Графические диктанты (рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Графические диктанты
(Рисование по клеточкам)
Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем
лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и
интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него
пройдет адаптационный период в начальной школе.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам
планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные
трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость
и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами
развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение,
мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это
игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой
моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты
могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях графических диктантах,
ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в
тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Как работать с данными графическими диктантами:
В каждом диктанте даны задания для детей 5ти – 7ми лет.
в
такой
в
двух
выполнять
можно
Графический диктант
вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить
точно
клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их
направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем
сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом
в пособии.
рисунок
тетради
же
в
Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и
пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную,
чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять
отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.
Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете
заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним заданияпо порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите
к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы
ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6ти лет лучше
использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение.
Начиная с графического диктанта №40 все рисунки рассчитаны на обычную
школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).
В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых
клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например,
запись:
следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1
клетка вправо.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение
взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте
малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен
удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для
хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него чтото не
получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и
никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна
превышать 10 – 15 минут для детей 5ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6ти лет и
20 – 25ти минут для детей 6 – 7ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит
останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как
он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между
фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо
считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные
направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ.
Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона.
Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая
рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть
люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука –
левая.После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе
бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ.
Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний
край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы
говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите
«влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу,
как надо считать клеточки.
Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать
прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не
запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам
поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.
Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений,
скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап
занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной
последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать
скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно
наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и
пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их
изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное
изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.
Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности.
Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы
можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные
особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши
и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая
голова и длинные ноги, и так далее.
слово
Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками,
проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на
каждое
слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из
одной
другую.
3.
прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял
движения
вами.
Проговорить скороговорку можно,
руки
на
или
за
вА теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения
графического диктанта, можно приступать к занятиям.