Знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины 18 и первой четверти 19 столетия
Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия Васильевича Темного, выехал из Большой Орды на службу к великому князю, был крещен и получил при этом имя Ильи.
У одного из сыновей его, Димитрия, был сын Держава, начавший службу в Казани. От него и пошел род Державиных, служивших «по городу Казани», почему они и называются в актах Казанцами..
3-го июля 1743 г. родился Гавриил Романович. Родиной его, по его собственным словам, была Казань, хотя существует предание, что он родился в 40 верстах от Казани, в Кармачах, либо Сокурах. Кроме Гавриила, у его родителей были еще дети: сын, умерший в юных годах, и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения.
Под руководством матери, женщины, едва умевшей читать, но умной и заботливой, которая понимала цену образования, Гавриил Романович уже на пятом году выучился читать.
В ноябре 1754 года отец Державина скончался, оставив семью почти без всяких средств: вдова его не в состоянии была заплатить даже 15 руб. долга, оставшегося после мужа. Сверх того у нее на руках очутилась тяжба с соседом из-за клочка родовой собственности, причинявшая семье много горя. Фёкла Андреевна принуждена была выносить хлопоты и унижения, посещая с детьми судей, от которых ничего не добившись, не раз возвращалась домой в слезах. Эти ранние примеры людской несправедливости и людского жестокосердия столь сильно запали во впечатлительную и восприимчивую душу Гавриила Романовича, что он во всю свою жизнь никогда не мог смотреть равнодушно ни на какую несправедливость, особенно на притеснение вдов и сирот.
Детство
Стихотворение- исповедь пожилого человека, прошедшего нелегкий жизненный путь
Своеобразие стиля - в соединении «высокого» и «низкого». Развитие реалистического языка
В стихотворении отражается логика христианского понимания человека «как образа и подобия Божьего»
Осознание избранности и греховности Человека : «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек.»
«Признание»
Домашнее образование
1759-1762 – Казанская гимназия. Незаурядные способности к музыке, рисованию, поэзии.
«Недостаток мой исповедую в том, что я был воспитан в то время и в тех пределах империи, когда и куда не проникали еще в полной мере просвещение наук не только на умы народа, но и на то состояние, к которому принадлежу. Нас научали тогда: вере — без катехизиса, языкам — без грамматики, числам и измерению — без доказательств, музыке — без нот и тому подобное. Книг, кроме духовных, почти никаких не читали, откуда бы можно было почерпнуть глубокие и обширные сведения» (соч. Державина, Академич. изд. VII, 629—630).
Учеба
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.