Сражения Гражданской войны
Наступление Красной армии на всех фронтах. Последние грандиозные конные сражения в мировой истории
Уничтожение Белой армии и бегство её остатков за границу. Война Советской России с Польшей за Украину.
Бои на Дону и Кубани, отделение войска Донского от Советской России; взятие Кубани Добровольческой армией Деникина. Мятеж чехословацкого корпуса, взятие войсками Колчака части Урала, Сибири и Дальнего Востока
Наступление Колчака с Урала на Поволжье; Юденича – из Прибалтики на Петроград; Деникина – с Юга России на Москву – провал и контрнаступление красных. Разгром Красной армией войск Миллера на севере. Взятие красными области Войска Донского
Подавление последних очагов сопротивления белых на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Закавказье
1918 год
1919 год
1920 год
1921-1922 год
Установление «диктатуры партии»
СУТЬ ДИКТАТУРЫ БОЛЬШЕВИКОВ
Высший орган государственной власти
СЪЕЗД
Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских
и крестьянских депутатов
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ РСФСР
Между Съездами Советов
ВЦИК
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет
Высший исполнительный и распорядительный орган
СНК
Совет
Народных
Комиссаров
Формирование карательных органов
7 ДЕКАБРЯ 1917
ОБРАЗОВАНА ВСЕРОССИЙСКАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ, СПЕКУЛЯЦИЕЙ И САБОТАЖЕМ (ВЧК)
ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, НАДЕЛЕННЫЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ
Ф.Э. Дзержинский
(1877-1926)
СОЗДАНИЕ ВЧК
Политика «Военного коммунизма»
ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ –
название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918–1921 гг. во время Гражданской войны.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ:
обеспечить города и
Красную армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда нормальные экономические механизмы и отношения были разрушены войной.
Какие изменения произошли в российском обществе в результате политики «Военного коммунизма»?
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
ДУХОВНАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СФЕРА
СФЕРА
СФЕРА
СФЕРА
Ликвидация частной собственности
Свертывание т/д отношений
Гос. распределение, уравнительная оплата труда
Пропаганда мировой революции
Контроль РКП(б) над Советами
Однопартийная система
Командно-адм. система
Слияние партии с государством
Национализация
Создание трудовых армий
Вера в светлое будущее
Идеология самопожертвования и массового героизма
Классовая нетерпимость
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Конфликт между рабочими и крестьянами из-за участия рабочих в продотрядах
Уничтожен слой предпринимателей
Увеличилось число кустарей и ремесленников
Значительное уменьшение населения в крупных городах
Появилось много мелких крестьянских хозяйств
Доминирует общинная форма землепользования
Крестьянские хозяйства должны подчиняться государственному плану сева
В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил:
1. Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию...
3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска...
5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.
Из декрета СНК 1919 года
Какова была цель кампании по борьбе с неграмотностью?
Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность?
30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР»
1. поощрялось педагогическое новаторство
2. культивировалось уважение к личности ребёнка
3. внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения
НЕТ ПАРТАМ!!!
НЕТ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ!!!
НЕТ ЭКЗАМЕНОВ!!!
НЕТ УЧЕБНИКОВ!!!
Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?
Декрет Совета Народных Комиссаров. О правилах приема в высшие учебные заведения.
1. Каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16‑ти лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы.
2. Воспрещается требовать от поступающих какие бы то ни было удостоверения, кроме удостоверения об их личности и возрасте.
3. Все высшие учебные заведения Республики, на основании постановления «о введении обязательного совместного обучения» во всех учебных заведениях, открыты для всех, без различия дола. За нарушение указанного постановления все ответственные лица подлежат суду Революционного Трибунала.
4. Произведенный же на основании аттестатов или же конкурсных экзаменов прием в число студентов первого курса на предстоящий 1918/19 г. объявляется недействительным. Новые условия приема, применительно к требованиям ныне находящегося на рассмотрении общего Положения о высших учебных заведениях Республики, имеют быть опубликованными не позже 1‑го сентября с. г.
5. Взимание платы за учение в. высших учебных заведениях Российской Социалистической Федеративной Советской Республики отменяется.
Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления»
Отношение новой власти к РПЦ
Патриарх Тихон
23 января 1918 г. - декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви
1918 г. - кампания по вскрытию почитаемых верующими мощей святых
1918 г. конфискация имущества церкви для революционных нужд
Аресты священнослужителей
??? Почему такое отношение к церкви
Религиозное мировоззрение, являющееся основным элементом духовной культуры, не вписывалось в новую коммунистическую идеологию. Большевики стремились заменить его коммунистическими идеями.
С середины 1920-х гг. была развернута антирелигиозная пропаганда
В 7 часов утра бежала в чайную за кипятком. Напившись ржаного кофе без сахара, конечно, и без молока с кусочком ужасного чёрного хлеба, мчалась на службу, в стужу и непогоду, в разных башмаках, без чулок, ноги обматывала тряпкой... Питалась я в общественной столовой... ела тёмную бурду с нечищеной гнилой картофелью, сухую, как камень, воблу или селёдку, иногда табачного вида чечевицу или прежуткую пшеничную бурду, хлеба 1 фунт в день, ужасного, из опилок, высевок, дуранды и только 15 процентов ржаной муки.
Что за сцены потрясающие видела я в этой столовой — до сих пор они стоят у меня перед глазами! Сидя за крашеными чёрными столами, липкими от грязи, все ели эту тошнотворную отраву из оловянной чашки оловянными ложками. С улицы прибегали в лохмотьях синие от холода, ещё более голодные женщины и дети. Они облипали наш стол и, глядя помертвелыми, белыми глазами жадно вам в рот, шептали: «Тётенька, тётенька, оставьте ложечку», и только вы отодвигали тарелку, они, как шакалы, набрасывались на неё, вырывая друг у друга, и вылизывали её дочиста.
В 5 часов я возвращалась домой, убирала комнаты, топила печь, зимой через два дня, варила на дымящей печурке, выедавшей глаза, ежедневно на ужин один и тот же картофель (стоил в то время один фунт — 6 штук — 250 руб.), ела с солью, а в дни кутежа с редькой и луком.
Что можно сказать о повседневной жизни и быте людей в годы Гражданской войны?
Из воспоминаний В.Д. Врангель
Итоги преобразований советской власти в области культуры в 1920–1930-е гг. неоднозначны.
Несомненно, были достигнуты успехи в ликвидации неграмотности, создании новых ценностей в области духовной и материальной культуры, ощущался подъем активности творческой интеллигенции
Вместе с тем, культура оказалась частью государственной политики, попала под контроль коммунистической партии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.