Тема 9. Государственное управление природопользованием
1. Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
2. Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
3. Сертификация в экологической сфере
Вопрос 1. Государственное управление природопользованием, его задачи и структура
Управление — целенаправленная деятельность по организации взаимосвязей между элементами системы, приводящая к намеченным результатам, целям. Управление может быть стихийным и сознательным в соответствии с поставленными целями и задачами. Управление природопользованием — это совокупность мероприятий, практических действий, способных изменить течение процессов, происходящих в окружающей природной среде в желательном для общества направлении.
Управление природопользованием может осуществляться через деятельность природопользователей и непосредственное управление объектами окружающей природной среды. Управление природопользованием направлено на удовлетворение потребностей общества в природных ресурсах и свойствах окружающей природной среды. Причем это должно быть сделано на основе познания и использования эколого-экономических закономерностей с тем, чтобы в будущем обеспечить устойчивое развитие.
Государственное управление природопользованием означает организующую деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению рационального природопользования и охране природы. Субъектами управления природопользованием являются государственные органы, учреждения или организации, наделенные соответствующими функциями. Они финансируются за счет бюджета и имеют необходимый объем властных полномочий. Объект управления природопользованием — деятельность людей в сфере природопользования, которая управляется на основе правого регулирования. Формами государственного управления являются акты управления (нормативные, директивные, индивидуальные), административные соглашения и материально-технические действия.
Государственное управление в сфере природопользования включает в себя три вида управления деятельностью: социально-экономический, административно-политический и социально-культурный. Управление природопользованием осуществляется с помощью административных (принудительных), экономических и идеологических (воспитательных) методов решения тех или иных вопросов.
Методы управления позволяют постоянно, непосредственно и оперативно решать вопросы и достигать целей управления. В управлении природопользованием используются методы: запрещения; приостановления; изъятия (прекращения права пользования); согласования и разрешения (выдача лицензий, договор на комплексное природопользование и т.п.).
Государственное управление в сфере природопользования осуществляется на основе закрепленных в законодательстве общих принципов управления. К ним относятся: законность, сочетание территориального и отраслевого управления. Законодательством устанавливаются специфические принципы охраны природы: комплексность, всеобщность, планомерность, использование возможностей НТП и международного сотрудничества.
Конечная цель государственного управления природопользованием — достижение оптимального состояния качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Но она не достижима сразу, поэтому определяются промежуточные цели на каждом конкретном этапе (промежутке времени) — конкретные показатели качества окружающей природной среды.
Система органов государственного управления природопользования — это единый организм, состоящий из взаимосвязанных, субординированных элементов. Функции органов государственного управления в сфере экологии подразделяются на три составляющие:
1) управленческая — организация, общее руководство, оперативное распорядительство, издание нормативных актов и их изменение;
2) планирования, прогнозирования и координации;
3) учета, контроля и надзора.
В Российской Федерации многие министерства и ведомства (департаменты) являются непосредственными природопользователями, но специальных функций по государственному контролю и надзору не выполняют. Функции органов государственного управления определяются исходя из содержания, задач и компетенции того или иного органа управления. Органы государственного управления могут быть классифицированы по объектам их компетенции. Различаются органы общей и специальной компетенции. Общей компетенцией наделены: Президент РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Специальной компетенцией наделены те органы государства, которые в соответствии с положением о них, утвержденным правительственным актом, специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные, экологические функции. По характеру своей специальной компетенции такие органы подразделяются на два вида: координационные, решающие комплексные задачи в сфере охраны окружающей среды и природопользования, и отраслевые.
Координационные органы выполняют все задачи или блок природоохранных задач, одну или несколько функций в отношении всех природных ресурсов. Отраслевые органы сосредотачивают внимание на охране и использовании отдельных природных объектов. Координационную деятельность в области охраны окружающей среды ранее осуществлял Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) и выполнял следующие функции: координационную, регулирующую, контрольно-инспекционную, разрешительную, информационную, эколого-про-светительскую, природно-заповедную и международную.
К отраслевым специально уполномоченным органам относились: Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Гос-комзем); Комитет РФ по водному хозяйству (Росводхоз); Комитет по геологии и использованию недр (Роскомнедра); Роскомлес.
