ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
Выполняем задания 1 - 26
2024 г.
на 100 баллов
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
В связи с вопросом о предмете стилистики выдвигается вопрос об особом стилистическом уровне. При этом обычно говорят об уровне разнообразных стилистических приемов. Однако стилистические приемы создаются и употребляются в речи, в тексте в процессе функционирования. Назначение их самое разное в зависимости от коммуникативных задач. Они могут твориться заново, строиться по известным моделям и, наконец, использоваться в готовом виде. В структурном отношении они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими), а также собственно текстовыми сущностями (выходящими за пределы предложения), например, композиционными. Это говорит о том, что особого языкового уровня (в общепринятом речеведческом смысле) они не образуют, так как составляют неравновеликие и качественно разнородные, то есть принадлежащие к разным языковым ярусам, единицы и явления. (В языке нет уровня, состоящего из каких-то особых, самостоятельных стилистических единиц или приемов.) Правда, все эти средства объединяются единой функцией в речи — направленностью на эффективность высказывания. Таким образом, и стилистика приемов «прорезает» разные уровни языковой системы, а <…> и не составляет особого уровня языка. Кроме того, эта стилистика приемов представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки «особый угол зрения», и, соответственно, относится к функционированию языка.
ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в предпоследнем
предложении текста. Запишите это наречие.
Таким образом, и стилистика приемов «прорезает» разные уровни языковой системы, а <…> и не составляет особого уровня языка. Кроме того, эта стилистика приемов представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки «особый угол зрения», и, соответственно, относится к функционированию языка.
потому
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
В связи с вопросом о предмете стилистики выдвигается вопрос об особом стилистическом уровне. При этом обычно говорят об уровне разнообразных стилистических приемов. Однако стилистические приемы создаются и употребляются в речи, в тексте в процессе функционирования. Назначение их самое разное в зависимости от коммуникативных задач. Они могут твориться заново, строиться по известным моделям и, наконец, использоваться в готовом виде. В структурном отношении они могут быть лексико-семантическими, словообразовательными, фразеологическими, грамматическими (в том числе синтаксическими), а также собственно текстовыми сущностями (выходящими за пределы предложения), например, композиционными. Это говорит о том, что особого языкового уровня (в общепринятом речеведческом смысле) они не образуют, так как составляют неравновеликие и качественно разнородные, то есть принадлежащие к разным языковым ярусам, единицы и явления. (В языке нет уровня, состоящего из каких-то особых, самостоятельных стилистических единиц или приемов.) Правда, все эти средства объединяются единой функцией в речи — направленностью на эффективность высказывания. Таким образом, и стилистика приемов «прорезает» разные уровни языковой системы, а <…> и не составляет особого уровня языка. Кроме того, эта стилистика приемов представляет собой аспект употребления языка, узус, то есть опять-таки «особый угол зрения», и, соответственно, относится к функционированию языка.
ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов.
Укажите варианты ответов,
в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
Запишите номера ответов.
ЗАДАЧА. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Арифметическая задача
РЕЧЬ. Звучащий язык (противопоставление системы языка и её функционирования). Речь и язык
ЯЗЫК. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Показать кому-то язык.
УРОВЕНЬ. Горизонтальная плоскость, поверхность как граница, от которой измеряется высота. Уровень воды
ОСОБЫЙ. Не такой, как все, не обыкновенный. Особые обстоятельства
ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов.
Укажите варианты ответов,
в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
Запишите номера ответов.
ЗАДАЧА. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Арифметическая задача
РЕЧЬ. Звучащий язык (противопоставление системы языка и её функционирования). Речь и язык
ЯЗЫК. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Показать кому-то язык.
УРОВЕНЬ. Горизонтальная плоскость, поверхность как граница, от которой измеряется высота. Уровень воды
ОСОБЫЙ. Не такой, как все, не обыкновенный. Особые обстоятельства
25
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны
верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.
Текст насыщен языковыми средствами выразительности, широко используются метафоры и эпитеты, передающие отношение автора к происходящему.
Многозначные слова (уровень, ярус, язык) используются как лингвистические термины. Образность данных слов стерта.
Текст насыщен терминами из области лингвистики (ярус языка, языковая единица, языковедческий, лексико-семантический, словообразовательный, фразеологический, грамматический, коммуникативные задачи, стилистические приемы, текстовые, композиционные, языковой уровень, узус и др.).
Обобщенный, отвлеченный характер тексту придают глаголы несовершенного вида, употребленные в форме настоящего времени (вопрос выдвигается, приемы создаются и употребляются, не образуют уровня, составляют единицы и явления, средства объединяются, стилистика «прорезает», представляет собой, относится).
Текст представляет собой фрагмент газетной статьи, так как в нем представлен спорный вопрос, дана одна из точек зрения на выявленную проблему, приводятся доказательства.
234
ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов,
в которых верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук.
Запишите номера ответов.
1) намЕрение
2) созЫв
3) ждАла
4) ободрАла
5) ненадОлго
125
ЗАДАНИЕ 5. одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
Под руку попадались стеклянные банки, отбитые у какой-то скульптуры руки и ноги, ласта для подводного плавания, пара солнцезащитных очков, пустой ДИПЛОМАТ.
