Греция и остров Крит в эпоху бронзы
Оценка 4.6

Греция и остров Крит в эпоху бронзы

Оценка 4.6
docx
история
26.04.2020
Греция и остров Крит в эпоху бронзы
Тема урока: Афинский полис Тип урока: Комбинированный Дата урока: Образовательные ресурсы: 1. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2012. – 296 с 2.СД диск к учебнику 3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009 4.Рабочая тетрадь к учебнику
32 и.docx

 

Тема урока:  Афинский полис

Тип урока: Комбинированный

Дата урока:

Образовательные ресурсы:

1. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2012. – 296 с

2.СД диск к учебнику

3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009

4.Рабочая тетрадь к учебнику 

План урока:

1.Древние Афины

2.Аристократы и демос

3.Кем был Солон

4.Реформы Солона

5.Победа демоса в Афмнах

Задачи:

 

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

 

Основные термины и понятия: полис, демос, знать, реформа, аристократия

Организационная структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент

 

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

 

 

Проверка домашнего задания

1.Тест

Выберите правильный ответ.

1. Греки основывали колонии:

а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.

2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:

а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)

3. Приведите в соответствие:

а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;

1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы

4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили:

а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.

2.Вставить пропущенные слова

Греция поделилась на 3 части: Северную Грецию, --- , Южную Грецию. Южная Греция – это полуостров ---. Он соединяется со Средней Грецией --- перешейком. В Северной Греции расположена гора ----, на которой обитали боги и богини.

 

3.Работа по карте

Найти на карте Афины, Милеет, Спарту.

 

4. Игра «да»-«нет»

Чему научились греки в VIII – VI веках до н.э.? Строить из камня? (Да)

Отливать из бронзы и ваять из мрамора? (Да)

Изготовлять железное оружие и орудия труда? (Нет)

Плавать по морям? (Да)

Охотиться и ловить рыбу? (Нет) Изготовлять стекло и керамику? (Да) Изготовлять серебряные и медные монеты? (Да)

Добывать пурпурную краску? (Да)

 

5.Назовите греческие колонии.

Какие из них находились на территории современной России? Фанагория, Танаис. Выберите неправильный ответ

 

6.Греки основывали колонии на берегах: Средиземного моря, Чёрного моря, Мраморного моря, Тирренского моря, Каспийского моря, Азовского моря

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Фронтальная

 

РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

 

КУД: Диалог учителя и ученика

 

ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной  информацией

 

ЛУД: Рассуждение учеников

 

Актуализация знаний

 

Послушайте миф «О споре Афины и Посейдона»

Рожденный самой Землей получеловек-полузмей Кекроп основал в Аттике город. Был он расположен на высоком и крутом холме, с обрывистыми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и ее брат морской владыка Посейдон. Кому из них стал покровителем города. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и будет покровителем города. Ударил трезубцем в скалу Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Все знают, что воды в Аттике мало, но люди попробовали и усмехнулись она была соленой. Воткнула в землю свое копье Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Прежде никто не видел в Аттике такого дерева. Все признали дар Афины лучшим. Под почему жители Аттики считают Афину своей покровительницей. И в честь нее назвали город.

Ответы учащихся

Фронтальная

КУД: Совместная деятельность 

 

ЛУД: Рассуждение учеников

 

ПУД: Обмениваются полученной  информацией

 

РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Изучение нового материала

 

1.Древние Афины

-Вспомните, на каком полуострове располагается Греция?

 

- На какие части можно разделить территорию Древней Греции? (покажите на карте).

 

2.Нас сегодня будет интересовать Средняя Греция, Именно здесь располагается область, именуемая Аттикой.

- На каком материке, или в какой части света находится?

-Чем омывается?

- С чем граничит?

- Крупнейшие реки?

-Поверхность территории?-

- Главные города?

 

2.Аристократы и демос

Работа с текстом учебника на ст.147-148

1.Какой была система управления Афинами?

 

 

 

 

 

 

 

2.Как и почему попадали в долговое рабство?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Из кого состоял демос?

