Грамматическая основа предложения (подготовка учащихся к выполнению тестового задания 2 в формате ОГЭ по русскому языку в 9 классе)

  • docx
  • 13.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 занятие виды сказуемых 9 класс.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1»  р.п.Чамзинка Республики Мордовия

431700, Республика Мордовия,

р.п. Чамзинка, ул. Ленина, д. 18, т. 2-17-46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамматическая основа предложения

 

(подготовка учащихся

к выполнению тестового задания 2

в формате ОГЭ по русскому языку

в 9 классе)

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

Печказова С.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.п. Чамзинка

 2022 г.

 

Задание 2

 

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ:

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.

Запишите номера ответов.

 

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

1) подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? 

Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: 

Мне не нравится этот цвет

(в этом предложении подлежащим является цвет, так как он совершает действие);

2. в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: 

Книга, которая лежала на столе, была открыта. 

(в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); 

3) подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:

4) подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;

5) подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного числа): Мы с Тамарой ходим парой;

​6) подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.

СКАЗУЕМОЕ

сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: 

что делает предмет? (Дети играют в мяч.)

 каков предмет? (Дети взволнованы предстоящей поездкой в столицу.)

 что это такое? (Сентябрь – первый осенний месяц.)

 

 

Сказуемое может быть простым или составным

 

Виды сказуемых:

 

1. простое глагольное сказуемое (ПГС)  

2. составное глагольное сказуемое (СГС)

3. составное именное сказуемое (СИС)

ПГС =

глагол в любом наклонении (изъявительном, условном, повелительном)

 

У ручья трава зазеленела (зазеленеет, зазеленела бы, будет зеленеть).

СГС =

вспомогательное слово

(начать,  перестать, прекратить, хотеть, продолжить, мочь, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен и т.д.)

+ н.ф.глагола

 

У ручья трава стала  (начала, продолжала, могла, готова, намерена) зеленеть.

СИС =

гллагол-связка

(быть, делаться, стать, являться, считаться, казаться,  прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять т др.)

+ именная часть

(существительное, прилагательное, причастие, наречие, числительное, местоимение)

Он был весельчаком. Он весельчак. Весь сад в цвету.

У ручья трава была (стала, казалась, стояла,  считалась) зелёной.

 Брови её были сдвинуты.  Хлеба обмолочены. Ей туфли впору будут.

 Два да три будет пять.

Вишнёвый сад теперь мой.

 

 

Задание 2

 

ПРАКТИКА

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ

 

 

1. Укажите грамматическую основу предложения:

1. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика. 2. На дворе светает. 3. Надо иметь совесть. 4.Мне уже рассказывали о её сыне.

5. У него жизнь короткая. 6. Жизнь без оглядки, в полную силу прожита. 7. Алиса могла свободно войти в театральный двор. 8. Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. 9. Книга была дорогой. 10. Несколько студентов пришли в лабораторию позже.

 

2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

1. И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий. ___ 2.Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу? ___  3.Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка»  – это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. ___ 4. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. ___ 5.Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. ___  6. Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не  подберёшься. ___ 7.Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! ___ 8.Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. ___ 9.Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. ___ 10.На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. ___

 

3. Подчеркните  сказуемые.

1) Выбирать книгу пришлось долго. 2) Современный кинематограф вызывает разочарование. 3) Земля – третья планета от Солнца. 4) Его нет уже больше часа, и я начинаю переживать. 5) Спектакль оказался скучным. 6) Вода в реке очень холодная. 7) Двери были распахнуты настежь.

 

4. Назовите тип сказуемого:

1) Вечером я буду смотреть мой любимый сериал. ___ 2) Катя была так счастлива помочь им. ___ 3) Голос девушки был чист и звонок подобно трелям соловья. ___ 4) Сегодняшний матч – самый важный этап в чемпионате. ___ 5) Играйте честно, в противном случае вас дисквалифицируют. ___ 6) Я был рад помочь вам, дорогая кузина. ___ 7) Иван Иванович был сильно опечален моим уходом из команды. ___ 8) Его брат уже бросил заниматься борьбой.

