"А душу можно ль рассказать?"
Цели урока:
• организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
• закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи.
Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем, по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой “Душа”:
А душу можно ль рассказать.doc
"А душу можно ль рассказать?"
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи.
Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и
цветом, а чем, повашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним
миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой “Душа”:
Душа – не вздох,
Не звук пустой,
Не приземленная работа.
Она окрылена мечтой
И жить не может без полета.
Ей надо, не жалея сил,
Парить, сроднившись с высотою,
Так, чтоб навстречу ветер был
Упруго сжатою волною,
И быть выносливой в пути,
И не бранить дождей постылых,
И горы снежные нести
На широко простертых крыльях.
Я сегодня неспроста начала урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом.
А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером)
Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый характер.
Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить
истоки и проявление этого свободолюбия.
Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер?
(Т.е. человек любит свободу)
– Каково значение слова “свобода”?
– Свобода – своя воля, простор, возможность действовать посвоему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения
чужой воле.
II. Беседа по тексту.
Свободен ли Мцыри?
– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?
Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в
монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.
– Когда формируется характер?
– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в
нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:
“Мцыри в детстве” “Мцыри в монастыре” “Мцыри на свободе”
(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей) Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и
выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли.
– Каковы причины побега?(у него была мечта вернуться на родину)
– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству.
Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной
схватке победить хищного зверя).
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?
Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно
подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
– Какой художественный прием использует автор?
(Сравнение) Выступление ученика.
Помощи людской я не желал,
Я был чужой для них навек,
Как зверь степной.
Я видел горные хребты
Причудливые, как мечты.
В снегах, горящих, как алмаз.
И солнце сквозь хрусталь земли
Сияло сладостней луны.
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок.
Какие средства выразительности автор еще использует?
Выступление ученика. Эпитеты.
Выступление ученика. Метафоры.
Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и
“слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу того, что он чист душой и потому, что он – божий
человек (“Судьбой монах”) Мцыри любит природу, понимает её и чувствует.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я увидал:
Мне было свыше то дано. (Стр.79)
Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека,
умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а
любоваться природой он мог только на свободе.
– Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре
он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви).
И мрак очей был глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои смутились.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко.
– Итак, какими же чертами характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он
мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и
близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова “свобода” и “душа”.
Составьте синквейн с данными словами. (Синквейн – пятистишие, где первая строка – основное слово (имя существительное),
вторая строка – 2 определения к нему,
третья строка – 3 глагола к нему,
четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову,
пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно слово)
Свобода
Характер
Желанная, окрыляющая
Свободолюбивый, сильный
Помогает, дарует, воскрешает Заставляет, позволяет,
поднимает
Свет во мне рождает
В человека меня превращает
Жизнь
Душа
Солнце
Человек
Добрая, парящая
Думающий, действующий
Переживает, любит, страдает Взирает, действует, отвечает
Несет людям только хорошее Свою судьбу сам выбирает
Свет
Ваятель
III. Подготовка к написанию сочинения.
Примерный план раздается всем учащимся.
1. Что значит слово “свобода”?
2. Истоки и проявление свободолюбия.
o Исповедь Мцыри.
o Черты характера, заложенные природой.
o Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.
o Чуткость души через понимание природы.
o Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.
o Мцыри – человек, жаждущий любви.
3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “А душу можно ль рассказать?”
"А душу можно ль рассказать?"
"А душу можно ль рассказать?"
"А душу можно ль рассказать?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.