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Обстановка накалялась и аристократы пошли на уступки. В 594 году до н.э аристократы и демос вместе избрали архонтом Солона.

 

3.Кем был Солон

- сообщение по теме: «Солон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Реформы Солона

1.Реформы Солона (земля)

- облегчил положение обедневших крестьян

- отменил прежние долги и приказал убрать с полей долговые столбы, а потом и вовсе отменил долговое рабство.

- сколько бы свободный афинянин ни задолжал другому, ни его, ни его семью никто не смеет обращать в рабов.

- попавших в долговое рабство освободили

- кто попал на чужбину выкупали за государственный счет

 

 

2.Реформы Солона (власть)

- покончил с безраздельной властью аристократии

- управляло страной теперь Народное собрание, т.е свободные афиняне

Архонтами выбирали не только аристократов, но и богатых людей из демоса

Совет из 400 афинский народ делился на 4 филы, так что в Совет входили по 100 человек от каждой филы

 

3. Работа с текстом учебника на стр.150

- Почему Солон не решился на передел земли?

- Почему Солон не угодил ни богатым ни бедным?

 

5.Победа демоса в Афинах

1.После отъезда Солона вновь вспыхнула борьба за власть и землю. Победителем оказался Писисират. Он стал тираном. Он отстаивал интересы крестьян, заботился о развитии ремесел и торговли. В результате его правления и его сыновей аристократия ослабла, ареопаг и архонты потеряли свое значение

- в чем значение тирании Писистрита?

 

2.В 508-500 годы до н.э важные реформы провел Клисфен. Он разделил Аттику на 10 фил и создал новый орган власти – Совет 500, а Совет 400 был упразднен. Главную роль в управлении полисом теперь играло народное собрание. Все граждане стали равноправны

- в чем суть реформы Клисфена?

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

Работа с атласом

 

 

Работа с атласом и контурной картой

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника на ст.147-148

 

Ответы учащихся

Власть в Афинах принадлежала аристократам. Только из них состоял ареопаг (государственный совет) собиравшийся на холме.

Совет ежегодно выбирал 9 архонтов, которые были судьями, военачальниками и жрецами.

 

Ответы учащихся

Аристократы захватывали лучшие участки земли на равнинах, а крестьяне потеснили на склоны гор, где почва была каменистой и малоплодородной. Крестьяне часто попадали в долги к аристократам. Тогда на их участках устанавливались каменные плиты или долговые столбы. Попавший в долги крестьянин отдавал аристократу часть урожая со своего участка. Если крестьянин еще больше запутывался в долгах он терял землю. Если долг был велик, то он и его семья становились рабами.

 

Ответы учащихся

Крестьяне составляли большую часть афинского демоса. Они требовали возвращения им отнятых аристократами участков земли и запрещение долгового рабства. Кроме крестьян, к демосу относились ремесленники, моряки, торговцы.

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

Сообщение учащегося

Солон / около 640 – около 560 г до н.э./ - афинский государственный деятель, законодатель, философ, поэт. Он принадлежал к знатной семье. Во время его юности страна / город – государство, полис/ пребывала в смуте, распрях. Солон был прекрасным оратором и приобрел популярность среди граждан. Избранный в 594 году до н.э. архонтом, высшим должностным лицом, наделенным чрезвычайными полномочиями, провел свои знаменитые законы и создал условия для их выполнения. В частности, запрещалось брать в долг без письменного договора, были прощены многие должники, которые находились в кабале из-за неуплаты долгов, были строго определены обязанности Народного собрания, поощрялись ремесла и торговля, упразднялись некоторые привилегии родовой аристократии. Но самым важным актом Солона было то, что он принудил законом каждого гражданина принимать непосредственное личное участие в делах своего города. Теперь он больше не мог сидеть дома, говоря в свое оправдание: “Я слишком занят сегодня”, или же “Куда я пойду в такую дурную погоду!” Он должен был выполнять свою часть общего дела: посещать заседания городского совета и нести свою долю ответственности за безопасность и благополучие государства. Сохранились фрагменты его стихотворений на политические и патриотические темы он был первым, кто использовал стихи в политических целях. Отойдя от государственной деятельности, путешествовал по Греции, Малой Азии, Египту. Такое управление властью “демоса”- народа – часто бывало далеко от совершенства. Слишком много было вражды и соперничества из-за правительственных постов и почета. Но такое управление научило греческий народ быть независимым и надеяться только на свои силы в улучшении своей жизни, а одно это – уже великая вещь!

