Вопрос, как определить готовность ребёнка к школе, волнует многих родителей. Ведь от готовности обучаться зависят и дальнейшие успехи будущего первоклассника в школе, и его эмоциональный настрой, желание посещать занятия и добросовестно выполнять домашние задания.
Конечно, ребёнок вырос, и из беспомощного трехлетнего малыша он превратился в рассуждающего, самостоятельного, любознательного первоклассника, который, возможно, с большим нетерпением ждёт, когда его пригласят в школьный класс, усадят за парту и начнут обучать школьным «премудростям» - чтению, письму и счёту. Но вместе с тем, разница между дошкольной и школьной деятельностью очевидна – школа в сравнении с детским садом, требует от ребёнка больше собранности, самостоятельности, усидчивости, самодисциплины. Итак, что представляет собой готовность ребёнка к школе?
Психологическая готовность ребёнка к школе. Большинство детей хотят идти в школу именно потому, что их привлекает «формальная» сторона школьного обучения: новый «взрослый» статус, красивый портфель, учебники, тетради и прочие атрибуты школьной жизни. При этом сама суть школьного образования – учебная деятельность ученика отходит на второй план. Многие дети идут в школу для того, чтобы внимательно слушать учителя, ровно сидеть на занятии, тянуть руку для ответа – при этом очень многое зависит от похвалы учителя, и желания самого ребёнка учителю «угодить», «угадать» правильный ответ, «вести себя правильно». Такая мотивация может казаться родителям нормой, т.к. внешне поведение ребёнка соответствует представлениям родителей о «прилежном ученике», но эта мотивация не является правильной. Гораздо лучше будет, если ребёнок будет иметь мотивацию к учебной деятельности как таковой. Поскольку учебная деятельность – это новообразование младшего школьного возраста, успех в ней зависит, в том числе, и от успеха ребёнка в предшествующей ведущей деятельности дошкольника – игре. Поэтому так важно и в подготовительной группе детского сада увлекать ребёнка игрой, в ходе которой ребёнок будет решать учебные задачи. Игра важна ещё и потому, что именно в условиях игры ребёнок учится общаться со сверстниками и получает навыки, необходимые ему для школьной жизни. Ведь именно хорошо развитая способность взаимодействовать с другими детьми помогает ребёнку в освоении учебной деятельности. Если ребёнок не умеет слушать и слышать ответы своих сверстников, не умеет следить за тем, что происходит в классе, он будет часто отвлекаться на уроке и находить себе «посторонние» занятия.
Исследования того, как ребёнок воспринимает и оценивает себя, показывают, что чаще всего дети дошкольного возраста имеют завышенную самооценку. Для дошкольника характерны высказывания: «Я самый быстрый», «Я самый добрый», «Мой рисунок самый красивый», «Моя поделка самая лучшая». Однако оказываясь в условиях школы, ребёнок сталкивается с тем, что его ответ может быть признан «плохим», «не верным», «ошибочным», а результаты его деятельности не достаточно «хорошими». Поэтому на требования учителя стараться лучше ребёнок может ответить нежеланием заниматься предметом, у ребёнка могут появиться и такие суждения: «Учительница злая», «Школа плохая».
Для того, что бы ребёнок адекватно оценивал результаты своей деятельности и спокойно мирился с критикой, важно учить его отделять результат своей деятельности от него самого, его личности. В игровой деятельности этому способствует усвоение правил игры и строгое следование им.
Немаловажным фактором в готовности ребёнка к школе играет здоровье и общее физическое состояние ребёнка. Известно, что первоклассники испытывают серьёзные нагрузки на все системы организма в первые два месяца школьного обучения. Это связано с большим психическим и физическим напряжением, которые испытывает ребёнок, оказываясь в совершенно новой для него среде. Соблюдение режима сна и отдыха, безусловно, должно контролироваться родителями на этом этапе особенно тщательно. При подозрении на снижение остроты зрения ребёнок должен получить возможность хорошо видеть школьную доску и учителя. Достаточное пребывание на свежем воздухе и восполнение двигательной активности после занятий так же способствуют облегчению симптомов школьной адаптации: сонливости, подавленности, ослабленности которые могут быть у некоторых детей в период привыкания к школьной жизни.
Поэтому, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что своевременная подготовка к школе основывается, во-первых, на достижении психологически благоприятного возраста для поступления в школу и освоении ребёнком навыков самодисциплины и саморегуляции, а так же при условии общих усилий со стороны родителей и дошкольного образовательного учреждения, направленных на создание у ребёнка правильной мотивации, на укрепление общего физического и психологического состояния и формирование у детей необходимого «багажа» знаний и умений, которые потребуются ему в школьной жизни:
- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения;
- формировать представления о добре и зле;
- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
Образовательная область «Познавательное развитие»
-целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений;
- учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно- развлекательных и культурных мероприятий;
- формировать позитивное отношение к миру;
- способствовать совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков;
- развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы;
Образовательная область «Речевое развитие»
- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информации из прочитанных произведений художественной литературы;
- расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы;
- поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения;
- способствовать освоению ребенком речевого этикета;
- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при постановке ударения;
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
- вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;
- развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, выразительности слова;
- познакомить с произведениями живописи
- формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Готовность ребенка к поступлению в школу..docx
Готовность ребенка к поступлению в школу.
Вопрос, как определить готовность ребёнка к школе, волнует многих
родителей. Ведь от готовности обучаться зависят и дальнейшие успехи
будущего первоклассника в школе, и его эмоциональный настрой, желание
посещать занятия и добросовестно выполнять домашние задания.
