"Грамматические секреты причастия"
Оценка 5

"Грамматические секреты причастия"

Оценка 5
docx
11.12.2024
"Грамматические секреты причастия"
Тема.docx

Тема: «Грамматические секреты причастия»

Целевая аудитория: 7 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: обобщить и систематизировать изученный ранее материал, расширить знания о причастиях, повторить правописание причастий и пунктуацию в предложениях с причастным оборотом, углубить знания об образовании причастий, правописании суффиксов.

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация опорных знаний.

Учитель: На уроках, посвященных причастию, вы собрали достаточный материал для представления грамматического портрета этой загадочной части речи. Давайте вспомним все грамматические признаки причастия.

Ученики: Причастие – часть речи, обозначающая признак действия. Оно может быть действительным (само совершает действие) и страдательным (испытывает действие со стороны другого). Грамматические признаки причастия: род, число, падеж, вид и время. Оно живет прошлым и настоящим. Имеет характерные суффиксы: -ущ-, -ющ-. –ащ-, -ящ-, -ем-, -им-. –т-, -нн-. –енн-.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы задумывались, почему причастие так названо? (ответы учащихся)

Учитель: В названии-имени При- приставка, «при глаголе», т.к. причастие – основная его форма, но обозначает не действие, а признак действия. Таким образом, приставка при-  объясняет промежуточное положение этой части речи. Причастие – «при прилагательном» и «при глаголе». Корень –часть- обозначает, что причастие – часть глагола, т.к. от него образовано. 

3.     Основная часть урока.

1.     Практическая работа в группах

Задание для 1 группы

 

·        Прокомментируйте выбор нужного суффикса причастия.

- завис…ие

- вид…мый

- сто…ие недорого

- кле…ие обои

- чита…ый

- выслуша…ые замечания

- колыш…иеся от ветра

- замеш…ое тесто

- намасл…ый блин

Задание для 2 группы

·        Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте суффиксы причастий.

- писать

- строить

- стелить

- держать

- бороться

- вымыть

- брить

- терпеть

- читать

- сеять

Задание для 3 группы

·        Найдите причастие, в котором пишут суффикс –ющ-

- леч..юий врач

- жал…ие осы

- кол…ие дрова

- по…ие мальчики

- стел…иеся растения

- терп…ие кораблекрушение

Взаимопроверка.

2.     Запись под диктовку с комментированием знаков препинания (один ученик работает у доски)

Смышлёный мальчик, утомлённый математическими заданиями и убаюкиваемый покачиванием вагона, очень скоро уснул.

3.     Конструирование предложений (правописание окончаний, согласование с определяемым словом)

1)    Лукашка разглядывал прямо на него (надвигавшаяся) фигуру, своими очертаниями (напоминавшая) названого брата.

2)    Цветник запущен, сорные травы сплелись на (врасти) в землю клумбах, никем не (расчистить) и уже давно не (посыпать) песком.

 

4.     Физкультминутка

Как мы скажем…

¶ об ученике, который читает книгу

¶ о шаре, который летит

¶ о девочке, которая бежит

¶ о яблоке, которое краснеет

¶ о море, которое бушует

5.     Орфографическая работа по вариантам

1-вариант. Найти в тексте причастный оборот, расставить знаки препинания.

2-вариант. Вставить пропущенные буквы. Прокомментировать орфограмму «Правописание Н, НН в суффиксах причастий»

3-вариант. Вставить пропущенные буквы. Прокомментировать орфограмму «Правописание НЕ с причастиями»

1)    Струи воды (не) скова…ые людом вливались в свинцовые волны униза…ые мерца…ими звездами.

2)    Давно (не) бритый боец ране…ый осколком гранаты медленно шёл на санитарный пункт расположе…ый недалеко от дороги.

3)    (Не) украше…ые броским цветом осени большие листья колеб...ые ветром (не) прекраща…имися ни на минуту были прекрасны.

Взаимопроверка, комментирование ошибок.

5.Рефлексия (кубик Блума)

1. Почему причастия так называются?

2. Назови грамматические признаки причастия.

3. Объясни правописание суффиксов причастий.

4. Придумай 1 словосочетание с действительным причастием, 1 с страдательным.

5. Предложи вариант выставления отметок за урок.

6. Поделись впечатлением от урока с одноклассниками.

6. Домашнее задание: Написать сочинение-описание любимой игрушки, используя причастия.


 

Тема: «Грамматические секреты причастия»

Тема: «Грамматические секреты причастия»

Прокомментируйте выбор нужного суффикса причастия

Прокомментируйте выбор нужного суффикса причастия

Взаимопроверка. 1. Запись под диктовку с комментированием знаков препинания (один ученик работает у доски)

Взаимопроверка. 1. Запись под диктовку с комментированием знаков препинания (один ученик работает у доски)

Вставить пропущенные буквы. Прокомментировать орфограмму «Правописание

Вставить пропущенные буквы. Прокомментировать орфограмму «Правописание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2024