Грамматический строй
Оценка 4.6

Грамматический строй

Оценка 4.6
Занимательные материалы
ppt
воспитательная работа
Детсад
24.03.2019
Грамматический строй
Грамматический строй речи превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Это речевое «волшебство» каждый человек обязан освоить в дошкольном возрасте. Развитие правильной речи Ребенок даже не подозревает, в какую непростую работу включается его детский мозг. Подражая речи взрослых, он схватывает основы родного языка. Дальнейшая задача дошкольника – овладеть правильными речевыми формами, а задача взрослого – помочь ему в этом
Грамматический строй.ppt

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй
Грамматика, грамматический строй языка     Грамматика, грамматический строй языка –   –   этоэто система единиц и правил их  функционирования в сфере морфологии,  словообразования и синтаксиса грамматический строй языка;  грамматический строй языка; наука, свод правил об изменении слов и их   наука, свод правил об изменении слов и их  сочетании в предложении.  сочетании в предложении.  Методика развития речи рассматривает вопросы  Методика развития речи рассматривает вопросы  усвоения детьми в речевой практике именно  усвоения детьми в речевой практике именно  грамматического строя языка. грамматического строя языка.

Грамматический строй

Грамматический строй
Уровни морфологического строя: Уровни морфологического строя: Словообразование  Словообразование Морфология  Морфология Синтаксис  Синтаксис

Грамматический строй

Грамматический строй
Различают лексическое и  Различают лексическое и  грамматическое значения слов. грамматическое значения слов. Лексическое значение слова дает   Лексическое значение слова дает  представления о каком­то элементе  представления о каком­то элементе  действительности, его свойствах, признаках,  действительности, его свойствах, признаках,  состояниях. состояниях. Грамматическое значение либо выражает   Грамматическое значение либо выражает  отношения, существующие между словами,  отношения, существующие между словами,  либо указывает на субъективное отношение  либо указывает на субъективное отношение  говорящего к называемым предметам и  говорящего к называемым предметам и  явлениям. явлениям.

Грамматический строй

Грамматический строй
Этапы освоения грамматического  Этапы освоения грамматического  строя (по А.Н.Гвоздеву) строя (по А.Н.Гвоздеву) ΙΙ этап – от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.  этап – от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес. Период предложений, состоящих из  Период предложений, состоящих из  аморфных слов­корней, которые  аморфных слов­корней, которые  употребляются в одном неизменном виде во  употребляются в одном неизменном виде во  всех случаях, когда они используются. всех случаях, когда они используются.

Грамматический строй

Грамматический строй
ΙΙΙΙ этап – от 1 г. 10 мес. до 3 лет  этап – от 1 г. 10 мес. до 3 лет Период усвоения грамматической структуры  Период усвоения грамматической структуры  предложения, связанный с формированием  предложения, связанный с формированием  грамматических категорий и их внешнего  грамматических категорий и их внешнего  выражения. выражения.

Грамматический строй

Грамматический строй
ΙΙΙΙΙΙ этап – от 3 до 7 лет  этап – от 3 до 7 лет Период усвоения морфологической системы  Период усвоения морфологической системы  русского языка, характеризующийся  русского языка, характеризующийся  усвоением типов склонений и спряжений.  усвоением типов склонений и спряжений.  Все в большей мере усваиваются все  Все в большей мере усваиваются все  единичные, стоящие особняком формы единичные, стоящие особняком формы       (5 лет – пик грамматических ошибок) (5 лет – пик грамматических ошибок)

Грамматический строй

Грамматический строй
Задачи по формированию  Задачи по формированию  грамматического строя языка грамматического строя языка Обеспечить речевую активность детей;   Обеспечить речевую активность детей;  способствовать появлению однословных  способствовать появлению однословных  предложений, слов­корней. предложений, слов­корней. Способствовать переходу от мимики и жестов к   Способствовать переходу от мимики и жестов к  общению посредством слов, появлению 2­3­словных  общению посредством слов, появлению 2­3­словных  предложений, отражающих простые связи. предложений, отражающих простые связи. Обеспечить появление сложноподчиненных   Обеспечить появление сложноподчиненных  предложений. предложений. Обеспечить свободное использование   Обеспечить свободное использование  грамматического строя речи согласно возрастным  грамматического строя речи согласно возрастным  нормам. нормам.

