"А душу можно ль рассказать?"
Оценка 5

"А душу можно ль рассказать?"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература +1
Взрослым
25.03.2018
"А душу можно ль рассказать?"
"А душу можно ль рассказать?" Цели урока: • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы; • закрепить навыки рассуждения на литературную тему. Ход урока I. Постановка учебной задачи. Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем, по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой “Душа”:
А душу можно ль рассказать.doc
"А душу можно ль рассказать?" Цели урока:   организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы; закрепить навыки рассуждения на литературную тему. Ход урока I. Постановка учебной задачи. Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и  цветом, а чем, по­вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним  миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой “Душа”: Душа – не вздох, Не звук пустой, Не приземленная работа. Она окрылена мечтой И жить не может без полета. Ей надо, не жалея сил, Парить, сроднившись с высотою, Так, чтоб навстречу ветер был Упруго сжатою волною, И быть выносливой в пути,  И не бранить дождей постылых, И горы снежные нести На широко простертых крыльях. Я сегодня неспроста начала урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом.  А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером) Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый характер.  Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить  истоки и проявление этого свободолюбия. ­ Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер? (Т.е. человек любит свободу) – Каково значение слова “свобода”? – Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по­своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения  чужой воле. II. Беседа по тексту. ­ Свободен ли Мцыри? – Каким образом Мцыри попал в монастырь? – Какое впечатление производит Мцыри – ребенок? – Как рос? Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в  монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы. – Когда формируется характер? – Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в  нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры: “Мцыри в детстве” “Мцыри в монастыре” “Мцыри на свободе” (пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей) Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и  выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли. – Каковы причины побега?(у него была мечта ­ вернуться на родину) – Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли. Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству.  Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной  схватке победить хищного зверя). – Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста. – Какая черта характера им двигала? Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно  подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. – Какой художественный прием использует автор? (Сравнение) Выступление ученика. Помощи людской я не желал, Я был чужой для них навек, Как зверь степной. Я видел горные хребты Причудливые, как мечты. В снегах, горящих, как алмаз. И солнце сквозь хрусталь земли Сияло сладостней луны. Едва взошла заря, Палящий луч её обжег В тюрьме воспитанный цветок. ­ Какие средства выразительности автор еще использует? Выступление ученика. Эпитеты. Выступление ученика. Метафоры. Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и  “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу того, что он чист душой и потому, что он – божий  человек (“Судьбой монах”) Мцыри любит природу, понимает её и чувствует. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я увидал: Мне было свыше то дано. (Стр.79) Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека,  умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а  любоваться природой он мог только на свободе. – Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви). И мрак очей был глубок, Так полон тайнами любви, Что думы пылкие мои смутились. Когда же я очнулся вновь И отлила от сердца кровь, Она была уж далеко. – Итак, какими же чертами характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он  мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и  близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова “свобода” и “душа”. Составьте синквейн с данными словами. (Синквейн – пятистишие, где первая строка – основное слово (имя существительное), вторая строка – 2 определения к нему, третья строка – 3 глагола к нему, четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову, пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно слово) Свобода Характер Желанная, окрыляющая Свободолюбивый, сильный Помогает, дарует, воскрешает Заставляет, позволяет,  поднимает Свет во мне рождает В человека меня превращает Жизнь   Душа Солнце   Человек Добрая, парящая Думающий, действующий Переживает, любит, страдает Взирает, действует, отвечает Несет людям только хорошее Свою судьбу сам выбирает Свет Ваятель III. Подготовка к написанию сочинения. Примерный план раздается всем учащимся. 1. Что значит слово “свобода”? 2. Истоки и проявление свободолюбия. o Исповедь Мцыри. o Черты характера, заложенные природой. o Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности. o Чуткость души через понимание природы. o Бой с барсом – гимн силе. Мужеству. o Мцыри – человек, жаждущий любви. 3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “А душу можно ль рассказать?”

"А душу можно ль рассказать?"

"А душу можно ль рассказать?"

"А душу можно ль рассказать?"

"А душу можно ль рассказать?"

"А душу можно ль рассказать?"

"А душу можно ль рассказать?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018