Тема урока: Афинский полис |
||||
Тип урока: Комбинированный |
||||
Дата урока: |
||||
Образовательные ресурсы: 1. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2012. – 296 с 2.СД диск к учебнику 3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009 4.Рабочая тетрадь к учебнику |
||||
План урока: 1.Древние Афины 2.Аристократы и демос 3.Кем был Солон 4.Реформы Солона 5.Победа демоса в Афмнах |
||||
Задачи:
|
||||
Формы и методы обучения: Методы: объяснительно - иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
|
||||
Основные термины и понятия: полис, демос, знать, реформа, аристократия |
||||
Организационная структура урока
|
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
УУД |
Организационный момент
|
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
|
|
Проверка домашнего задания |
1.Тест Выберите правильный ответ. 1. Греки основывали колонии: а) на побережье Средиземного моря; 2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии: а) угроза голода, нехватка земли; 3. Приведите в соответствие: а) товары, которые греки везли в колонии; 1) оливковое масло 4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили: а) длинные штаны; 2.Вставить пропущенные слова Греция поделилась на 3 части: Северную Грецию, --- , Южную Грецию. Южная Греция – это полуостров ---. Он соединяется со Средней Грецией --- перешейком. В Северной Греции расположена гора ----, на которой обитали боги и богини.
3.Работа по карте Найти на карте Афины, Милеет, Спарту.
4. Игра «да»-«нет» Чему научились греки в VIII – VI веках до н.э.? Строить из камня? (Да) Отливать из бронзы и ваять из мрамора? (Да) Изготовлять железное оружие и орудия труда? (Нет) Плавать по морям? (Да) Охотиться и ловить рыбу? (Нет) Изготовлять стекло и керамику? (Да) Изготовлять серебряные и медные монеты? (Да) Добывать пурпурную краску? (Да)
5.Назовите греческие колонии. Какие из них находились на территории современной России? Фанагория, Танаис. Выберите неправильный ответ
6.Греки основывали колонии на берегах: Средиземного моря, Чёрного моря, Мраморного моря, Тирренского моря, Каспийского моря, Азовского моря |
Индивидуальная работа
|
Индивидуальная Фронтальная
|
РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу
КУД: Диалог учителя и ученика
ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу Обмениваются полученной информацией
ЛУД: Рассуждение учеников
|
Актуализация знаний
|
Послушайте миф «О споре Афины и Посейдона» Рожденный самой Землей получеловек-полузмей Кекроп основал в Аттике город. Был он расположен на высоком и крутом холме, с обрывистыми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и ее брат морской владыка Посейдон. Кому из них стал покровителем города. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и будет покровителем города. Ударил трезубцем в скалу Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Все знают, что воды в Аттике мало, но люди попробовали и усмехнулись она была соленой. Воткнула в землю свое копье Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Прежде никто не видел в Аттике такого дерева. Все признали дар Афины лучшим. Под почему жители Аттики считают Афину своей покровительницей. И в честь нее назвали город. |
Ответы учащихся |
Фронтальная |
КУД: Совместная деятельность
ЛУД: Рассуждение учеников
ПУД: Обмениваются полученной информацией
РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока |
Изучение нового материала
|
1.Древние Афины -Вспомните, на каком полуострове располагается Греция?
- На какие части можно разделить территорию Древней Греции? (покажите на карте).
2.Нас сегодня будет интересовать Средняя Греция, Именно здесь располагается область, именуемая Аттикой. - На каком материке, или в какой части света находится? -Чем омывается? - С чем граничит? - Крупнейшие реки? -Поверхность территории?- - Главные города?
2.Аристократы и демос Работа с текстом учебника на ст.147-148 1.Какой была система управления Афинами?
2.Как и почему попадали в долговое рабство?
3.Из кого состоял демос?
4.Обстановка накалялась и аристократы пошли на уступки. В 594 году до н.э аристократы и демос вместе избрали архонтом Солона.
3.Кем был Солон - сообщение по теме: «Солон»
4.Реформы Солона 1.Реформы Солона (земля) - облегчил положение обедневших крестьян - отменил прежние долги и приказал убрать с полей долговые столбы, а потом и вовсе отменил долговое рабство. - сколько бы свободный афинянин ни задолжал другому, ни его, ни его семью никто не смеет обращать в рабов. - попавших в долговое рабство освободили - кто попал на чужбину выкупали за государственный счет
2.Реформы Солона (власть) - покончил с безраздельной властью аристократии - управляло страной теперь Народное собрание, т.е свободные афиняне Архонтами выбирали не только аристократов, но и богатых людей из демоса Совет из 400 афинский народ делился на 4 филы, так что в Совет входили по 100 человек от каждой филы
3. Работа с текстом учебника на стр.150 - Почему Солон не решился на передел земли? - Почему Солон не угодил ни богатым ни бедным?
5.Победа демоса в Афинах 1.После отъезда Солона вновь вспыхнула борьба за власть и землю. Победителем оказался Писисират. Он стал тираном. Он отстаивал интересы крестьян, заботился о развитии ремесел и торговли. В результате его правления и его сыновей аристократия ослабла, ареопаг и архонты потеряли свое значение - в чем значение тирании Писистрита?