Грамматический строй

Грамматический строй
Типичные грамматические  Типичные грамматические  ошибки детей ошибки детей Неизменяемые слова (какао, пальто, …)  Неизменяемые слова (какао, пальто, …) Освоение падежных окончаний различного рода   Освоение падежных окончаний различного рода  (мальчиков – девочков, бутерброд с сыром – колбасом) (мальчиков – девочков, бутерброд с сыром – колбасом) Освоение суффиксов, обозначающих детенышей, и их   Освоение суффиксов, обозначающих детенышей, и их  склонение (утенки, поросенков, нет лисенков) склонение (утенки, поросенков, нет лисенков) Слова, имеющие только множественную форму (ножницей)  Слова, имеющие только множественную форму (ножницей) Существительные среднего рода (синяя неба, чистая   Существительные среднего рода (синяя неба, чистая  ведерка) ведерка) Усвоение ряда глаголов, местоимений и числительных  Усвоение ряда глаголов, местоимений и числительных Образование сравнительной степени прилагательных   Образование сравнительной степени прилагательных  (хорошее) (хорошее)

Грамматический строй

Грамматический строй
Причины трудностей в освоении  Причины трудностей в освоении  грамматического строя грамматического строя Состояние фонематического слуха.  Состояние фонематического слуха. Познавательная активность ребенка.  Познавательная активность ребенка. Состояние сформированности   Состояние сформированности  познавательной и эмоционально волевой  познавательной и эмоционально волевой  сфер ребенка, психическое здоровье. сфер ребенка, психическое здоровье. Речь окружающих взрослых. Социальная   Речь окружающих взрослых. Социальная  среда пребывания. среда пребывания. Качество педагогического воздействия.  Качество педагогического воздействия.

Грамматический строй

Грамматический строй
Условия успешного овладения  Условия успешного овладения  грамматическим строем грамматическим строем Развитие фонематического слуха.  Развитие фонематического слуха. Правильная речь взрослых.  Правильная речь взрослых. Своевременное развитие познавательной   Своевременное развитие познавательной  сферы. сферы. Качественное педагогическое воздействие,   Качественное педагогическое воздействие,  система работы по усвоению норм  система работы по усвоению норм  грамматики родного языка на занятиях и  грамматики родного языка на занятиях и  вне занятий. вне занятий.

Грамматический строй

Грамматический строй
Методы и приемы формирования  Методы и приемы формирования  грамматически правильной речи: грамматически правильной речи: Дидактические игры;  Дидактические игры; Упражнения;   Упражнения;  Прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста   Прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста  и предложение его запомнить; и предложение его запомнить; Сравнение, сопоставление окончаний;  Сравнение, сопоставление окончаний; Повторение;  Повторение; Мотивировка учебного задания;  Мотивировка учебного задания; Образец;   Образец;  Сопряженная и отраженная  речь;  Сопряженная и отраженная  речь; Объяснение;  Объяснение; Рассматривание картин;  Рассматривание картин; Пересказ.  Пересказ.

Грамматический строй

Грамматический строй
Формирование морфологической  Формирование морфологической  стороны речи стороны речи Задачи: Задачи: Обучить детей изменению слов по падежам;  Обучить детей изменению слов по падежам; Обучить согласованию существительных с   Обучить согласованию существительных с  прилагательными в роде и числе; прилагательными в роде и числе; Обучить употреблению предлогов.  Обучить употреблению предлогов.

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй
Прятки Прятки для усвоения предлогов и падежей для усвоения предлогов и падежей  формировать умение правильно употреблять предлоги и падежные  Цель:Цель: формировать умение правильно употреблять предлоги и падежные  формы, отражая связи между предметами    формы, отражая связи между предметами    Содержание: К детям пришла кукла Маша. Она хочет поиграть с ними в   К детям пришла кукла Маша. Она хочет поиграть с ними в  Содержание: прятки: «Давайте поиграем, вы будете прятаться, а я искать.  прятки: «Давайте поиграем, вы будете прятаться, а я искать.  Прячьтесь скорее!» Прячьтесь скорее!» Воспитатель подсказывает детям, куда спрятаться, а Маша отгадывает.   Воспитатель подсказывает детям, куда спрятаться, а Маша отгадывает.       Воспитатель: «Коля, спрячься под стол, а ты, Юра, встань около шкафа.  Воспитатель: «Коля, спрячься под стол, а ты, Юра, встань около шкафа.  Таня пусть спрячется за ширму, Света – за дверь». (Предлоги  Таня пусть спрячется за ширму, Света – за дверь». (Предлоги  выделяются голосом.) выделяются голосом.) Машенька (ищет): «Где же Коля? Он под столом, Юра около шкафа. Таня  Машенька (ищет): «Где же Коля? Он под столом, Юра около шкафа. Таня  за ширмой, Света – за дверью». (Предлоги и окончания  за ширмой, Света – за дверью». (Предлоги и окончания  подчеркивают голосом.) подчеркивают голосом.) Маша: «Теперь буду прятаться я, а вы будете меня искать и говорить, где  Маша: «Теперь буду прятаться я, а вы будете меня искать и говорить, где  я спряталась». я спряталась». Маша прячется под стол. Маша прячется под стол. ­ Где Маша? – Под столом. ­ Где Маша? – Под столом. Маша прячется за ширму. Маша прячется за ширму. ­ Где Маша? – За ширмой. И т.д. ­ Где Маша? – За ширмой. И т.д.