Он весь был беспощадно вежливый, ИРОНИЧЕСКИЙ, строгий и всепонимающий.
Поскольку во всех клиниках ОПЛАТА была только наличными деньгами, я решила снять некоторую сумму.
Он не просто грамотный человек, а ИСКУСНЫЙ мастер.
Есть лауреаты журналистских премий, которые за школьный ДИКТАНТ получили бы «двойку» за массу грамматических ошибок.
ироничный
ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Мы хотели быть правильно понятыми, мы не преследовали эгоистических целей, стремились действовать в духе международного интернационализма.
международного
ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
доволен ПЯТИСТАМИ друзьями килограмм ЯБЛОК согласно УТВЕРЖДЕНИЮ писателя ЗАТАИ дыхание ВЕСЕЛЕЕ всех
пятьюстами
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
|
А) ошибка в построении предложения с однородными членами | В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик» Велимиром Хлебниковым. |
Ответ | А | Б | В | Г | Д |
5 | 4 | 7 | 8 | 2 |
ЗАДАНИЕ 9. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
проб..раться, ут..шать, нар..кание
погл..щать, обог..щать, экз..менатор
восх..щение, зан..мать, изв..ниться
об..няние, нав..ждение, заг..релый
декл..рация, пол..скать (кошку), безотл..гательный
35
ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
пр..имущество, пр..мудрый, пр..высить (скорость)
под..ячий, под..езд, четырех..язычный
мирово..зрение, ра..ливать, чре..мерный
пред..ставить, раз..гнаться, пр..язык
и..подтишка, ни..вергать, чере..чур
13
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
юнош..ство, де..тель (культуры)
ветр..ный (день), вид..ть
разнос..ик (газет), фонар..ик
леле..ть, сегодн..шний
плам..нный, труж..ница
245
ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
паш..щий, кудахч..щий
размолот..шь, распева..шь
преобража..мый, очаровыва..шь
обеспоко..нный, почист..вший
слыш..шь, запомн..вший
135
ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых
НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
(НЕ)РАЗОБРАВШИСЬ в условиях задачи, я потерял к ней интерес.
Передо мной расстилалась совершенно (НЕ)ЗНАКОМАЯ местность.
Меня смущала (НЕ)ЛЕПОСТЬ ситуации.
Эти причудливые ожерелья, кольца и браслеты (НЕ) ТОЛЬКО выполняют декоративную функцию, но и служат оберегами для их владельцев.
Косо тянулись (НЕ)ОСТЫВШИЕ вечерние лучи солнца.
235
ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.
(С)НАЧАЛА подумай, (ЗА)ТЕМ ответь.
ОДНАКО(Ж) (ПО)НЕМНОГУ ситуация прояснялась.
Настенные часы на кухне ясно и звучно возвестили о (ПОЛУ)НОЧИ, и Козетта, ЧУТЬ(ЧУТЬ) покраснев, как много лет (казалось, всю жизнь) назад, проговорила.
И Тезкина резануло доселе неведомой ревностью, ПОТОМУ(ЧТО) не он нашел это волшебное создание и не ему на плечо склонилась (ВО)ВРЕМЯ танца аккуратная головка.
Он объявил, что работа (В)СКОРЕ будет готова, примерно через (ПОЛ)ЧАСА.
15
ЗАДАНИЕ 15. Укажите все цифры, на месте которых
пишется Н.
Небольшие песча(1)ые бугорки на дне, под грудой излома(2)ых стволов, были окаймле(3)ы светло-си(4)им полукольцом, заполне(5)ым клубами искрящегося золота и чистейшей сини.
134
ЗАДАНИЕ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Справа от нас то таял в дымке то вновь выплывал из тумана пустынный берег.
Пёстрые полевые цветы усеяли луга и поляны и лесные прогалины.
Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге.
Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое.
От древнейшего форума в Риме остался лишь фундамент и первоначальный вид этого архитектурного сооружения можно увидеть только в реконструкции.
15
ЗАДАНИЕ 17. Расставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Девушка (1) сидевшая (2) рядом с молодым человеком (3) не глядя ни на кого вокруг(4) подала свой билет контролёру (5) с ревнивой въедливостью прокусившему его своим прибором.
1345
ЗАДАНИЕ 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых) в предложениях
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Степан Митрофанович (1) вы (2) кажется (3) эти места хорошо знаете? Вот (4) там у вас в акте написано, что случилось это за девяносто вёрст от суконной фабрики, а они (5) как будто (6) служащие этой фабрики.
123
ЗАДАНИЕ 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дубков был один из тех ограниченных людей (1) которые особенно приятны именно своей ограниченностью (2) которые не в состоянии видеть предметы с различных сторон (3) и (4) которые вечно увлекаются.
12
ЗАДАНИЕ 20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пока он одевался (1) радио почти не было слышно (2) но (3) когда он на секунду замер у дверей и задумался (4) всё ли он взял (5) то опять стал слышен вкрадчивый и гнусавый голос.