 

5. Из ниже представленных предложений сначала отметьте предложения с ПГС, а затем с СГС. Выпишите сказуемые:

1) Лето только началось, и впереди нас ожидали яркие солнечные дни. 2) Пускай он оставит меня в покое. 3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. 4) Со следующего месяца я буду участвовать в конкурсе красоты. 5) Мой друг уехал в другой город погостить у родственников. 6) Давайте потанцуем. 7) Дорога начала петлять, и я боялся, что мы заблудимся. 8) Перестань мучить меня своими жалобами.

ПГС

СГС

№ предложений:

 

№ предложений:

 

6. Самостоятельно найдите в каждом предложении сказуемое и определите его тип:

1) Я хотел бы встретиться с тобой завтра вечером. ______2) Мой отец вернулся с работы очень усталый. ______3) Сестра попросила не мешать ей готовиться к экзаменам. ______4) Выйду прогуляться на полчасика. ______5) Не будь занудой, моя дорогая. ______6) Я так сильно испугалась, что еще долго не могла вымолвить ни слова. ______7) Я больше не мог смотреть ему в глаза: мне было стыдно. ______

8) Телефон с громким стуком упал на пол, но остался цел и невредим. ______9) В июле мы планируем сделать ремонт. ___ 10) Этот фильм оказался дешевкой. ______ 11) Я хотел бы научиться плавать, да вот только воды страшно боюсь. ______12) Кошка по-хозяйски развалилась на столе.

 

7. Укажите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно:

До поездки оставалось несколько недель. Нужно было тщательно подготовиться. Первое, что она собиралась сделать, — купить подарки всем своим друзьям. Пусть и недорогие, но такие особенные! Ведь каждый из них будет олицетворением характера своего будущего владельца. Конечно, это весьма непросто, но она постарается воплотить задумку на высшем уровне.

1) Оставалось – ПСГ. 2) Нужно подготовиться – СГС. 3) Сделать – ПСГ. 4) Постарается воплотить задумку – СГС

 

8. Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) среда постоянно меняется (предложение 1)

2) нарушения вызывают (предложение 2)

3) они способны адаптироваться (предложение 3)

4) понимается приспособление (предложение 4)

5) изменение могло бы погубить (предложение 5)

 

 

9. Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) это Мировой океан (предложение 1)

2) разделяют (предложение 2)

3) части есть (предложение 3)

4) выделяют (предложение 4)

5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предл. 5)

 

 

10. Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) натуралистов поражала (предлож. 1)

2) может быть (предложение 2)

3) считают (предложение 3)

4) возможно (предложение 4)

5) установлено (предложение 5)

КЛЮЧ

1. Укажите грамматическую основу предложения:

1. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика. 2. На дворе светает. 3. Надо иметь совесть. 4.Мне уже рассказывали о её сыне.

5. У него жизнь короткая. 6. Жизнь без оглядки, в полную силу прожита. 7. Алиса могла свободно войти в театральный двор. 8. Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. 9. Книга была дорогой. 10. Несколько студентов пришли в лабораторию позже.

 

2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

1. И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий. (3) 2.Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу? (2) 3.Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка»  – это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (4) 4. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (3) 5.Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (3) 6. Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не  подберёшься. (3) 7.Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (4) 8.Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (3) 9.Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (2) 10.На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (3)

 

3. Найдите сказуемые.

1) Выбирать книгу пришлось долго. 2) Современный кинематограф вызывает разочарование. 3) Земля – третья планета от Солнца. 4) Его нет уже больше часа, и я начинаю переживать. 5) Спектакль оказался скучным. 6) Вода в реке очень холодная. 7) Двери были распахнуты настежь.

ОТВЕТ: 1) Пришлось выбирать.. 2) Вызывает. 3) Планета. 4) Нет; начинаю переживать. 5) Оказался скучным. 6) Холодная.. 7) Были распахнуты.

