Групповая работа – ведущая форма организации деятельности на уроках в классах-комплектах.
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
биология
6 кл—8 кл
09.11.2018
В статье представлены варианты организации групповой работы в классе-комплекте малокомплектной школы на этапе актуализации знаний.
Ведущими формами организации деятельности на уроках в классах-комплектах становится групповая и парная работа на любом этапе урока. Обучающиеся учатся планировать и согласованно выполнять совместную работу, распределять роли, вести конструктивный диалог, представлять не только полученные результаты и выводы, но и демонстрировать приобретенные знания и умения, оценивать собственные достижения и результаты других групп.
Статья Косиновой М. Н, 2018.docx
Групповая работа – ведущая форма организации деятельности на
уроках в классахкомплектах.
В статье представлены варианты организации групповой работы в
классекомплекте малокомплектной школы на этапе актуализации знаний.
Ведущими формами организации деятельности на уроках в классах
комплектах становится групповая и парная работа на любом этапе урока.
Преследуемая цель может быть разная (предъявление новых знаний на этапе
актуализации имеющихся знаний, открытие нового знания или способа
действия на этапе решения учебной задачи, отработка нового способа
действия и его оценка на этапе рефлексии деятельности). Этим формам
принадлежит ведущая роль при формировании коммуникативных
универсальных учебных действий и решении учебнопознавательных задач,
при этом следует помнить, что наиболее значимым является сотрудничество в
группах, а учителю его необходимо организовать. Возможность сотрудничать
в группе позволит также организовать и взаимообучение, так как каждый
ученик имеет возможность «работать» на результат группы, а также проявить
себя. Такая работа позволяет снизить уровень тревожности, страх оказаться
неуспешным, тем более это актуально при работе в классахкомплектах в
малокомплектной школе, когда на одном уроке могут быть и ученики первого
и четвертого классов. Организуя работу в группе, учитель в первую очередь
опирается на созданные (принятые) учениками правила работы в группе,
которые следует повторять или же обращаться к опыту школьников старшего
класса.
Правила работы в группе
Уточни свою роль в группе.
Не спрашивай у учителя, спрашивай у капитана группы.
Участвуй в планировании работы
Не жди подсказки.
Записывай идеи.
Умей каждого выслушать.
Уважай мнение других участников группы. Не согласен – предлагай.
Не бери всю инициативу на себя.
Участвуй в коллективном представлении результата работы.
На этапе актуализации знаний целесообразно создавать разновозрастные
группы (из разных классов), т.к. деятельность будет направлена на
достижение метапредметных результатов (того или иного УУД). В результате
совместной деятельности «старшие» учатся не только демонстрировать
способ действий, но и обобщать, систематизировать информацию для
построения нового способа действия. «Младшие» при этом – учатся
«строить» алгоритм по схеме: определять порядок действий, видеть
взаимосвязи, действовать по алгоритму. Например, учитель дает учебно
практическую задачу для работы в разновозрастной группе, выполняя
которую, учащиеся классифицируют слова по заданному основанию и
предъявляют результаты классификации всем обучающимся. При этом
«старшие» могут выступать в роли экспертов: соглашаться или нет с мнением
группы о том, что классификация выполнена правильно, а также указывать на
возникшие ошибки и предлагать группе их исправить. К запланированному
результату помимо алгоритма и контрольнооценочных действий привело и
организованное сотрудничество. Вот его суть: группы, состоящие из трех
обучающихся разных классов, выбирают командира, вспоминают правила
работы в группе и получают задание распределить слова, записанные на доске,
в группы по определенным признакам (основаниям), причем признаки для
классификации обучающиеся выбирают из предложенных учителем.
Командиры групп организуют работу по выполнению задания, распределяют
роли в течение 23 минут коллективно обсуждают план действий, выдвигают
идеи на основе уже имеющихся знаний. После завершения совместной работы
группы по очереди «отчитываются» о результатах деятельности, оценивают
свои достижения и заслушивают мнения одноклассников о правильности
выполнения задания. Следует отметить, что группам важно не только
представить результаты классификации, но еще и рассказать, каким образом
она осуществлялась. При этом первое слово предоставляется «младшим» с
целью дальнейшего (после работы со «старшими») осознания
последовательности действий.
Такая деятельность
способствует становлению учебного
сотрудничества и обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Обучающиеся учатся
планировать и согласованно выполнять совместную работу, распределять
роли, вести конструктивный диалог, представлять не только полученные
результаты и выводы, но и демонстрировать приобретенные знания и умения,
оценивать собственные достижения и результаты других групп.
Источник:
Конструирование учебных занятий в соответствии с требованиями
ФГОС в малокомплектной школе: Учебнометодическое пособие / Авт. кол.;
под ред. Т.С. Горбуновой. Омск: БОУДПО «ИРООО», 2015. 88 с.
Групповая работа – ведущая форма организации деятельности на уроках в классах-комплектах.
Групповая работа – ведущая форма организации деятельности на уроках в классах-комплектах.
Групповая работа – ведущая форма организации деятельности на уроках в классах-комплектах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.