С 2000 года в системе государственного управления природопользованием произошли изменения. В настоящее время функции Росводхоза, Роскомлеса, Роскомнедра и Госкомэкологии выполняют соответствующие структурные подразделения (департаменты) Министерства природных ресурсов РФ (МПР России).
Все координационные и отраслевые органы управления природопользованием имеют вертикальную структуру (территориальные органы) — министерства, комитеты, департаменты субъектов Федерации.
Вопрос 2. Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой
Лицензирование природопользования — это система экологического обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуемая через выдачу специальных разрешительных документов — лицензий. В принципе лицензирование это элемент административно-правового управления, так как лицензия фиксирует конкретные условия, ограничение пользования ресурсами природы. Но лицензия может быть и элементом экономического (рыночного) управления и продаваться на аукционах.
В систему лицензирования природопользования входят два вида разрешений:
1) разрешение на право пользования (добычи, изъятия, использования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также на право выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ и отходов (специальные лицензии);
2) лицензия на комплексное природопользование.
Лицензирование является также одним из элементов территориального управления природопользованием наряду с учетом и экономической оценкой в кадастровой системе, платежами за ресурсы, контролем за качеством окружающей среды, механизмом финансирования природоохранных мероприятий. В настоящее время лицензии служат формой учета пользователей природными ресурсами и контроля за потреблением природных ресурсов, а также инструментом реализации функций распоряжения природными ресурсами.
Специальные лицензии — документы, выдаваемые специальными государственными органами, управляющими природными ресурсами. Они дают право на пользование одним видом природных ресурсов в установленном месте и на определенных условиях. К ним относятся: лицензия на пользование ресурсами недр, разрешения на спецводопользование и на выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ, землепользование, лицензия на отстрел охотничьих животных, лесорубочный и лесной билеты, выдаваемые соответствующими территориальными органами. Эти виды лицензии не увязаны между собой и тем самым нельзя анализировать их совместное воздействие на окружающую природную среду в целом. Может сложиться такая ситуация, что использование одного ресурса принесет ущерб другим ресурсам. Часто использование какого-то ресурса осуществляется без учета экологической ситуации на территории. Эти недостатки призвана устранить лицензия на комплексное природопользование, где отражаются экологические нормы и ограничения, условия пользования и другие виды информации.
Под комплексным природопользованием для предприятий понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия в целом оказывает минимально возможное комплексное воздействие на окружающую природную среду. Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, условия природопользования. Она, в отличие от специальных лицензий, не дает право на вид природопользования, а лишь регламентирует условия последнего. Права же на пользование должны определяться в договорах аренды, на комплексное природопользование и в специальных лицензиях, выполняющих функцию таких договоров. Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. На основе лицензирования на комплексное природопользование и заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность могут быть заключены с предприятиями договора на комплексное природопользование.
Независимо от распределения прав владения, использования и распоряжения природными ресурсами, государственное управление природопользования невозможно без полной информации о количестве, качестве, социально-экономической оценке ресурсов природы в границах административно-территориального образования. Поэтому актуальными являются задачи инвентаризации природных ресурсов, оценка их состояния в натуральных и экономических показателях и правовая привязка. Информация о природно-ресурсном потенциале территории тесно связана с экологической экспертизой и лицензированием. На основе комплексной социально-экономической оценки природно-ресурсного потенциала и с учетом экологической обстановки должно приниматься решение о приоритетах использования тех или иных природных ресурсов, после этого только выдаваться лимиты их использования.
Необходимо иметь комплексный территориальный кадастр природно-ресурсного потенциала (КТКПРП) — информационную основу региональной системы управления рациональным природопользованием. Многоцелевой кадастр должен выполнять функции информационного обеспечения для регионального и городского планирования, налогообложения природопользователей, перераспределения прав на ресурсы природы и т.д.
Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды в России осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 168. В Положении определяется порядок выдачи лицензий на: утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.
Вопрос 3. Сертификация в экологической сфере
С принятием закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в стране введена обязательная сертификация товаров (работ и услуг). В вопросах обеспечения безопасности товаров (работ и услуг) сертификация осуществляется по следующим направлениям:
— технологические процессы;
— отходы производства и потребления;
— услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей природной среде;
— объекты окружающей среды, природные ресурсы.
