"А душу можно ль рассказать?"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"А душу можно ль рассказать?" Цели урока: • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы; • закрепить навыки рассуждения на литературную тему. Ход урока I. Постановка учебной задачи. Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем, по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой “Душа”:
Иконка файла материала А душу можно ль рассказать.doc
"А душу можно ль рассказать?" Цели урока:   организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы; закрепить навыки рассуждения на литературную тему. Ход урока I. Постановка учебной задачи. Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и  цветом, а чем, по­вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним  миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой “Душа”: Душа – не вздох, Не звук пустой, Не приземленная работа. Она окрылена мечтой И жить не может без полета. Ей надо, не жалея сил, Парить, сроднившись с высотою, Так, чтоб навстречу ветер был Упруго сжатою волною, И быть выносливой в пути,  И не бранить дождей постылых, И горы снежные нести На широко простертых крыльях. Я сегодня неспроста начала урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом.  А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером) Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый характер.  Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить  истоки и проявление этого свободолюбия. ­ Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер? (Т.е. человек любит свободу) – Каково значение слова “свобода”? – Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по­своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения  чужой воле. II. Беседа по тексту. ­ Свободен ли Мцыри? – Каким образом Мцыри попал в монастырь? – Какое впечатление производит Мцыри – ребенок? – Как рос? Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в  монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы. – Когда формируется характер? – Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в  нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры: “Мцыри в детстве” “Мцыри в монастыре” “Мцыри на свободе” (пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и  выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли. – Каковы причины побега?(у него была мечта ­ вернуться на родину) – Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли. Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству.  Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной  схватке победить хищного зверя). – Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста. – Какая черта характера им двигала? Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно  подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. – Какой художественный прием использует автор? (Сравнение) Выступление ученика. Помощи людской я не желал, Я был чужой для них навек, Как зверь степной. Я видел горные хребты Причудливые, как мечты. В снегах, горящих, как алмаз. И солнце сквозь хрусталь земли Сияло сладостней луны. Едва взошла заря, Палящий луч её обжег В тюрьме воспитанный цветок. ­ Какие средства выразительности автор еще использует? Выступление ученика. Эпитеты. Выступление ученика. Метафоры. Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и  “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу того, что он чист душой и потому, что он – божий  человек (“Судьбой монах”) Мцыри любит природу, понимает её и чувствует. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я увидал: Мне было свыше то дано. (Стр.79) Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека,  умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а  любоваться природой он мог только на свободе. – Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви). И мрак очей был глубок, Так полон тайнами любви, Что думы пылкие мои смутились. Когда же я очнулся вновь И отлила от сердца кровь, Она была уж далеко. – Итак, какими же чертами характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он  мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и  близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова “свобода” и “душа”. Составьте синквейн с данными словами. (Синквейн – пятистишие, гдепервая строка – основное слово (имя существительное), вторая строка – 2 определения к нему, третья строка – 3 глагола к нему, четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову, пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно слово) Свобода Характер Желанная, окрыляющая Свободолюбивый, сильный Помогает, дарует, воскрешает Заставляет, позволяет,  поднимает Свет во мне рождает В человека меня превращает Жизнь   Душа Солнце   Человек Добрая, парящая Думающий, действующий Переживает, любит, страдает Взирает, действует, отвечает Несет людям только хорошее Свою судьбу сам выбирает Свет Ваятель III. Подготовка к написанию сочинения. Примерный план раздается всем учащимся. 1. Что значит слово “свобода”? 2. Истоки и проявление свободолюбия. o Исповедь Мцыри. o Черты характера, заложенные природой. o Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности. o Чуткость души через понимание природы. o Бой с барсом – гимн силе. Мужеству. o Мцыри – человек, жаждущий любви. 3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “А душу можно ль рассказать?”

Посмотрите также