2.В 508-500 годы до н.э важные реформы провел Клисфен. Он разделил Аттику на 10 фил и создал новый орган власти – Совет 500, а Совет 400 был упразднен. Главную роль в управлении полисом теперь играло народное собрание. Все граждане стали равноправны - в чем суть реформы Клисфена?
|
Ответы учащихся
Записывают в тетрадь Работа с атласом
Работа с атласом и контурной картой
Работа с текстом учебника на ст.147-148
Ответы учащихся Власть в Афинах принадлежала аристократам. Только из них состоял ареопаг (государственный совет) собиравшийся на холме. Совет ежегодно выбирал 9 архонтов, которые были судьями, военачальниками и жрецами.
Ответы учащихся Аристократы захватывали лучшие участки земли на равнинах, а крестьяне потеснили на склоны гор, где почва была каменистой и малоплодородной. Крестьяне часто попадали в долги к аристократам. Тогда на их участках устанавливались каменные плиты или долговые столбы. Попавший в долги крестьянин отдавал аристократу часть урожая со своего участка. Если крестьянин еще больше запутывался в долгах он терял землю. Если долг был велик, то он и его семья становились рабами.
Ответы учащихся Крестьяне составляли большую часть афинского демоса. Они требовали возвращения им отнятых аристократами участков земли и запрещение долгового рабства. Кроме крестьян, к демосу относились ремесленники, моряки, торговцы.
Слушают учителя
Сообщение учащегося Солон / около 640 – около 560 г до н.э./ - афинский государственный деятель, законодатель, философ, поэт. Он принадлежал к знатной семье. Во время его юности страна / город – государство, полис/ пребывала в смуте, распрях. Солон был прекрасным оратором и приобрел популярность среди граждан. Избранный в 594 году до н.э. архонтом, высшим должностным лицом, наделенным чрезвычайными полномочиями, провел свои знаменитые законы и создал условия для их выполнения. В частности, запрещалось брать в долг без письменного договора, были прощены многие должники, которые находились в кабале из-за неуплаты долгов, были строго определены обязанности Народного собрания, поощрялись ремесла и торговля, упразднялись некоторые привилегии родовой аристократии. Но самым важным актом Солона было то, что он принудил законом каждого гражданина принимать непосредственное личное участие в делах своего города. Теперь он больше не мог сидеть дома, говоря в свое оправдание: “Я слишком занят сегодня”, или же “Куда я пойду в такую дурную погоду!” Он должен был выполнять свою часть общего дела: посещать заседания городского совета и нести свою долю ответственности за безопасность и благополучие государства. Сохранились фрагменты его стихотворений на политические и патриотические темы он был первым, кто использовал стихи в политических целях. Отойдя от государственной деятельности, путешествовал по Греции, Малой Азии, Египту. Такое управление властью “демоса”- народа – часто бывало далеко от совершенства. Слишком много было вражды и соперничества из-за правительственных постов и почета. Но такое управление научило греческий народ быть независимым и надеяться только на свои силы в улучшении своей жизни, а одно это – уже великая вещь!
Слушают учителя Записывают в тетрадь
Слушают учителя Записывают в тетрадь
Работа с текстом учебника на стр.150 Ответы учащихся
Ответы учащихся
Слушают учителя
Ответы учащихся
Слушают учителя
Ответы учащихся
|
Групповая Индивидуальная |
РУД: Формулируют вывод; Обобщают и формулирую понятия
КУД: совместная деятельность
ПУД: Работают с текстом учебника Узнают интересные факты о том как Древний человек Обмениваются полученной информацией Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); Исследовательские действия (поиск информации)
ЛУД: Рассуждение учеников
|
Первичное осмысление и закрепление
|
1.Решение задачи. Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является Мать черная земля многострадальная, С которой сбросил я позорные столбы, Рабыня раньше, а теперь свободная.
- О чем идет речь в этом отрывке? Какие изменения произошли в Афинах после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?
2.Объясни слова: а) АКРОПОЛЬ – это б) АРЕОПАГ – это в) ДОЛГОВОЙ КАМЕНЬ – это г) ДЕМОС – это д) ГОПЛИТ – это е) ПОЛИС - это
3.Заполните пропуски в тексте. Получив власть, Солон приказал убрать с полей ______________________________________ и отменил ______________________________________. Было запрещено продавать ________________________________________. Тех, кто попал в рабство за _________________, Солон освободил, а проданных на чужбину выкупал за счёт _________________________.
4.Найди ошибки в тексте. Центром древнегреческого полиса была агора – рыночная площадь, вокруг которой стояли храмы богов. Она была огорожена высокой стеной. На площади собиралось народное собрание, в котором могли участвовать все горожане и приезжие – мужчины, женщины и рабы.
5.Выбери правильный ответ: Полноправными гражданами в древнегреческих городах считались: А) переселенцы из других городов; Б) все жители города независимо от происхождения; В) только те люди, предки которых были басилеями; Г) коренные жители, имевшие в полисе земельный надел.
6. Сгруппируйте те товары, которые ввозились из колонии и вывозили из них: А) оливковое масло Б) пшеница В) вино; Г) рабы
ввозились вывозились |
Ответ учащихся |
Индивидуальная
|
ЛУД: Рассуждение учеников
РУД: Выявление причинно-следственных связей; Формулируют ответ, применяя полученные знания. |
Итоги урока. Рефлексия
|
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.
Рефлексия |
Оценивают работу на уроке всего класса |
|
ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса
|
Домашнее задание
|
П.26, пересказ
|
Записывают домашнее задание в дневник |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.