1245
ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
(1) Эльбрус — высочайшая вершина Европы и своеобразная визитная карточка Северного Кавказа. (2)Считается, что название «Эльбрус» происходит от персидского слова «эльборос», что означает «блистающий» или «сверкающий». (3)Склоны Эльбруса — одно большое ледовое поле. (4) Вечный снег начинается с высоты около 3800 метров. (5)От фирнового покрова, покрывающего обе вершины, отходят в стороны 23 ледника, которые питают три крупные реки: Баксан, Малку и Кубань. (6)Научные исследования показали, что двуглавый исполин — спящий вулкан, последнее извержение которого, вероятно, состоялось в 50 году нашей эры. (7) «В его недрах сохраняются горячие массы», — говорят туристам экскурсоводы.
136
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
Предложение 10 содержит элементы описания.
В предложениях 18-20 представлено повествование.
Предложение 22 является выводом того, о чем говорится в предложении 21.
В предложениях 3-5 представлено рассуждение.
Предложение 14 противопоставлено по содержанию предложению 13.
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
Предложение 10 содержит элементы описания.
(10)Рослый этот, красивый человек, умеющий вдумчиво слушать и также вдумчиво произносить только собственное, выношенное, просил не называть его имени.
1
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
2.В предложениях 18-20 представлено повествование.
18)Именно в первые послеблокадные годы я совершил несколько сквернейших поступков, до сих пор отягчающих мою совесть. (19)Выздоровление затянулось почти на десятилетие. (20)Лет до двадцати я чувствовал в себе что-то безнадежно старческое, взирал на мир взглядом надломленного и искушенного человека.
1
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
3. Предложение 22 является выводом того, о чем говорится в предложении 21.
(21)Лишь в студенческие годы молодость взяла свое и жажда полезной людям деятельности позволила стряхнуть с себя ипохондрию. (22)Однако прежняя детская вера в безусловное всесилие и совершенство человека, раздавленная блокадой, уже никогда не возродилась».
1
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
4. В предложениях 3-5 представлено рассуждение.
(3)Блокада не уходит вместе с иными событиями в тихие заводи прошлого, куда заглядывают лишь от случая к случаю. (4)Особенность блокады – она как бы остается поодаль, но рядом, как нечто такое, что следует всегда иметь в виду. (5)Время от времени с ней сопоставляешь и других и самого себя.
1
14
ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений
являются верными? Укажите номера ответов.
5.Предложение 14 противопоставлено по содержанию предложению 13.
(13)Я ведь встретил блокаду одиннадцатилетним. (14)В таком возрасте трудно противостоять натиску чрезвычайных обстоятельств.
14
ЗАДАНИЕ 24. Из предложения 3 выпишите фразеологизм.
(3)Блокада не уходит вместе с иными событиями в тихие заводи прошлого, куда заглядывают лишь от случая к случаю.
отслучаякслучаю
ЗАДАНИЕ 25. Среди предложений 16–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
(16)Я стал подозрителен, ожесточен, несправедлив к людям, как и они ко мне. (17)Глядя на них, я думал: «Да, сейчас вы притворяетесь добрыми, честными, но чуть отними от вас хлеб, тепло, свет – в каких двуногих зверей вы все тогда обратитесь». (18)Именно в первые послеблокадные годы я совершил несколько сквернейших поступков, до сих пор отягчающих мою совесть. (19)Выздоровление затянулось почти на десятилетие. (20)Лет до двадцати я чувствовал в себе что-то безнадежно старческое, взирал на мир взглядом надломленного и искушенного человека.
17
«Описывая ужасы, которые перенесли люди во время блокады, Даниил Гранин использует такие тропы, как (А)____( «сквернейших» в предложении 18, «смертное» в предложении 2, «надломленного» и «искушенного» в предложении 20) и (Б)_____( «окаменелость души» в предложении 12, «заводи прошлого» в предложении 3), что придает речи выразительности. А такие синтаксические средства, как (В)____ (в предложениях 1,2) и (Г)______ (в предложениях 11-12) помогают рассказчику наиболее точно передать свои мысли».
А | Б | В | Г |
ОТВЕТ:
(1)Тот, кто видел однажды блокадный этот город, никогда не забудет его улиц, его воздуха, полного шелеста снарядов, странного сочетания войны, которая была не то чтобы рядом, на окраинах, а забиралась внутрь города, и быта – городского быта с очередями, толкучкой, заводской работой.
Список терминов:
1) метафора 2) анафора 3) фразеологизм 4) сравнение 5) эпитет 6) эпифора 7) ряды однородных членов 8) гипербола 9) ирония
5
1
7
2
ЗАДАНИЕ 26.
(11)Он говорил сильно и убежденно. (12) Он говорил не только о себе, но и о других…
(2)Все знаменитые петербургские архитектурные ансамбли на месте, так же прекрасны и мосты, и набережные, и дворцы – с той только разницей, что, как точно определил один ленинградец, они теперь не возвышают душу, а отягощают ее своей призрачностью, «обнаружилась в них способность не только принять смертное запустение, но и стать его принадлежностью вместе с знаменитой землей и коробками сгоревших домов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.