КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ»
Подготовила: Воспитатель Бойко Галина Ивановна.
В нашей школе-интернат обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, и вся ответственность за их воспитание и гармоничное развитие лежит на педагогическом коллективе школы. В связи с этим перед педагогами и воспитателями поставлена цель: создание оптимальных условий для формирования жизненно важных компетенций обучающихся, обеспечивающих социальную адаптацию и интеграцию их в общество. Одной из важных задач, является гражданско-патриотическое воспитание. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите, изучение истории и культуры Отечества и родного края, участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества, физическое развитие подростков, формирование здорового образа жизни. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительного искусства представляет собой процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогически целесообразной продуктивной деятельности, которая предполагает формирование в единстве художественно-эстетических образов патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной изобразительной творческой созидательной деятельности обучающихся.
В педагогическом процессе реализация данного направления возможна при использовании самых разнообразных методов изобразительного искусства и форм: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура. К группе изобразительных методов мы отнесли те, которые способны воздействовать посредством: искусства линии, искусства объема, искусства света, искусства пространства. Собственно, сами методы изобразительного искусства в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся уже несут большую педагогическую нагрузку. Она заключена в том, что, отражая целостные свойства сознания, методы служат преобразованию каждого его компонента, а вместе с тем преобразованию человека изнутри, а также способствуют проявлению сущностных сил человека, развитию образного, творческого мышления, созидательно-творческой деятельности. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Все мы знаем, что в этом году, мы будем праздновать 75-летие Великой Победы, и в связи с этим, мы решили провести в школе конкурс рисунка на асфальте «Салют Победы!». Конкурс был разделен на три возрастные категории: Начальное звено-2 класс, который занял I место; среднее звено-4 класс, занял I место, 6 класс-занял II место, 5 класс занял III место и старшее звено-9 класс занял I место, 7 класс занял II место и 8 класс занял III место. Конкурс проходил с большим энтузиазмом, творческим рвением и чувством патриотизма. Не смотря на пасмурную погоду все получили моральное удовлетворение.
Все мы, с большой ответственностью подошли к творческим занятиям по гражданско-патриотическому воспитанию. Мы целый год трудились – рисовали, занимались лепкой из пластилина, творили чудеса из бумаги и многое другое. Позвольте познакомить Вас с художественным творчеством детей. (Даю смотреть папку с рисунками). Которая разделена на 4 блока. I Блок – Воспитание патриота, II Блок – Воспитание гражданина, III – Блок Воспитание культурного наследия и соблюдение традиций и IV – Блок Воспитание ЗОЖ. А я, тем временем расскажу и покажу Вам остальную нашу работу. Все творческие объединения проводили занятия со всеми возрастными категориями по данному направлению. Занятия проводились, как в индивидуальном, так и групповом порядке.
Так же, я хочу рассказать и показать Вам работы детей, с которыми мы участвовали в различных муниципальных очных конкурсах.
Конкурс – «Символы России и Воронежского края». Участвовали разные возрастные категории и даже завоевали призовые места. Два третьих места заняли обучающиеся 8 и 9 классов, это Дюнин Рома и Кушнирева Яна.
В районном экологическом конкурсе «За чистоту родного края», наши обучающиеся заняли 4 призовых места. I место заняла ученица 7 класса Раковская Наташа, II место заняли ученики 6 и 8 класса Попова Инна и Сушков Данил. III место в этом конкурсе занял ученик 9 класса Солодухин Дима.
Муниципальный конкурс творческих работ «Неопалимая Купина», с нашей школы участвовало тоже очень много детей, но заняли только два ученика, которые заняли II место-это Раковская Наташа 7 класс и III место тоже 7 класс это Титова Лена. С очными конкурсами пока все, теперь хочу Вас познакомить непосредственно с работой кружка «Умелые ручки».
Сейчас мы идем в ногу со временем. По основной программе дополнительного образования предусматривается внедрение проектов исследовательской деятельности по разным направлениям. Я в своей работе решила применить исследовательскую деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию, создание ЛЕПБУКОВ. Эта работа дает положительный результат совместной деятельности детей. Что же такое лепбук? ЛЕПБУК-это переводится как книга на коленях, это обучающая, развивающая, интерактивная папка. Это совместная работа с детьми, которая направлена на развитие у детей навыков поиска, структурирования и творческого оформления информации.
(Показываю ЛЕПБУКИ «Моя Родина Россия» и «Помним, гордимся, чтим».)
Хочу показать Вам, еще некоторые работы коллективной деятельности обучающихся. Мы просмотрели художественный фильм про Великую Отечественную войну «Т-34», этот фильм посвящается героям танкистам, кто погиб на войне и всем тем, кто вернулся с этой войны. В этом фильме показана великолепная боевая стратегия, профессионализм команды танка, гордость за тех, кто создал такую боевую машину. В этом фильме напрямую просматривается патриотизм, любовь к Родине, гордость за нашу великую страну. Этот фильм смотрели с начала 9 класс, потом присоединился 8 класс, а потом с удовольствием смотрело уже почти пол школы. После просмотра, Хорошилов Олег и Солодухин Дима решили воссоздать кадры этого фильма. Они слепили из пластилина танки, нарисовали бой и создали ДИОРАМУ «За Родину!»
И это еще не все…Затем последовала еще коллективная работа, дети решили сделать из бросового материала и цветной бумаги макет танка, и назвать его «Т-34». Вот такой получился у них танк.
Обратите внимание на стол, Вы видите макеты памятников, мемориалов и композиций посвященных памяти и славы, где дети вместе с воспитателями решили увековечить память минувших лет войны.
Конечно, на этом работа по гражданско-патриотическому воспитанию не заканчивается, она будет продолжаться и дальше. И в заключении хотелось сказать словами великого человека Алексея Николаевича Толстого.
Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.