Государственная и социальная политика в образовании

  • ppt
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Государственная и социальная политика в образовании.ppt

Государственная и социальная политика в образовании

Тема 1. Государственная социальная политика

Основные задачи социальной политики государства:

1. Гармонизация общественных отношений
2. Создание условий для повышения материального благосостояния граждан
3. Обеспечение социальной защиты всех граждан
4. Развитие отраслей социального комплекса
5. Обеспечение экологической безопасности

Методы государственного регулирования социальной сферы

1. Правовое регулирование
2. Финансово-кредитное регулирование
3. Целевые программы

ОСОБЕННОСТИ

Элемент

Государственная программа

Долгосрочная целевая программа

Ведомственная целевая программа

Объект управления

Сфера социально-экономического развития и безопасности

Системная проблема

Тактическая задача

- взаимодействие с гражданами

Используется

Возможно

Не используется

Связь с полномочиями

Максимальный охват

В рамках полномочий (вопросов местного значения)

Связь с бюджетом

В полной мере

Не в полной мере

Межведомственное взаимодействие

Обязательный элемент

Не используется

Элемент

Государственная программа

Долгосрочная целевая программа

Ведомственная целевая программа

Использование инструментов управления

- бюджетное финансирование

Используется

- меры государственного регулирования

Возможно

Не используется

- взаимодействия с публично-правовыми образованиями

Для субъекта Российской Федерации - с органами местного самоуправления

- взаимодействие с государственными (муниципальными) учреждениями

Используется, механизм государственных заданий

Не используется

Возможно, механизм государственных заданий

Цели и задачи государственной программы «Развитие образования» (2013-2020)

Государственная программа «Развитие образования»

Инструменты проведения социальной политики

- социальные гарантии;
- социальные стандарты;
- минимальные размеры оплаты труда, социальных пособий и т.п.;
бюджетное выравнивание.

Основные направления социальной политики

1. Повышение уровня жизни
2. Формирование эффективной системы социальной защиты
3. Регулирование трудовых отношений и занятости населения
4. Совершенствование пенсионной системы

Значимость социальной политики определяется её влиянием на процессы:

- воспроизводства рабочей силы,
- повышения производительности труда,
- повышения образовательного и квалифицированного уровня трудовых ресурсов,
- НТП,
- улучшения условий труда и быта,
- развития культурной и духовной жизни общества,
- снижения заболеваемости

т.е. ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве.

УКАЗ ПЕТРА I
В 1701 году 8 июня Именной — об определении в домовые Святейшего Патриарха богодельних нищих, больных и престарелых.
Великий государь указал: «в домовых Святейшего Патриарха богодельным нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богодельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чиния. А больных в богодельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей, и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовые казны»

УКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II
«О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях».
Указ Екатерины II принят 7 ноября 1775 года. В изданном Екатериной Учреждении для управления губернией впервые в законодательном порядке устанавливается государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий, создаются специальные приказы.

14 ноября 1917 года создан Народный Комиссариат государственного призрения (НКГП) на который возлагалось попечение об инвалидах войны, их семьях, стариках, несовершеннолетних, охрана материнства и младенчества. Республиканское правительство народных комиссаров назначает А. М. Коллонтай комиссаром общественного призрения.
30 апреля 1918 года Народный Комиссариат государственного призрения переименован в Народный Комиссариат социального обеспечения (НКСО).
Определены основные направления деятельности: охрана материнства и младенчества; работа в детских домах; обеспечение несовершеннолетних, обвиняемых в противоправных действиях; выдача продовольственных пайков; обеспечение увечных воинов; медицинская помощь.
25 декабря 1919 года Наркоматы социального обеспечения и труда были объединены в Наркомат труда и социального обеспечения. В его составе создан отдел социального обеспечения.
21 апреля 1920 года Народный Комиссариат труда и социального обеспечения был разделен на два комиссариата: Народный Комиссариат труда и Народный Комиссариат социального обеспечения. К концу 1920 года в ведении НКСО передается обеспечение безработных.
23 марта 1946 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Наркомат социального обеспечения РСФСР преобразован в Министерство социального обеспечения РСФСР.

1991 - 1996 гг. Министерство социальной защиты населения РФ.
1996 - 2003 гг.. Министерство труда и социального развития РФ.
2004 - 2012 гг. Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
2012 г. – по настоящее время Министерство труда и социальной защиты населения РФ.