Конечно, ребёнок вырос, и из беспомощного трехлетнего малыша он
любознательного
превратился в рассуждающего,
самостоятельного,
первоклассника, который, возможно, с большим нетерпением ждёт, когда его
пригласят в школьный класс, усадят за парту и начнут обучать школьным
«премудростям» чтению, письму и счёту. Но вместе с тем, разница между
дошкольной и школьной деятельностью очевидна – школа в сравнении с
детским садом, требует от ребёнка больше собранности, самостоятельности,
усидчивости, самодисциплины. Итак, что представляет собой готовность
ребёнка к школе?
Психологическая готовность ребёнка к школе. Большинство детей
хотят идти в школу именно потому, что их привлекает «формальная» сторона
школьного обучения: новый «взрослый» статус, красивый портфель,
учебники, тетради и прочие атрибуты школьной жизни. При этом сама суть
школьного образования – учебная деятельность ученика отходит на второй
план. Многие дети идут в школу для того, чтобы внимательно слушать
учителя, ровно сидеть на занятии, тянуть руку для ответа – при этом очень
многое зависит от похвалы учителя, и желания самого ребёнка учителю
«угодить», «угадать» правильный ответ, «вести себя правильно». Такая
мотивация может казаться родителям нормой, т.к. внешне поведение ребёнка
соответствует представлениям родителей о «прилежном ученике», но эта
мотивация не является правильной. Гораздо лучше будет, если ребёнок будет
иметь мотивацию к учебной деятельности как таковой. Поскольку учебная
деятельность – это новообразование младшего школьного возраста, успех в
ней зависит, в том числе, и от успеха ребёнка в предшествующей ведущей деятельности дошкольника – игре. Поэтому так важно и в подготовительной
группе детского сада увлекать ребёнка игрой, в ходе которой ребёнок будет
решать учебные задачи. Игра важна ещё и потому, что именно в условиях игры
ребёнок учится общаться со сверстниками и получает навыки, необходимые
ему для школьной жизни. Ведь именно хорошо развитая способность
взаимодействовать с другими детьми помогает ребёнку в освоении учебной
деятельности. Если ребёнок не умеет слушать и слышать ответы своих
сверстников, не умеет следить за тем, что происходит в классе, он будет часто
отвлекаться на уроке и находить себе «посторонние» занятия.
Исследования того, как ребёнок воспринимает и оценивает себя,
показывают, что чаще всего дети дошкольного возраста имеют завышенную
самооценку. Для дошкольника характерны высказывания: «Я самый
быстрый», «Я самый добрый», «Мой рисунок самый красивый», «Моя
поделка самая лучшая». Однако оказываясь в условиях школы, ребёнок
сталкивается с тем, что его ответ может быть признан «плохим», «не
верным», «ошибочным», а результаты его деятельности не достаточно
«хорошими». Поэтому на требования учителя стараться лучше ребёнок может
ответить нежеланием заниматься предметом, у ребёнка могут появиться и
такие суждения: «Учительница злая», «Школа плохая».
Для того, что бы ребёнок адекватно оценивал результаты своей
деятельности и спокойно мирился с критикой, важно учить его отделять
результат своей деятельности от него самого, его личности. В игровой
деятельности этому способствует усвоение правил игры и строгое следование
им.
Немаловажным фактором в готовности ребёнка к школе играет
здоровье и общее физическое состояние ребёнка. Известно, что
первоклассники испытывают серьёзные нагрузки на все системы организма в
первые два месяца школьного обучения. Это связано с большим психическим и физическим напряжением, которые испытывает ребёнок, оказываясь в
совершенно новой для него среде. Соблюдение режима сна и отдыха,
безусловно, должно контролироваться родителями на этом этапе особенно
тщательно. При подозрении на снижение остроты зрения ребёнок должен
получить возможность хорошо видеть школьную доску и учителя.
Достаточное пребывание на свежем воздухе и восполнение двигательной
активности после занятий так же способствуют облегчению симптомов
школьной адаптации: сонливости, подавленности, ослабленности которые
могут быть у некоторых детей в период привыкания к школьной жизни.
Поэтому, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что
своевременная подготовка к школе основывается, вопервых, на достижении
психологически благоприятного возраста для поступления в школу и
освоении ребёнком навыков самодисциплины и саморегуляции, а так же при
условии общих усилий со стороны родителей и дошкольного
образовательного учреждения, направленных на создание у ребёнка
на укрепление общего физического и
правильной мотивации,
психологического состояния и формирование у детей необходимого «багажа»
знаний и умений, которые потребуются ему в школьной жизни:
воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к
отечественным традициям и праздникам;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения;
формировать представления о добре и зле;
закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые
взаимодействия и взаимоотношения;
Образовательная область «Познавательное развитие» целенаправленно развивать познавательные процессы посредством
специальных дидактических игр и упражнений;
учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении
познавательно развлекательных и культурных мероприятий;
формировать позитивное отношение к миру;
способствовать совершенствованию счетных и формированию
вычислительных навыков;
развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к
представителям живой природы;
Образовательная область «Речевое развитие»
вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информации из
прочитанных произведений художественной литературы;
расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы;
поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и
предложения;
способствовать освоению ребенком речевого этикета;
упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать
ошибки при постановке ударения;
Образовательная область «Художественно эстетическое развитие»
вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;
развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков,
выразительности слова;
познакомить с произведениями живописи
формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Готовность ребенка к поступлению в школу.
Готовность ребенка к поступлению в школу.
Готовность ребенка к поступлению в школу.
Готовность ребенка к поступлению в школу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.