Государственная политика в сфере дополнительного образования детей. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
Дополнительное образование детей является важной составной частью системы образования Российской Федерации, что закреплено в статье 75 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, в статье определено, что «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей».
На основании Федерального закона об образовании дополнительное образование детей реализуется посредством освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных.
Развитие системы дополнительного образования занимает особое место в приоритетных направлениях государственной политики в сфере образования.
Решению стратегических задач в области дополнительного образования детей, особенно в части повышения доступности, обновления содержания, увеличения охвата обучающихся, способствует реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в состав национального проекта «Образование» и федерального проекта «Культурная среда» в составе национального проекта «Культура».
Целью проекта «Успех каждого ребенка» является «обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей».
Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме. Данные меры призваны обеспечить повышение качества дополнительного образования, его соответствие вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
Определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации в ближайшие годы нашло отражение в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р. На основе анализа состояния и выявленных проблем дополнительного образования детей в Концепции сформулированы основные ключевые направления развития дополнительного образования. Особая роль отводится формированию региональной политики в части развития региональных систем дополнительного образования детей с учетом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики. Целевая модель регионального дополнительного образования, созданная в 72 субъекта Российской Федерации, к 2024 году должна распространиться на все регионы России. В рамках функционирования целевой модели предусмотрены в том числе:
создание сети региональных модельных центров и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей;
внедрение механизмов персонифицированного учета и финансирования дополнительного образования детей;
обновление содержание программ дополнительного образования;
внедрение модели доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями;
осуществление деятельности региональных навигаторов дополнительного образования детей.
В рамках совершенствования системы дополнительного образования детей главной целью является создание условий для самореализации и развития талантов каждого ребенка, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Для достижения целей развития дополнительного образования намечены задачи, способствующие решению управленческих и организационно экономических задач выстраивания региональных систем образования, в том числе предусматривающие:
обновление инфраструктуры дополнительного образования детей;
совершенствование системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования в рамках целевой модели;
обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ;
формирование единого открытого образовательного пространства основного и дополнительного образования детей;
организацию воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства и др.
В целях обеспечения достижения планируемых результатов в Концепции определены целевые показатели и план реализации, предусматривающие поэтапное выполнение поставленных задач и запланированных мероприятий.
Использованный материал:
https://education.apkpro.ru/courses/629/stage/7400
https://education.apkpro.ru/media/material_files/629/2b7c4c5b-5fc7-4d45-b06d-79dc57fe226d.pdf
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.