ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
Выполняем задания 1 - 26
2024 г.
на 100 баллов
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Наверное, очень многие хотят иметь собаку. <…> могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия. Собака — это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Её надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днём — ведь она живое существо. А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать... И не день, и не два — годы. Многие не выдерживают... Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрёк их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце...
ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз.
Наверное, очень многие хотят иметь собаку. <…> могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия.
но/однако
ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов.
Укажите варианты ответов,
в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
Запишите номера ответов.
1) СУЩЕСТВО. Сущность, внутреннее содержание чего-н., суть. Существо дела.2) ПОТУХШИЙ. Утративший блеск, живость, жизнерадостность. Потухший взгляд.3) УСЛОВИЕ. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Жилищные условия.4) ДРОГНУТЬ. Не выдержав натиска, начать отступать. Вражеская цепь дрогнула.5) СЕРДЦЕ. Важнейшее место чего-н., средоточие. Сердце нашей Родины.
23
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Наверное, очень многие хотят иметь собаку. Однако могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия. Собака — это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Её надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днём — ведь она живое существо. А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать... И не день, и не два — годы. Многие не выдерживают... Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрёк их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце...
ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов.
Укажите варианты ответов,
в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
Запишите номера ответов.
1) СУЩЕСТВО. Сущность, внутреннее содержание чего-н., суть. Существо дела.2) ПОТУХШИЙ. Утративший блеск, живость, жизнерадостность. Потухший взгляд.3) УСЛОВИЕ. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Жилищные условия.4) ДРОГНУТЬ. Не выдержав натиска, начать отступать. Вражеская цепь дрогнула.5) СЕРДЦЕ. Важнейшее место чего-н., средоточие. Сердце нашей Родины.
23
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны
верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.
Автор текста не только выражает свое отношение к тем фактам, о которых он пишет, но и воздействует на читателя, вызывает у него соответствующую реакцию, предостерегает от ошибки. Текст можно отнести к публицистическому стилю.
Текст можно отнести к типу речи повествование, поскольку в нём выражается и обосновывается определенная точка зрения, а между высказываемыми мыслями, называемыми фактами подчеркиваются причинно-следственные связи.
В 1-м и 2-м пред. заключен тезис автора, в двух следующих — аргументы (доказательства, доводы). Далее группа предл.содержит примеры, которые вместе с аргументами и составляют обоснование авторской точки зрения.
В языке текста есть особенности, отражающие специфику публицистического стиля: короткие экспрессивные безличные или неопределенно-личные предложения, присоединительные конструкции (Отдают, продают...; На дождь, на мороз), риторические вопросы, специально допускаемые повторы слов и т. д.
Ход рассуждения завершен: есть четкий вывод, который не нужно домысливать.
134
ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов,
в которых верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук.
Запишите номера ответов.
вероисповЕдание
мозАичный
обогнАла
обострЁнный
зАсветло
145
ЗАДАНИЕ 5. одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их
конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на
мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи,
наименование изделия, его серийный номер.
нестерпимой
ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Только грузный старик, насупясь, курил трубку, сидя на низкой лавочке, да какая-то женщина виднелась вдали — всё, никого больше в этот будний день в поле внимания не было.
зрения
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
А) ошибка в построении предложения с однородными членами | В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик» Велимиром Хлебниковым. |
Ответ | А | Б | В | Г | Д |
5 | 4 | 7 | 8 | 2 |
ЗАДАНИЕ 9. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ
обеим
ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
подг..рать, водор..сли, ск..сил (глаза)
прекл..нение, ур..внение, г..ризонт
пл..вец, прил..гательное, заск..чить
подст..лить, соб..рать, инт..ллигентный
к..морка, утв..рь, выр..стать
15
ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) пр..образовать, пр..милый, пр..следовать
2) сверх..яркий, с..ёмка, двух..ярусный
3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
5) вз..скать, без..сходный, сверх..нтересный
124
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) больш..нство, алюмини..вый
2) клетч..тый, (начать) снов..
3) миндал..вый, овлад..вать
4) попроб..вать, нож..вка
5) француз..кий, матрос..кий
2345
ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) (травы) колыш..тся, противореч..щий
2) выгляд..шь, обид..вшийся
3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый
4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)
5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся
345
ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых
НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
Небо, конечно, (НЕ)ВСЕГДА было млечным, а звёзды бледными.
Докладчик описал (НЕ)БРЕЖНЫЙ круг указкой на карте и усмехнулся.
По весенней, ещё (НЕ)ПРОСОХШЕЙ дороге мы ехали на беговых дрожках.
Несмотря на все (НЕ)СХОДСТВО наших взглядов на жизнь, нас сблизила любовь к музыке.
Теперь уже совсем (НЕ)(С)КЕМ поговорить.
24
ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
НА(ПОСЛЕДОК) она произнесла смешную шутку, и дети ОТ(ДУШИ) посмеялись.