Грамматический строй

Грамматический строй
Упражнение Упражнение Цель:Цель:  учить ребенка образовывать существительные в    учить ребенка образовывать существительные в  родительном падеже единственного числа от  родительном падеже единственного числа от  существительных в именительном падеже, правильно  существительных в именительном падеже, правильно  согласовывая слова в словосочетаниях и предложениях. согласовывая слова в словосочетаниях и предложениях. Содержание: взрослый предлагает ребенку вспомнить и   взрослый предлагает ребенку вспомнить и  Содержание: назвать всё, что можно пить. Затем просит посмотреть на 2  назвать всё, что можно пить. Затем просит посмотреть на 2  предмета (чашку и стакан) и говорит: «В чашке — чай, в  предмета (чашку и стакан) и говорит: «В чашке — чай, в  стакане — сок, значит, я могу выпить чашку чая и стакан  стакане — сок, значит, я могу выпить чашку чая и стакан  сока». Далее игра продолжается так. Взрослый называет  сока». Далее игра продолжается так. Взрослый называет  напитки, которые находятся в чашке и в стакане, а малыш  напитки, которые находятся в чашке и в стакане, а малыш  преобразует форму названных существительных, изменяя  преобразует форму названных существительных, изменяя  падеж на родительный. Например: В стакане кефир, а в  падеж на родительный. Например: В стакане кефир, а в  чашке ряженка. Ответ ребенка: Я выпью стакан кефира и  чашке ряженка. Ответ ребенка: Я выпью стакан кефира и  чашку ряженки. Варианты слов для игры: лимонад, компот,  чашку ряженки. Варианты слов для игры: лимонад, компот,  молоко, вода, кисель, фанта, морс и т. п. молоко, вода, кисель, фанта, морс и т. п.

Грамматический строй

Грамматический строй
Разыгрываются бытовые сценки: Разыгрываются бытовые сценки: Цель:Цель:   Содержание: кукла встает, умывается, одевается,   кукла встает, умывается, одевается,  Содержание: завтракает, рисует, играет, поет. завтракает, рисует, играет, поет. ­ Что уже сделала кукла? (Нарисовала, спела,  ­ Что уже сделала кукла? (Нарисовала, спела,  сплясала.) (Изменение глагола по временам.) сплясала.) (Изменение глагола по временам.) После того, как дети назовут действия, можно  После того, как дети назовут действия, можно  предложить попросить куклу что­то сделать (спеть,  предложить попросить куклу что­то сделать (спеть,  нарисовать). нарисовать). ­ Давайте попросим  Сашу, чтобы она спела: «Саша,  ­ Давайте попросим  Сашу, чтобы она спела: «Саша,  спой, пожалуйста! Нарисуй, пожалуйста!»  спой, пожалуйста! Нарисуй, пожалуйста!»  (Повелительное наклонение.) (Повелительное наклонение.)