Социальное вспомоществование
Социальное обеспечение
Социальная защита
Социальное страхование

Государственные минимальные социальные стандарты. Такие стандарты направлены на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ.
обеспечение удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах;
укрепление единого социального пространства Федерации и относительное выравнивание уровней социального развития на территории ее субъектов;
нормативное обеспечение формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды;
совершенствование межбюджетных отношений и государственной поддержки местных бюджетов в части обеспечения социального развития;
концентрация ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной политики

Основные признаки функционирования отраслей социальной сферы

1. Непрерывный характер услуг(например, сферы образования и здравоохранения – в течение всей жизни)

2. Услуга становится более индивидуализированной

3. Услуги приобретают глобальный характер

4. Возрастает роль частных расходов на развитие человеческого капитала

5. Всё более активную роль начинают играть новые технологии, изменяющие характер оказываемых услуг

Учёт всех этих особенностей формирует основу экономических изменений в отраслях социальной сферы.

Дополнительные расходы федерального бюджета
на приоритетные проекты по направлениям за 2013-2020 гг.

Цели преобразования бюджетных учреждений

повышение качества и эффективности услуг, предоставляемых за счёт бюджетных средств;
снятие устаревших и избыточных ограничений в работе социальных учреждений страны;
переориентация на запросы и интересы граждан страны;
установление государственных заданий на оказание услуг с чётким описанием их объёма, требований качества, условий предоставления


Тема 2. Государственная образовательная политика

Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху


ХХ век

«Образование
для
жизни»


XXI век

«Образование
через
всю жизнь»

Причины изменения парадигмы

Лавинообразный поток информации во всех областях знания.
Потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека

переход на нормативное подушевое финансирование (НПФ) общеобразовательных учреждений;
развитие региональной системы оценки качества образования;
расширение общественного участия в управлении образованием;
развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства.

Основные направления модернизации образования

Национальная образовательная стратегия – инициатива «НАША ШКОЛА»

Первое направление. Обновленное содержание образования

Второе. Система поиска и поддержки талантливых детей

Третье. Система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов

Четвертое. Школа - центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом

Пятое. Здоровье человека

Шестое. Самостоятельность школ

Задача современного образования

Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека.
Усвоить сумму знаний — недостаточно. С ними надо научиться действовать.

ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач

Ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе

Выпускник школы должен быть:
патриотом, носителем ценностей гражданского общества, осознающим свою сопричастность с судьбой Родины;
человеком, уважающим ценности иных культур, религий и мировоззрений, осознающим проблемы современности, свою возможную роль в их решении;
креативным человеком, мотивированным к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
человеком, уважающим других людей, готовым к сотрудничеству с ними для достижения совместного позитивного результата;
человеком, осознающим себя личностью, способным принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Особенности развития общества, обусловленные ими приоритеты модернизации образования предполагают оптимизацию образовательного процесса с целью:

сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;
формирования гражданского самосознания и гражданской идентичности молодых россиян, соответствующих ценностей и гражданских качеств;
обеспечение личностно ориентированного характера образования, индивидуализации обучения в соответствии с интересами и запросами учащихся;
усиление роли истории и социально-гуманитарных дисциплин в целом как фактора, обеспечивающего социализацию и гражданскую позицию учащихся.

Ключевые компетенции (Совет Европы):
политические и социальные компетенции
компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе;
компетенции в области коммуникаций;
компетенции, связанные с информацией;
компетенции, связанные со способностью к самообразованию.
Применительно к России этот перечень необходимо дополнить и подчеркнуть актуальность формирования компетенции российского гражданина.

Приоритетами государственной образовательной политики в России в начале ХХ1 века стали:
восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования,
глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Совершенствование российской системы образования предполагает реализацию следующих направлений государственной образовательной политики и практики:

государственно-общественное управление системой образования;
бюджетное финансирование и контроль за целевым использованием средств;
развитие правовых основ образования и надзор за их исполнением;
государственные механизмы управления качеством образования
в области содержания образования – совершенствование образовательных стандартов, экзаменационных процедур, введение нового механизма экспертизы учебников;
в области кадровой политики – совершенствование квалификационных требований и механизма аттестация кадров;
в области управления образовательными учреждениями – совершенствование процедур лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений образования.

Модернизация образования – это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой.
Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности.
Это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном, в образовательной политике, которая должна быть направлена на удовлетворение потребностей личности, общества, страны.

