29.12.21. Горюнова З.И.
Воспитательный час на тему: «Добро и зло. Что такое доброта» (Беседа с элементами театрализации).
Цель: воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия.
Задачи:
-раскрыть понятия добра и зла;
-развивать умение анализировать собственные поступки;
-воспитывать доброе отношение к окружающим людям.
Ход занятия.
Организационный момент.
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна!
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Вводная часть.
Сегодня мне хотелось бы с вами поговорить на очень интересную тему «Что такое «добро» и «зло»? Как вы это понимаете?
В истории человечества этот вопрос обсуждается уже сотни лет. Битва между добром и злом, нравственным и безнравственным идет везде, где есть хотя бы два живых существа. Полемика между благопристойностью и безнравственностью, жертвенностью и эгоизмом, добрососедством и ненавистью идет между людьми разных стран и народов.
Все мы сталкиваемся в жизни с этой битвой и стремимся делать все от нас зависящее для торжества добра, совершать добрые дела, поступки, связанные с милосердием и благотворительностью. Что справедливо и что несправедливо? Что есть добро и зло?
Основная часть.
Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают)
- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
Многие из вас верно понимают, что такое доброта. Точное же определение мы можем найти в «Словаре русского языка» Ожегова:
«Доброта-отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»
Добрый человек - человек ,обладающим мягким характером, расположенным к людям , сострадательный, сердечный.
Злой человек - человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
Игра «Добрый сказочный герой»
-Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или зло. Если добрый .вы радостно хлопайте в ладоши, если злой, закрывайте лицо ладошками.(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса и Кот Базилио, Морозко, Мальвина, Иванушка-дурачок, Емеля, Доктор Айболит).
Каких героев вы выбрали? Почему?(Ответы детей).
-Именно эти сказочные герои выручают, помогают другим, иногда и в ущерб себе. Они стремятся к добру, к истине ,красоте.
Игра «Собери пословицу».
Эта мысль отражена в пословицах и поговорках .Соедините части пословиц по смыслу, объясните их значение.
1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Доброе слово и железные ворота открывает.
3.Худо тому, кто добра не делает никому.
4. Во зле жить — по миру ходить
5.Добро не лихо: бродит по миру тихо.
6.Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
(Собирают все пословицы, каждый ряд объясняет по две из них).
Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.
«Волшебные слова»
Добрый человек – это тот, кто любит детей, готов прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей .Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. . Добрый человек – вежливый человек. Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся часто в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит слово ДОБРО. Какие, например?
(Добро пожаловать, добрый день, добрый вечер, в добрый путь, в добрый час.)
Много добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, веселить, согреть душу.
Игра «Доскажи словечко»
Молодцы!
Притча «Бабочка»
-Послушайте музыкальную притчу «Бабочка».
Кто звал его «мудрец»,
кто – «прозорливец»,
Он жил в уединенье от людей,
Но шли к нему сомненьями делиться
Иль за советом каждый Божий день.
Он ближнего в беде спешил утешить:
Подарком или словом подбодрить,
При этом называл себя он грешным
И все гостинцы мог передарить.
А по соседству жил монах
заблудший,
Который всё завидовал ему:
Никто не приходил к его лачужке,
Не спрашивал, зачем да почему.
И вот решил над ним он посмеяться:
Поймал на поле бабочку монах,
И, усмехнувшись, он спросил у старца,
Живая или мёртвая она.
Расчет был прост: коль
скажет, что живая, -
То он её ладонями прижмёт,
А мёртвая – так полетит, порхая,
Когда монах ладони разомкнёт.
«Узнают все, какой он прозорливец», -
Ликуя сердцем, предвкушал монах.
А старец за монаха помолился,
И с грустью молвил: «Всё в твоих руках!»
-В чём смысл этой притчи?(Ответы детей)
-Всё зависит от нашего с вами выбора ,какой дорогой идти по жизни, дорогой добра или зла)
Ситуация «Кукла».
У меня в руках кукла. Сегодня я разрешу вам делать то, что никогда не разрешала. Сейчас мы будем обижать её. Вспомните ,как вы иногда обижаете друг друга на перемена, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая даже словом, мы причиняем боль.
Поэтому, когда мы будем говорить кукле, что она плохая, мы будем причинять ей боль, загибая края бумаги.(учащиеся выполняют задание, пока кукла не доходит до учителя).
-Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она была? Что в ней изменилось и почему? (От обидных слов она вся сжалась).Я думаю, что мы очень травмировали куклу.
Можем ли мы что-то изменить? (Варианты ответов: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).Давайте попробуем сказать е что-то хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.(Говорят кукле добрые слова, учитель постепенно распрямляет её).Ребята, а сейчас посмотрите на куклу, ей уже лучше, но стала ли она такой, как была прежде? Нет.
Вывод: боль остается в душе надолго и никакие комплименты не могут её разгладить, поэтому не обижайте окружающих .
«Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? (ответы детей).
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Заключительная часть.
А теперь я попрошу вас привести примеры добрых, глубоко нравственных поступков людей, своих товарищей или знакомых. Почему вы считаете, что приведенный вами пример — доброе дело и нравственный поступок? (Рассуждения детей)
Вы правильно понимаете, что в современном мире очень много соблазнов для плохих поступков. Но задача каждого человека—делать правильный выбор, совершать только те поступки, которые не противоречат закону, моральным нормам и правилам этикета.
Давайте еще раз улыбнемся друг другу. И пообещаем, что будем стараться воспитывать в себе эти чувства и соблюдать эти правила.
Используемые источники:
https://урок.рф/library/klassnij_chas_dobro_i_zlo_204830.html
https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-dobro-i-zlo-1.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.