Грамматический строй

Грамматический строй
Упражнение Упражнение Цель:Цель:  продолжать учить ребенка образовывать    продолжать учить ребенка образовывать  относительные прилагательные. относительные прилагательные. Содержание: взрослый выкладывает перед ребенком   взрослый выкладывает перед ребенком  Содержание: предметы, различные по материалу. предметы, различные по материалу. Например: стеклянный бокал, металлическую кружку,  Например: стеклянный бокал, металлическую кружку,  бумажный кораблик, пластмассовый стакан, шерстяной  бумажный кораблик, пластмассовый стакан, шерстяной  свитер, кожаный кошелек, деревянную ложку и т.п. свитер, кожаный кошелек, деревянную ложку и т.п. Рассмотрев каждый предмет и уточнив название материала,  Рассмотрев каждый предмет и уточнив название материала,  из которого он сделан, взрослый задает ребенку вопрос: из которого он сделан, взрослый задает ребенку вопрос: — — Какой предмет по материалу? Какой предмет по материалу? Каждое относительное прилагательное повторяется ребенком  Каждое относительное прилагательное повторяется ребенком  многократно, до его усвоения. многократно, до его усвоения.

Грамматический строй

Грамматический строй
Упражнение Упражнение Цель: учить ребенка добавлять в предложение пропущенный  Цель: учить ребенка добавлять в предложение пропущенный  предлог. предлог. Содержание: взрослый просит ребенка вспомнить, какие  Содержание: взрослый просит ребенка вспомнить, какие  «маленькие слова» он уже знает (на и под) и когда каждое  «маленькие слова» он уже знает (на и под) и когда каждое  из них появляется в предложении; затем предлагает  из них появляется в предложении; затем предлагает  внимательно послушать предложения, которые написал  внимательно послушать предложения, которые написал  Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое  Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое  слово»: слово»: Пчела села... цветок. Папа лежит... диване.... грядке поспели  Пчела села... цветок. Папа лежит... диване.... грядке поспели  помидоры. Мама убирает комнату.... подоконнике стоят  помидоры. Мама убирает комнату.... подоконнике стоят  красивые цветы. Дети играли... поляне.... окном растёт куст  красивые цветы. Дети играли... поляне.... окном растёт куст  сирени. Ласточки свили гнездо... крышей. Мама хранила  сирени. Ласточки свили гнездо... крышей. Мама хранила  стиральный порошок... мойкой. Пластмассовый таз стоял...  стиральный порошок... мойкой. Пластмассовый таз стоял...  ванной. Алёша увидел... креслом большого паука. Катя  ванной. Алёша увидел... креслом большого паука. Катя  держит букет. И т.п. держит букет. И т.п.

Грамматический строй

Грамматический строй
Формирование синтаксической  Формирование синтаксической  стороны речи стороны речи Задачи: Задачи: Учить детей однословно отвечать на   Учить детей однословно отвечать на  вопросы; вопросы; Учить детей строить фразы из двух­трех   Учить детей строить фразы из двух­трех  слов; слов; Учить детей распространять предложения   Учить детей распространять предложения  за счет однородных членов. за счет однородных членов.

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй
Упражнение Упражнение Цель: учить ребенка составлять предложения с предлогами В,  Цель: учить ребенка составлять предложения с предлогами В,  НА, ПОД по трем опорным словам. НА, ПОД по трем опорным словам. Содержание: взрослый предлагает малышу смотреть на схемы  Содержание: взрослый предлагает малышу смотреть на схемы  предлогов (см. упр. № 51) и слушать отдельные слова,  предлогов (см. упр. № 51) и слушать отдельные слова,  например: Лена — идти — школа. Затем просит составить  например: Лена — идти — школа. Затем просит составить  по этим словам предложение и обязательно включить в  по этим словам предложение и обязательно включить в  него любое из трех «маленьких слов». Аналогично  него любое из трех «маленьких слов». Аналогично  происходит составление предложений с включением  происходит составление предложений с включением  предлогов по следующим опорным словам: предлогов по следующим опорным словам: Лиса — лезть — нора. Коля — сидеть — стул. Дедушка —  Лиса — лезть — нора. Коля — сидеть — стул. Дедушка —  спать — диван. Жук — спрятаться — лист. Лебеди —  спать — диван. Жук — спрятаться — лист. Лебеди —  плавать — пруд. Студентка — идти — зонт. Котёнок —  плавать — пруд. Студентка — идти — зонт. Котёнок —  играть — ковёр. Гриб — расти — ёлка. Пловцы —  играть — ковёр. Гриб — расти — ёлка. Пловцы —  соревноваться — бассейн. соревноваться — бассейн.