 

 

Слушают учителя

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника на стр.150

Ответы учащихся

 

Ответы учащихся

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

Групповая

Индивидуальная

РУД:  Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия

 

КУД: совместная деятельность

 

ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной  информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)

 

 

ЛУД: Рассуждение учеников

 

 

 

 

 

 

Первичное осмысление и закрепление

 

1.Решение задачи.

Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является

Мать черная земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

 

- О чем идет речь в этом отрывке? Какие изменения произошли в Афинах после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?

 

2.Объясни слова:

а) АКРОПОЛЬ – это

б) АРЕОПАГ – это

в) ДОЛГОВОЙ КАМЕНЬ – это

г) ДЕМОС – это

д) ГОПЛИТ – это

е) ПОЛИС - это

 

3.Заполните пропуски в тексте.

Получив власть, Солон приказал убрать с полей ______________________________________ и отменил ______________________________________. Было запрещено продавать ________________________________________. Тех, кто попал в рабство за _________________, Солон освободил, а проданных на чужбину выкупал за счёт _________________________.

 

4.Найди ошибки в тексте.

Центром древнегреческого полиса была агора – рыночная площадь, вокруг которой стояли храмы богов. Она была огорожена высокой стеной. На площади собиралось народное собрание, в котором могли участвовать все горожане и приезжие – мужчины, женщины и рабы.

 

5.Выбери правильный ответ:

Полноправными гражданами в древнегреческих городах считались:

А) переселенцы из других городов;

Б) все жители города независимо от происхождения;

В) только те люди, предки которых были басилеями;

Г) коренные жители, имевшие в полисе земельный надел.

 

6. Сгруппируйте те товары, которые ввозились из колонии и вывозили из них:

А) оливковое масло

Б) пшеница

В) вино;

Г) рабы

               

ввозились              вывозились

Ответ учащихся

Индивидуальная

 

 

 

 

 

ЛУД: Рассуждение учеников

 

РУД: Выявление причинно-следственных связей;

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Итоги урока.

Рефлексия

 

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

 

Рефлексия

Оценивают работу на уроке всего класса

 

ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса

 

Домашнее задание

 

П.26, пересказ

 

Записывают домашнее задание в дневник

 

 



 

Тема урока: Афинский полис

Тема урока: Афинский полис

Приведите в соответствие: а) товары, которые греки везли в колонии; б) товары, которые греки вывозили из колоний; 1) оливковое масло 2) рабы 3) шкуры животных…

Приведите в соответствие: а) товары, которые греки везли в колонии; б) товары, которые греки вывозили из колоний; 1) оливковое масло 2) рабы 3) шкуры животных…

Добывать пурпурную краску? (Да) 5

Добывать пурпурную краску? (Да) 5

Чем омывается? - С чем граничит? -

Чем омывается? - С чем граничит? -

Солона. 3.Кем был Солон - сообщение по теме: «Солон» 4

Солона. 3.Кем был Солон - сообщение по теме: «Солон» 4

Реформы Солона 1.Реформы Солона (земля) - облегчил положение обедневших крестьян - отменил прежние долги и приказал убрать с полей долговые столбы, а потом и вовсе…

Реформы Солона 1.Реформы Солона (земля) - облегчил положение обедневших крестьян - отменил прежние долги и приказал убрать с полей долговые столбы, а потом и вовсе…

В результате его правления и его сыновей аристократия ослабла, ареопаг и архонты потеряли свое значение - в чем значение тирании

В результате его правления и его сыновей аристократия ослабла, ареопаг и архонты потеряли свое значение - в чем значение тирании

Первичное осмысление и закрепление 1

Первичное осмысление и закрепление 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020