 

4. Назовите тип сказуемого:

1) Вечером я буду смотреть мой любимый сериал. 2) Катя была так счастлива помочь им. 3) Голос девушки был чист и звонок подобно трелям соловья. 4) Сегодняшний матч – самый важный этап в чемпионате. 5) Играйте честно, в противном случае вас дисквалифицируют. 6) Я был рад помочь вам, дорогая кузина. 7) Иван Иванович был сильно опечален моим уходом из команды. 8) Его брат уже бросил заниматься борьбой.

ОТВЕТ: ПГС, СГС, СИС, СИС, ПСГ, СГС, СИС, СГС.

 

5. Из ниже представленных предложений сначала отметьте предложения с ПГС, а затем с СГС. Выпишите сказуемые:

1) Лето только началось, и впереди нас ожидали яркие солнечные дни. 2) Пускай он оставит меня в покое. 3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. 4) Со следующего месяца я буду участвовать в конкурсе красоты. 5) Мой друг уехал в другой город погостить у родственников. 6) Давайте потанцуем. 7) Дорога начала петлять, и я боялся, что мы заблудимся. 8) Перестань мучить меня своими жалобами.

ПГС

СГС

№ предложений:

№ предложений:

 

ОТВЕТ: ПГС: 1) Началось, ожидали. 2) Пускай оставит. 3) Прочитайте. 4) Буду участвовать. 5) Уехал. 6) Давайте потанцуем. 7) Боялся, заблудимся. СГС: 7) Начала петлять. 8) Перестань мучить.

6. Самостоятельно найдите в каждом предложении сказуемое и определите его тип:

1) Я хотел бы встретиться с тобой завтра вечером. 2) Мой отец вернулся с работы очень усталый. 3) Сестра попросила не мешать ей готовиться к экзаменам. 4) Выйду прогуляться на полчасика. 5) Не будь занудой, моя дорогая. 6) Я так сильно испугалась, что еще долго не могла вымолвить ни слова. 7) Я больше не мог смотреть ему в глаза: мне было стыдно. 8) Телефон с громким стуком упал на пол, но остался цел и невредим. 9) В июле мы планируем сделать ремонт. 10) Этот фильм оказался дешевкой. 11) Я хотел бы научиться плавать, да вот только воды страшно боюсь. 12) Кошка по-хозяйски развалилась на столе.

ОТВЕТ: 1) Хотел бы встретиться – СГС. 2) Вернулся усталый – СИС. 3) Попросила – ПСГ. 4) Выйду – ПСГ. 5) Не будь занудой – СИС. 6) Испугалась — ПСГ, не могла вымолвить – СГС. 7) Не мог смотреть – СГС. 8) Упал – ПСГ, остался цел, невредим – СИС. 9) Планируем сделать – СГС. 10) Оказался дешевкой – СИС. 11) Хотел бы научиться плавать – СГС, боюсь – ПСГ. 12) Развалилась – ПСГ.

 

7. Укажите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно:

До поездки оставалось несколько недель. Нужно было тщательно подготовиться. Первое, что она собиралась сделать, — купить подарки всем своим друзьям. Пусть и недорогие, но такие особенные! Ведь каждый из них будет олицетворением характера своего будущего владельца. Конечно, это весьма непросто, но она постарается воплотить задумку на высшем уровне.

1) Оставалось – ПСГ. 2) Нужно подготовиться – СГС. 3) Сделать – ПСГ. 4) Постарается воплотить задумку – СГС

ОТВЕТ: 4)

 

8. Задание 2. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) среда постоянно меняется (предложение 1)

2) нарушения вызывают (предложение 2)

3) они способны адаптироваться (предложение 3)

4) понимается приспособление (предложение 4)

5) изменение могло бы погубить (предложение 5)

ОТВЕТ: 35

 

9. Задание 2. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) это Мировой океан (предложение 1)

2) разделяют (предложение 2)

3) части есть (предложение 3)

4) выделяют (предложение 4)

5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предл. 5)

ОТВЕТ: 45

 

10. Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) натуралистов поражала (предлож. 1)

2) может быть (предложение 2)

3) считают (предложение 3)

4) возможно (предложение 4)

5) установлено (предложение 5)

ОТВЕТ: 45