Проблемы дошкольников, будущих первоклассников, остаются актуальными и в настоящее время. Отсутствие у родителей информации об уровне развития ребёнка, его особенностях, способах коррекции проблем воспитания приводят к конфликтам учителя и родителей, а самое главное, к школьной дезадаптации, повышенной тревожности, формированию негативного отношения к школе, снижению мотивации к обучению у будущих первоклассников.
Психология готовности
ребёнка к школе
Педагогпсихолог
Рахматуллина Лилия Рамиловна
Что же включает в себя
психологическая
готовность к школьному
обучению?
Готовность к
школе
психологическа
я
(синоним: школьная
зрелость) — комплекс
психических качеств,
необходимых ребенку
для успешного начала
обучения в школе.
Включает следующие
а
составляющие:
1) Мотивационная готовность к
школе характеризуется уровнем
познавательного
развития
интереса, осознанным желанием
учиться и стремлением добиваться
успехов в учении. Ребенок, готовый
к школе, хочет учиться и потому,
что у него уже есть потребность
занять определенную позицию в
обществе
именно
позицию, открывающую доступ в
мир взрослости (социальный мотив
учения), и потому, что у него есть
познавательная
потребность,
может
не
он
которую
удовлетворить
дома
(познавательный мотив учения).
людей,
2) Социально-личностная
характеризуется
готовность
внутренней
сформированностью
позиции ребенка, его готовностью к
принятию
социальной
новой
позиции – «позиции школьника»,
предполагает
которая
определенный круг обязанностей.
готовность
Социально-личностная
выражается в отношении ребенка к
школе, к учебной деятельности, к
учителю, к самому себе, к своим
результатам
способностям
работы,
предполагает
определенный уровень развития
самосознания.
и
является
важной
3) Интеллектуальная готовность к школьному
предпосылкой
обучению
успешности обучения. Т.к. связана с развитием
познавательной активности и мыслительных
психических процессов – способностью обобщать,
окружающей
сравнивать
действительности,
по
устанавливать
существенному
причинно-следственный связи, делать выводы,
обобщения, умозаключения на основе имеющихся
данных.
предметы
признаку,
классифицировать
4) Волевая готовность
включает сформированность
следующих компонентов волевого
действия: способность ставить
цель, принимать решения,
намечать внутренний план
действия, выполнять его,
проявлять определенное волевое
усилие в случае необходимости
преодоления препятствия,
способность оценивать результат
своего действия.
Для формирования положительного отношения к школе
полезно будет предложить ребенку нарисовать, какой ему
представляется школа, учительница. Побеседовать о
школе с ребенком и его друзьями.