Грамматический строй

Грамматический строй
Игра «Прятки» Игра «Прятки» Чему научится ребенок: понимать и правильно употреблять в  Чему научится ребенок: понимать и правильно употреблять в  речи предлог «за». речи предлог «за». Оснащение: предметы — стакан, яблоко, шишка, желудь,  Оснащение: предметы — стакан, яблоко, шишка, желудь,  груша, орех; предметные картинки (см. вклейку, рис. 20). груша, орех; предметные картинки (см. вклейку, рис. 20). Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки и  Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки и  сказать, что где лежит. Спросите его: «Где лежит яблоко?»  сказать, что где лежит. Спросите его: «Где лежит яблоко?»  (Яблоко лежит за стаканом.) «Где лежит шишка?» (Шишка  (Яблоко лежит за стаканом.) «Где лежит шишка?» (Шишка  лежит за желудем.) «Где лежит груша?» (Груша лежит за  лежит за желудем.) «Где лежит груша?» (Груша лежит за  орехом.) «Где корзинка?» (Корзинка за грибом.) «Где  орехом.) «Где корзинка?» (Корзинка за грибом.) «Где  капуста?» ( Капуста за помидором.) Для закрепления  капуста?» ( Капуста за помидором.) Для закрепления  полученных знаний попросите ребенка прятать предметы  полученных знаний попросите ребенка прятать предметы  так, как вы скажете, например: «Спрячь яблоко за стакан!» так, как вы скажете, например: «Спрячь яблоко за стакан!»

Грамматический строй

Грамматический строй
Формирование способов  Формирование способов  словообразования словообразования Задачи: Задачи: Учить детей способу словообразования   Учить детей способу словообразования  существительных (обозначающих  существительных (обозначающих  детенышей животных, посуду) с помощью  детенышей животных, посуду) с помощью  суффикса; суффикса; Учить способу образования глаголов при   Учить способу образования глаголов при  помощи приставок. помощи приставок.

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй
Образование глаголов от  Образование глаголов от  звукоподражательных слов: звукоподражательных слов:    ­ Кря­кря­кря! Кто это? (Уточка) Что она  ­ Кря­кря­кря! Кто это? (Уточка) Что она  делает? (Крякает) делает? (Крякает) ­ Ква­ква­ква! Кто это? (Лягушка) Что  ­ Ква­ква­ква! Кто это? (Лягушка) Что  она делает? (Квакает) она делает? (Квакает) ­ Хрю­хрю­хрю! Кто это? (Свинка) Что  ­ Хрю­хрю­хрю! Кто это? (Свинка) Что  она делает? (Хрюкает) она делает? (Хрюкает)

Грамматический строй

Грамматический строй
В магазине продается посуда. Воспитатель  В магазине продается посуда. Воспитатель  и дети рассматривают посуду. и дети рассматривают посуду. ­ Хлебница. Для чего она? (Для хлеба) ­ Хлебница. Для чего она? (Для хлеба) Дети видят новый предмет. Дети видят новый предмет. ­ А это что? ­ А это что? Продавец отвечает, что это посуда для сухарей. Продавец отвечает, что это посуда для сухарей. ­ Как это называется? Если для хлеба – хлебница,  ­ Как это называется? Если для хлеба – хлебница,  для сахара – сахарница. А для сухарей… для сахара – сахарница. А для сухарей… ­ Сухарница, ­ отвечают дети, самостоятельно  ­ Сухарница, ­ отвечают дети, самостоятельно  образуя форму по аналогии  образуя форму по аналогии

Грамматический строй

Грамматический строй
Упражнение Упражнение Цель:Цель: учить ребенка образовывать существительные с уменьшительно­  учить ребенка образовывать существительные с уменьшительно­ ласкательными суффиксами. ласкательными суффиксами. Содержание: взрослый показывает ребенку кукольную посуду, мебель,   взрослый показывает ребенку кукольную посуду, мебель,  Содержание: одежду. Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет,  одежду. Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет,  что маленькие предметы мы называем по другому — ласково:  что маленькие предметы мы называем по другому — ласково:  ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик (утрированное произнесение  ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик (утрированное произнесение  последнего слога обязательно). Взрослый предлагает ребенку  последнего слога обязательно). Взрослый предлагает ребенку  поиграть. Он рассказывает (см. рис.): поиграть. Он рассказывает (см. рис.): Жил­был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё­ Жил­был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё­ всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас  всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас  колпак, а у гномика — ? колпак, а у гномика — ? Предлагается образовать уменьшительно­ласкательную форму от  Предлагается образовать уменьшительно­ласкательную форму от  существительных: существительных: куртка, пальто, комната, кухня, кастрюля, кровать, кресло, шкаф, окно,  куртка, пальто, комната, кухня, кастрюля, кровать, кресло, шкаф, окно,  огород, борода, брюки, носки, туфли и т.д. огород, борода, брюки, носки, туфли и т.д. В случае ошибочного образования ребенком уменьшительной формы  В случае ошибочного образования ребенком уменьшительной формы  существительного (например: туфлички, пальтичко, кресличко и пр.)  существительного (например: туфлички, пальтичко, кресличко и пр.)  взрослый сначала предлагает ребенку выбрать правильный вариант:  взрослый сначала предлагает ребенку выбрать правильный вариант:  туфлички или туфельки? И только если ребенок не может сделать  туфлички или туфельки? И только если ребенок не может сделать  выбор, взрослый сам произносит правильную форму, а затем просит  выбор, взрослый сам произносит правильную форму, а затем просит  ребенка несколько раз её повторить. ребенка несколько раз её повторить.

