Графические диктанты (рисование по клеточками)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Графические диктанты (рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Иконка файла материала Графические диктанты.docx
Графические диктанты (Рисование по клеточкам) Поступление в школу – важный момент  в жизни ребенка  и его  родителей.  Чем лучше   ребенок   будет   подготовлен   к   школе   психологически,   эмоционально   и интеллектуально,   тем   увереннее   он   будет   себя   чувствовать,   тем   легче   у   него пройдет адаптационный период в начальной школе. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно   подготовить   ребенка   к   школе   и   предотвратить   такие   типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и   рассеянность.   Регулярные   занятия   с   данными   графическими   диктантами развивают   у   ребенка   произвольное   внимание,   пространственное   воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой   способ   развития   у   малыша   пространственного   воображения,   мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях ­ графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов. Как работать с данными графическими диктантами: В каждом диктанте даны задания для детей 5­ти – 7­ми лет.     в   такой   в   двух   выполнять   можно   Графический   диктант вариантах: 1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно клетку.  2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. рисунок тетради   же     в   Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую   и   грамотную   речь,   развивает   мелкую   моторику   рук,   учится   выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас. Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним заданияпо порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным. Для   занятий   необходима   тетрадь   в   клетку,   простой   карандаш   и   ластик,   чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6­ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная   с   графического   диктанта   №40   все   рисунки   рассчитаны   на   обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся). В   заданиях   используются   следующие   обозначения:   количество   отсчитываемых клеток   обозначается   цифрой,   а   направление   обозначается   стрелкой.   Например, запись:    следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо. Во   время   занятий   очень   важен   настрой   ребенка   и   доброжелательное   отношение взрослого.   Помните,   что   занятия   для   ребенка   –   не   экзамен,   а   игра.   Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам. Ваша   задача   –  помочь   ребенку   в   игровой   форме   овладеть   необходимыми   для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что­то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте. Продолжительность   одного   занятия   с   графическими   диктантами   не   должна превышать 10 – 15 минут для детей 5­ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6­ти лет и 20   –   25­ти   минут   для   детей   6   –   7­ми   лет.   Но   если   ребенок   увлекся,   не   стоит останавливать его и прерывать занятие. Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он   держит   карандаш.   Покажите   малышу,  как   надо   удерживать   карандаш   между фалангами   указательного,   большого   и   среднего   пальцев.   Если   ребенок   плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради. Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления   и   стороны.   Покажите   ему,   где   право,   где   лево,   где   верх,   где   низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки. Вам   самим   тоже   понадобится   карандаш   и   ластик   для   того,   чтобы   отмечать прочитанные   строчки.   Диктанты   бывают   довольно   объемные,   и   чтобы   вам   не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть. Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки,   чистоговорки,   загадки   и   пальчиковую   гимнастику.   Каждый   этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки   и   чистоговорки,   а   затем   сделать   графический   диктант.   Можно наоборот,   сначала   сделать   графический   диктант,   о   потом   скороговорки   и пальчиковая   гимнастика.   Загадки   лучше   загадывать   в   конце   занятия. Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения.   Изображения   бывают   разные:   фотографии,   рисунки,   схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета. Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее. слово Поработайте   со   скороговорками   и   чистоговорками   разными   способами: 1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слог. 2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной другую. 3.   прохлопывая   ритм   ладошками. 4.   Предложите   проговорить   скороговорку   3   раза   подряд   и   не   сбиться. Пальчиковую   гимнастику   делайте   вместе,   чтобы   ребёнок   видел   и   повторял движения вами.   Проговорить   скороговорку   можно, руки     на     или   за     вА   теперь,   когда   вы   познакомились   с   основными   правилами   проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.