В(ТЕЧЕНИЕ) всей жизни он был эгоистом, и ПО(ЭТОМУ) старость его проходит в одиночестве.
Заработок строителя (НА)ПРЯМУЮ зависит (ОТ)ТОГО, сколько домов ему удастся построить в течение месяца.
ЧТО(БЫ) не попасть В(ПРОСАК), ты можешь приложить усилия и исправить ситуацию.
(ПО)ЧЕМУ ты так долго не приходил, ЧТО(БЫ) сообщить эту радостную новость?
45
ЗАДАНИЕ 15. Укажите все цифры, на месте которых
пишется Н.
Славное место эта доли(1)а: со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, которые обвеша(2)ы зелё(3)ым плющом и увенча(4)ы купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(5)ые промоинами, высоко-высоко – золотая бахрома облаков, а внизу – Арагва.
24
ЗАДАНИЕ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Педагог не видел в юном музыканте ни композиторского таланта ни выдающихся исполнительских способностей.
С Островским молодого Чайковского сближала не только любовь к народной песне и русскому театру но и совместная работа.
В сизом воздухе над лесом и полями стояли облака и тлели слабым светом.
Соль можно получить естественным выпариванием из солёных вод или искусственным путём.
За окном гремел гром и дул сильный ветер.
12
ЗАДАНИЕ 17. Расставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Горная река (1) пенилась(2) вырываясь из берегов (3) и (4)вздымая валы (5) стремительно скользила вдаль.
2345
ЗАДАНИЕ 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых) в предложениях
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.
12
ЗАДАНИЕ 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Как только занималась заря (1) и как только (2) двери заводили свой разноголосый концерт (3) старички уже сидели за столами (4) и пили кофе.
3
ЗАДАНИЕ 20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её отяжелели (3) и подошвы ботинок стали тяжело срываться с булыжника (4) она вспомнила (5) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.
1245
ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
(1) С древности люди селились около рек, потому что река давала всё необходимое для жизни: пресную воду, продукты питания, транспортный путь. (2) Предки верили: у каждой реки есть свой дух-хранитель. (3) Легенды утверждают: у верхней Волги хранитель – маленькая девочка, которая спасает тонущих детей, у средней – красивая девушка, кормилица и заступница. (4) В низовьях реки за порядком следит старичок в одном лапте. (5) Вы спросите: «Почему в одном?» (6) Ответ на этот вопрос до нас не дошёл, но говорят: старик указывает добрым людям рыбные места, а злых затягивает под воду. (7) И ещё люди думали: цвет воды зависит от настроения её хранителя (чем темнее река, тем хуже настроение).
2367
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
В предложениях 8–10 представлено повествование.
В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.
Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22.
Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.
В предложениях 45–47 содержится повествование.
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
В предложениях 8–10 представлено повествование.
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
2. В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой.
2
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
3.Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22.
(22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями.
2
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
4.Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.
(27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени?
2
24
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
5.В предложениях 45–47 содержится повествование.
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
24
245
ЗАДАНИЕ 24. Из предложения 1-3 выпишите
слово в переносном значении.
(1)В маленьком городишке Стратфорде на маленькой речушке Эйвон нашу группу писателей привели в обычный для Англии деревенский дом, прочный и аккуратный. (2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше - всюду были заметны сероватые следы времени.
следы
ЗАДАНИЕ 25. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза, указательного местоимения и форм слова.
(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.
3
«В представленном фрагменте текста Б.С.Рябинина нет чрезмерного пафоса, и тем не менее одна из основных авторских идей, благодаря лексике, обретает в рассказе особый вес и значимость. Достичь этого помогает такое средство выразительности, как (А)_____ («чувство» в предложениях 32, 33), а также такой лексико-синтаксический приём, как (Б)_____ (предложения 40—41). Передать состояние главного героя автору помогает (В)_____ («сжималось сердце» в предложении 19). А использование такого тропа, как (Г)_____ (предложения 13, 33), добавляет в общий фон повествования столь необходимые каждому художнику слова яркие мазки».
А | Б | В | Г |
ОТВЕТ:
(32)Но вскоре в душе мальчика поднялось какое-то новое для него чувство, чувство гордости и удовлетворения от сознания, что он сделал что-то очень хорошее и очень важное, и это чувство становилось всё сильнее. (33)Оно было подобно чувству матери, вырастившей достойного защитника родной страны.
Список терминов:
1) просторечие
2) лексический повтор
3) фразеологизм
4) ряды однородных членов предл.
5) ирония
6) антитеза
7) анафора
8) парцелляция
9) сравнение
2
7
3
9
(40)Именно там, на границе, раскрылись в полной мере все недюжинные способности умной овчарки. (41)Именно там Буян стал героем: он рисковал жизнью, спасал людей, охранял рубежи Родины.
ЗАДАНИЕ 26.
(13)Всё это время пионеры и пограничники, будто застывшие, молча стояли двумя шеренгами, одна против другой, на расстоянии нескольких шагов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.