждение в группе. Ответы учащихся, дополнения.
Предполагаемые УЗ:
1. Узнать о ходе Бородинской битвы и ее значении в ходе Отечественной войны 1812г.
2. Сравнить исторический и литературный материал и выяснить, совпадают ли точки зрения историков и писателя
Л.Н.Толстого на события.
3. Познакомиться с примерами проявления героизма русских солдат.
VI. Изучение нового материала. Решение поставленных УЗ.
Слово учителя: “Работая с историческими материалами и литературным текстом, выяснить взгляды историков
на цели, подготовку, ход и итоги Бородинского сражения. Исследуя текст романа Л.Н. Толстого “Война и мир” (том 3), определить позицию писателя и выяснить, совпадают ли взгляды Л.Н.Толстого со взглядами историков на
событие. Заполнить таблицу”.
Знакомство с ходом сражения: просмотр анимации.
Задача: почерпнуть первые сведения о ходе Бородинской битвы.
Работа с материалами учебника, историческими документами и текстом романа “Война и мир”.
Заполнение таблицы. Работают 2 группы: группа “Историков” и группа “Литературоведов”.
Группе историков предложены для изучения документы , материалы учебника “История России. XIX век”.
Группа “Литературоведов” работает с 3 томом романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Обе группы получают шаблоны таблицы с вопросами и заданиями 1й графы.
Таблица.
Вопросы и задания.
1. Цели,
преследуемые
русской армией.
2. Подготовка к
сражению
3. Соотношение сил
накануне сражения.
4. Роль Кутузова и
Наполеона в
сражении.
5. Итоги сражения,
следствие.
Исторические материалы о
Бородинском сражении.
(предполагаемые ответы)
Л.Н.Толстой о Б.С. в романе
“Война и мир” (предполагаемые
ответы)
Обсуждение материалов таблицы, отмечаются наиболее удачные варианты ответов, вносятся дополнения:
группа “Историков” освещает вопросы по материалам учебника и исторических документов, группа
“Литературоведов” освещает точку зрения Л.Н.Толстого.
Слово учителя: “Итак, вы убедились, что точка зрения историков и Л.Н. Толстого на события не всегда
совпадают. Да, писатель не удовлетворен объяснением историками причин наполеоновских войн, не согласен он и
со взглядами историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения”
Проблемный вопрос: Как вы можете объяснить такие разногласия?
Ответы учащихся.
Вот как сам Толстой отвечает на этот вопрос в послесловии к роману: “Разногласие мое в описании
исторических событий с рассказами историков…не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая
историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет
пытаться представить историческое лицо …во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и
художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом….Историк обязан
иногда, пригибая истину, подводить все действия исторического лица под одну идею, которую он вложил в это
лицо. Художник, напротив, старается понять и показать не известного деятеля, а человека. В описании самих
событий различия еще резче и существеннее…
Итак, задача художника и историка совершенно различна, и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей
книге не должно поражать читателя”. 2й этап урока. Храбрость и героизм русских воинов в Бородинском сражении.
I. Чтение отрывка из стихотворения В. Степанова:
..Металась битвы злая ярость,
Как вихрь, на запад и восток…
В единый грохот все сливалось,
Сплеталось все в один клубок…
В одном ряду – отцы и дети,
Дерзать и детям, и отцам!
И бил в лицо бессмертья ветер
На смерть идущим храбрецам…
И, жертвуя собою, смело
В огне сходились грудь на грудь…
“Ура!”– раскатисто гремело,
Победе расчищая путь!
Степанов В. Люблю и верю: Стихотворения и поэмы.
Вопрос 1: Назовите известные вам произведения искусства, посвященные Бородинскому сражению.
Вопрос 2: Почему Бородинской битве посвящено так много произведений искусства (живописи, архитектуры,
литературы)?
(возможные ответы: – это сражение, предопределившее исход Отечественной войны; – русские воины проявили героизм,
мужество, стойкость).
II. “Литературоведы” и “историки”, работая с историческими документами, романом “Война и мир”, текстами
стихотворений, репродукциями картин и литографий попробуют увидеть и понять, как боролись с врагом защитники
Отечества, ответят на вопрос: “Почему это сражение народное?”.
Работа в группах:
Задание группе “Историков”: прочитайте письма французских офицеров. Приведите отрывки о храбрости русских в
Бородинском сражении. Сделайте выводы.
Задание группе “Литературоведов1”: Ответьте на вопросы, работая с текстом романа Л.Н.Толстого “Война и мир”
(том 3, часть 2; главы XXXI – XXXIX).
1.
Зачитайте эпизоды, описывающие поведение русских воинов в бою. Какие чувства вызывают в вас эти эпизоды?
Почему можно назвать это сражение народным?
2. Почему Б.С. дано глазами Пьера Безухова? (Ничего не понимает в военном деле; воспринимает войну с
психологической т. зрения: наблюдает за настроением участников битвы)
3. Как меняется настроение участников битвы (до сражения – во время сражения), по наблюдениям Пьера Безухова?
4. Сделайте выводы об участниках Бородинского сражения.
Задание группе “Литературоведов2”: прочитайте стихотворения В. Жуковского “Певец во стане русских воинов”,
Ф.Н.Глинки, Д В. Давыдова “Бородинское поле”, И.А.Крылова “Волк на псарне”, А.С. Пушкина “Полководец”,
М.Ю.Лермонтов “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”.
1. Подберите и процитируйте отрывки из стихотворений, показывающих героизм и мужество русских солдат в
Бородинском сражении.
III. Ответы групп.
IV. Подведение итогов урока.
Фронтальная беседа
1. Что же явилось прямым следствием Бородинского сражения?
(“Прямым следствием БС было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге,
погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным
была наложена рука сильнейшего духом противника” (Л.Н. Толстой).
2. Возвращаясь к теме урока, ответим на вопрос: “Бородинская битва – победа или поражение?”. Аргументируйте.
3. Удалось ли нам решить поставленные учебные задачи?
Рефлексия
– Что запомнилось, понравилось на уроке? Что произвело самое сильное впечатление?
– Чем интересны такие интегрированные уроки?
– Ваши пожелания друг другу, учителям, всем присутствующим.
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.