Грамматический строй

Грамматический строй
Упражнение Упражнение Цель:Цель: продолжать учить ребенка составлять предложения с   продолжать учить ребенка составлять предложения с  предлогом В; уточнить и активизировать его словарь по  предлогом В; уточнить и активизировать его словарь по  теме «Посуда». теме «Посуда». Содержание: взрослый просит ребенка вспомнить названия   взрослый просит ребенка вспомнить названия  Содержание: предметов посуды и сказать полным предложением: предметов посуды и сказать полным предложением: — — В какую посуду кладут хлеб? горчицу? перец? салат?  В какую посуду кладут хлеб? горчицу? перец? салат?  конфеты? соль? молоко? селёдку? масло? варенье? и т.п. конфеты? соль? молоко? селёдку? масло? варенье? и т.п. Если ребенок затрудняется перечислить предметы посуды,  Если ребенок затрудняется перечислить предметы посуды,  следует показать их малышу, назвать несколько раз, а при  следует показать их малышу, назвать несколько раз, а при  необходимости ещё и спросить: необходимости ещё и спросить: — — Что кладут в салатницу, перечницу, сухарницу,  Что кладут в салатницу, перечницу, сухарницу,  селёдочницу, розетки, маслёнку,, блинницу и т.п.? селёдочницу, розетки, маслёнку,, блинницу и т.п.? — — Что наливают в супницу, кофейник, соусник, молочник и  Что наливают в супницу, кофейник, соусник, молочник и  т.п.? т.п.?

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй
Формирование морфологической  Формирование морфологической  стороны речи стороны речи Задачи: Задачи: Продолжать обучать употреблению форм   Продолжать обучать употреблению форм  род.падежа ед. и множ. числа существительных; род.падежа ед. и множ. числа существительных; Продолжать учить согласованию сущ. и прилаг. в   Продолжать учить согласованию сущ. и прилаг. в  роде, числе и падеже; роде, числе и падеже; Продолжать обучать использованию разных форм   Продолжать обучать использованию разных форм  глаголов; глаголов; Формировать умения правильно спрягать глаголы   Формировать умения правильно спрягать глаголы  по лицам и числам; по лицам и числам; Учить осознанно употреблять предлоги а   Учить осознанно употреблять предлоги а  пространственным значением. пространственным значением.

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй
Показ картинок: Показ картинок: ­ Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое  ­ Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое  пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто.) пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто.) ­ А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто  ­ А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто  у вас? Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя? у вас? Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?        Вторая картинка: Вторая картинка:         ­ Что нарисовано? (Шкафчик.) В нем висит       ­ Что нарисовано? (Шкафчик.) В нем висит        пальто. Много пальто. (Образец) пальто. Много пальто. (Образец)      ­ Сколько пальто в шкафу? (Много пальто.) А  ­ Сколько пальто в шкафу? (Много пальто.) А        здесь сколько пальто? (Три пальто и т.д.) здесь сколько пальто? (Три пальто и т.д.)