Система экологической сертификации устанавливает требования экологической безопасности на производство, распределение, обмен, потребление по всем видам продукции, процессов работ, услуг. Она является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием и охраны окружающей среды.
Основными задачами системы экологической сертификации являются:
— предупреждение неблагоприятного воздействия на жизнь и здоровье человека и состояние окружающей природной среды, а также факторов, связанных с процессом производства и применением продукции, утилизацией отходов производства и потребления, разработкой и использованием природных ресурсов;
— обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;
— защита потребителей от приобретения товаров (работ и услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду в процессе их использования и утилизации;
— повышение конкурентноспособности отечественной продукции, содействие экспорту;
— обеспечение интеграции экономики страны в мировой рынок.
В систему экологической сертификации можно включить экологическую маркировку и декларацию. Экологическая маркировка используется для информирования потребителей о степени экологичности товаров, помогает им выбрать экологичную продукцию и кроме того, является стимулом для производителей удовлетворять спрос на экологически чистые товары. Экологическая декларация продукции (товара) — это описание всех свойств изделия, которые во время потребления и на стадии их превращения в отходы являются важными и в экологическом отношении. Цель такого описания — способствовать созданию производителями экологичных товаров.
Для формирования и развертывания государственной системы экологической сертификации необходимо:
— определить номенклатуру объектов, подлежащих экологической сертификации;
— разработать экологические требования в нормативах и стандартах, пакет нормативно-методической документации.
В системе экологической сертификации участвуют Госстандарт России и органы контролирующие охрану природы.
Между участниками проведения сертификации ответственность распределяется следующим образом:
— производитель (исполнитель, поставщик) несет ответственность за соответствие продукции (технологического процесса) требованиям нормативных документов, которые контролируются при сертификации, за правильность использования знака соответствия;
— продавец несет ответственность за наличие сертификата и знака соответствия на реализуемую продукцию;
— испытательная лаборатория (центр) несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативных документов, а также достоверность и объективность их результатов;
— орган по сертификации несет ответственность за правильность выдачи сертификата знака соответствия и подтверждение его действия.
Чтобы определить критерий экологической безопасности для технологических процессов существует понятие «соответствие уровню техники». Это значит, что для различных технологий производства однородной продукции уровень сбросов, выбросов, потребления сырья и воды, пожаро- и взрывоопасности, энергопотребления и т.д. не должен превышать показатели, принятые (установленные) как предельно допустимые на данный период времени, так и приближенные к показателям новейших технологических процессов. Эти показатели должны периодически пересматриваться. Новые материалы (искусственные и синтетические) должны отвечать следующим требованиям: не выделять в окружающую среду вредные вещества сверх допустимых пределов в процессе своего производства и эксплуатации, а по окончании потребления поддаваться естественным процессам разложения, чтобы не захламлять окружающую среду.
В номенклатуре отходов производства и потребления насчитывается около 100 тыс. наименований и ущерб от их складирования ощутимый. Условия обращения отходов, их соответствие заданным экологическим и природоохранным правилам является главным в экологической сертификации. Процедура экологической сертификации отходов распространяется на все виды их обращения: удаление, складирование, переработку, утилизацию, хранение, транспортировку, захоронение.
Вопрос об экологической сертификации природных ресурсов возникает только в случае их разработки и изъятия, так как лишь в процессе природопользования возникает опасность загрязнения окружающей среды. В таких случаях экологическая сертификация должна проводиться в соответствии с требованиями экологической безопасности, оговоренными договорами и лицензиями на комплексное природопользование.
Система экологической сертификации должна быть одним из рычагов в экономическом стимулировании природопользования. Экологическая сертификация должна быть основанием для рассмотрения вопроса о выдаче государственной лицензии на право природопользования, а также при льготном кредитовании и налогообложении.
Финансирование экологической сертификации имеет два источника. Государственное финансирование осуществляется в случаях: разработки правил и рекомендаций по проведению сертификации; проведения государственного контроля и надзора; ведения государственного реестра и др. Оплата работ по обязательной экологической сертификации проводится заявителем, и эта сумма включается в себестоимость продукции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.