Положительные моменты работы группами:
развитие коммуникативных компетенций
развитие умения слушать и слышать товарищей
развитие оценки и самооценки
развитие уверенности в своих знаниях, но не самоуверенности
Отрицательные стороны работы в группах
некоторые дети отмалчиваются, теряются
необходим дополнительный раздаточный материал, который готовит учитель
трудно следить одновременно за работой всех групп
объективность оценки за работу иногда нарушается
ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке;
БУДЬТЕ:
взаимно вежливыми,
доброжелательными,
организованными,
дисциплинированными,
тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников;
HE:
ссорьтесь,
перебивайте друг друга,
радуйтесь ошибкам товарищей,
переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни);
При групповой работе нельзя:
Исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме; - организовывать группы только из слабых учащихся; дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство. Требовать абсолютной тишины. Сидеть за своим столом; - уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных; - оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
Приём «Мозговой штурм»
Используется для генерации идей.
· Соблюдается жесткий регламент.
· Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
· После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
10
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, при составлении обзора исторических событий).
Игра «Продолжи»
Приём «Зигзаг»
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Приём «Снежный ком»
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Приём «Водоворот»
Используется при закреплении материала; каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе; группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку; таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.