Реформирование и модернизация образования в России: итоги, перспективы

индивидуализация (базовой социальной единицей становится индивид, а не социальная группа);
дифференциация (передача функций, ранее принадлежавших семье, специализированным социальным институтам);
универсализация (предполагается, что социальные институты действуют на основе универсальных законов и правил, что усиливает роль экспертов, науки и образования в целом);
диверсификация (принцип структурирования системы образования, допускающий и обеспечивающий возможность многовариантной организации образовательных учреждений, отход от единообразной государственной системы образования).

Социальные и моральные вызовы школьному образованию

нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;
недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;
рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций;
снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования;
усиление миграционных процессов;
недостаточный уровень воспроизводства населения;
снижение физического, социального и психического здоровья населения;
низкий уровень доверия и социальной солидарности.

Тенденции развития современного образования

Тенденции мировой системы образования
Стремление к демократичной системе образования (доступность всему населению страны, преемственность его ступеней и уровней, возможности выбора из спектра программ, мероприятий, занятий);
Предоставление автономности и самостоятельности образовательным учреждениям, поиск компромисса в управлении между жесткой централизацией и полной автономией;
Возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в образовательном учреждении любого типа;
Разрастание рынка образовательных услуг;
Постоянное обновление и корректировка образовательных программ;
Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
Образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира.

Тенденции российского образования в последнее 10-летие
формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;
вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;
изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования – к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений;
интеграция российского образования в мировое (европейское) образование.

Сценарии развития и предлагаемые меры


Реставрационный сценарий
Стабилизационный сценарий
Модернизационный сценарий
Инновационный сценарий

1.Реставрационный сценарий



Этот сценарий предполагает отказ от продолжения начатых преобразований и даже реставрацию норм XX века.

2.Стабилизационный сценарий

В рамках этого сценария:
конкретизируются и нормативно закрепляются социальные обязательства государства в сфере образования и социализации для всех обучающихся, проводится четкое разделение бесплатных и платных услуг для населения, формируются механизмы, обеспечивающие выполнение данных обязательств и защиту прав потребителей в сфере платных образовательных услуг

«Стабилизационный» сценарий предполагает завершение институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления (ЕГЭ, ГИА, новая система оплаты труда, ФЗ-83).
Успешная реализация стабилизационного сценария снимет остроту текущих проблем, однако не обеспечит достаточно быстрое изменение качественных результатов образования, преодоление отставания российской системы образования от ведущих стран мира. Более того, есть риск увеличения этого отставания.

3.Модернизационный сценарий

В рамках данного сценария предусматривается достижение новых результатов, нового качества российского образования, создание системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения.

4.Инновационный сценарий



Этот сценарий предусматривает поиск ответов на вызовы завтрашнего дня при одновременной реализации стабилизационного сценария.

Стимулируется развитие механизмов государственно-частного и социального партнерства, поддержки общественных и частных инициатив и т. д.
Государство осуществляет субсидирование получения дополнительного образования через введение именных сертификатов для социально-незащищенных категорий детей.

Стимулируется муниципальная политика, направленная на развитие инфраструктуры по месту жительства;
Реализуется федеральная программа поддержки проектов, решающих задачи формирования социальных установок подрастающего поколения.
Обеспечивается качественно новый уровень индивидуализации образования.

Изменения в государственной политике
в области образования

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.

Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015

Национальный приоритетный проект «Образование» (2006-2010)

Национальный приоритетный проект «Образование»

Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа»

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Основные направления ПНП «Образование»

1. Стимулирование инноваций в образовательной сфере (господдержку получили 3 тыс.инновационных школ по 1 млн.руб. и 10 тыс.учителей по 100 тыс.руб.).
2. Подключение школ к Интернету (подключено свыше 18 000 школ).
3. Поставка школьных автобусов в сельскую местность (поставлено около 2 000 автобусов ).
4. Укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием (в школы направлено более 5 000 комплектов учебного оборудования).
5. Дополнительные выплаты за классное руководство.

Современные подходы к образованию. 1. Классический: передача подрастающему поколению основных ценностей. 2. Прагматический: формирование основных базовых знаний и умений. 3. Развивающий: обеспечение развития образовательных результатов. 4. Либеральный: последовательный комплексный учет потребностей и запросов ребенка. 5. Социально-ориентированный: подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе и решению проблем.