Грамматический строй

Грамматический строй
Упражнение Упражнение Цель:Цель:  учить ребенка правильно образовывать форму родительного    учить ребенка правильно образовывать форму родительного  падежа единственного числа существительного с предлогом У. падежа единственного числа существительного с предлогом У. Содержание:  взрослый предлагает ребенку поиграть и правильно    взрослый предлагает ребенку поиграть и правильно  Содержание: ответить на следующие вопросы: ответить на следующие вопросы: У кого добрые глаза? (у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки). — — У кого добрые глаза? (у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки). — — У кого сильные руки? У кого сильные руки? — — У кого копыта? лапы? ноги? шерсть? щетина? рога? длинный хвост?  У кого копыта? лапы? ноги? шерсть? щетина? рога? длинный хвост?  длинные уши? когти? вымя? пятачок? полосатая шкура? пятнистая  длинные уши? когти? вымя? пятачок? полосатая шкура? пятнистая  шкура? И т. п. шкура? И т. п. Если ребенок отвечает существительным в именительном падеже или  Если ребенок отвечает существительным в именительном падеже или  искажает нужную падежную форму взрослый уточняет вопрос (у  искажает нужную падежную форму взрослый уточняет вопрос (у  кого?) и сам на выбор дает ребенку 2 ответа, например: У тигр или У  кого?) и сам на выбор дает ребенку 2 ответа, например: У тигр или У  тигра — как правильно? Если и после этого ответ ребенка неверен,  тигра — как правильно? Если и после этого ответ ребенка неверен,  взрослый предлагает малышу несколько раз повторить правильный  взрослый предлагает малышу несколько раз повторить правильный  вариант, утрированно произнося окончания слов, с тем чтобы  вариант, утрированно произнося окончания слов, с тем чтобы  осуществить перенос на следующие ответы. Игра продолжается до тех  осуществить перенос на следующие ответы. Игра продолжается до тех  пор, пока ребенок не научится верно образовывать и употреблять  пор, пока ребенок не научится верно образовывать и употреблять  данную падежную форму существительных. данную падежную форму существительных.

Грамматический строй

Грамматический строй
Упражнение Упражнение   Цель:Цель:  учить ребенка различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и    учить ребенка различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и  разными приставками; учить подбирать при составлении словосочетаний  разными приставками; учить подбирать при составлении словосочетаний  нужный по смыслу приставочный глагол, а к глаголу — несколько  нужный по смыслу приставочный глагол, а к глаголу — несколько  существительных. существительных. Содержание:  взрослый объясняет ребенку, что сейчас будет называть похожие    взрослый объясняет ребенку, что сейчас будет называть похожие  Содержание: слова­действия. Взрослый строит из кубиков или подручных средств  слова­действия. Взрослый строит из кубиков или подручных средств  импровизированный мостик, гараж, ворота и т. п. Затем берет игрушечную  импровизированный мостик, гараж, ворота и т. п. Затем берет игрушечную  машинку и производит с ней разные действия, о которых рассказывает малышу: машинку и производит с ней разные действия, о которых рассказывает малышу: Машинка выехала из гаража, въехала на мостик, съехала с мостика, объехала  — — Машинка выехала из гаража, въехала на мостик, съехала с мостика, объехала  яму, подъехала к воротам, заехала в ворота, доехала до дома и т. п. яму, подъехала к воротам, заехала в ворота, доехала до дома и т. п. Затем, производя те же действия, взрослый просит ребенка «подсказать»  Затем, производя те же действия, взрослый просит ребенка «подсказать»  правильное слово­действие: правильное слово­действие: — — Машинка из гаража — ? Машинка к дому — ? От дома— ? В ворота — ? И т. п. Машинка из гаража — ? Машинка к дому — ? От дома— ? В ворота — ? И т. п. Когда малыш научится точно, без ошибок подбирать нужный приставочный глагол,  Когда малыш научится точно, без ошибок подбирать нужный приставочный глагол,  можно переходить к подбору нескольких существительных к одному глаголу,  можно переходить к подбору нескольких существительных к одному глаголу,  например (см. рис.): например (см. рис.): К чему может подъехать машинка? (к дому, к гаражу, к воротам, к ёлке, к  — — К чему может подъехать машинка? (к дому, к гаражу, к воротам, к ёлке, к  больнице, к театру, к кинотеатру, к стройке и т. п.) больнице, к театру, к кинотеатру, к стройке и т. п.) — — От чего машинка может отъехать? (Здесь и далее в упражнении желательно  От чего машинка может отъехать? (Здесь и далее в упражнении желательно  подбирать совместно с ребенком не менее 8 объектов.) Куда она может  подбирать совместно с ребенком не менее 8 объектов.) Куда она может  въехать? Что — объехать? Откуда — выехать? Откуда — съехать? Что —  въехать? Что — объехать? Откуда — выехать? Откуда — съехать? Что —  переехать? И т. п. переехать? И т. п.

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй

Грамматический строй
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019