Групповое логопедическое занятие для детей 3 класса с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Дифференциация звуков [С] - [Ц] в словах, предложениях"

  • docx
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Групповое логопедическое занятие Дифференциация звуков С - Ц в словах, предложениях.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

Ярославской области

«Петровская школа – интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

группового логопедического занятия в 3 классе

для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему:

«Дифференциация звуков [С] - [Ц] в словах, предложениях»

 

 

 

 

 

Автор:

Брисюк Елена Алексеевна,

учитель – логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р. п. Петровское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный предмет: логопедия

Тема занятия: Дифференциация звуков [С] - [Ц] в словах, предложениях

Лексическая тема:  Птицы

Грамматическая тема: Составление деформированного предложения.

Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ц] в словах, предложениях

Задачи:

Образовательные:

- Учить различать звуки [с] - [ц] в словах, предложениях

Коррекционные:

- Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.

- Развитие зрительного нозиса и мнезиса.

- Развитие конструктивной деятельности.

- Становление графо-моторных навыков.

- Развитие языкового анализа и синтеза.

- Развитие фонематического анализа и синтеза.

- Развитие орфографической зоркости.       

- Активизация словаря по лексической теме занятия: «Птицы».

- Развитие диафрагмального дыхания.

- Развитие зрительного, слухового внимания, зрительной памяти, мыслительных       процессов. 

- Развитие общей и мелкой моторики рук.

Воспитательные:

- Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

- Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: Магнитная доска, демонстрационные картинки с изображением птиц, магнитные фишки синего цвета, буквы С - Ц (на доске), карточки с заданиями для индивидуальной работы, презентация.

 

Ход занятия

Организационный момент

Психологический настрой

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

- Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнем через рот все обиды, злобу и огорчения. Вдох – выдох, вдох – выдох.

- Начнём занятие!

 

Развитие временных представлений. Слайды о весне

А сейчас внимание на экран компьютера. После просмотра скажите, о каком времени года идёт речь.

- О каком времени года шла речь? (О весне) Картинка

- Назовите весенние месяцы по порядку? (Март, апрель, май)

- Назовите самый короткий месяц весны по названию? (Май)

- Назовите второй месяц весны? (Апрель)

 

Введение и сообщение темы логопедического занятия

Весна. Время возвращения птиц из тёплых стран, после продолжительной зимы, в свои родные места.

- Каких перелётных птиц вы знаете?

- О какой перелётной птице идёт речь в загадке?

На шесте дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его… Как? (Скворец)  Картинка

Приложение 1.

- Верно. Скворцы - одни из первых птиц, которые возвращаются с юга.

 

-С какого звука начинается слово -СКВОРЕЦ?  (Со звука [С])

-На какой звук заканчивается слово?  (На звук [Ц])

 

Проблемный вопрос:

- Подумайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О различении звуков [С-Ц] и буквы, которые они обозначают)

- Верно. Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки [с] - [ц] и буквы, которые они обозначают.

-Для чего нам это нужно? (чтобы правильно читать и писать)

 

Артикуляционная гимнастика.

Скворец поет красивые весенние песни, поднимая людям настроение. Предлагаю и вам спеть как скворец?

- Но сперва, выполним артикуляционную гимнастику.

 

Разбор артикуляции:

Возьмите в руки зеркала, понаблюдаем за работой органов артикуляции.

Улыбка – Заборчик

Птенчик - Лопаточка

Чистим зубки – Часики

Качели – Прокати карандаш

 

Характеристика звуков [С] - [Ц].

Гимнастику  мы выполнили.

А теперь произнесите правильно звук [С].

Для этого:

Губы вытяни в улыбочку.

Зубы сближены, но не сомкнуты

Кончик языка упирается в нижние зубы.

Воздушная струя плавная, холодная.

- Произнесите звук  [С].

-Голосовые связки отдыхают.

- Слышите свист? Поэтому звук называется «свистящим».

 Звук простой.

 

– Уточним произношение звука [Ц].

- Артикуляция губ, зубов, кончика языка такая

же, как и у звука [С], но передняя спинка языка поднята к верхним деснам,

при произнесении резко опускается, воздушная струя сильная, голос не

включается).

- Звук «сложный», состоит из двух звуков т+с.

Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

- Произнесите звук  [Ц].

 

Характеристика звука. Работа у доски (по схеме)

- По схеме дайте характеристику звуку [С].

Звук [С]- согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

Приложение 2.

 

- Какой фишкой мы обозначим звук [С]? (Синей).

- Выбери и прикрепи.   Прикрепляем фишку

 

- По схеме дай характеристику звуку [Ц].

Звук [Ц] – согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

 

- Какой фишкой мы обозначим звук [Ц]? (Синей).

- Выбери и прикрепи.   Прикрепляем фишку

 

«Графический диктант». Работа на листочках

Скворцы оставляют на земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий, зарисуем этот узор.

-Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц,  но вместо  букв будем рисовать длинные и короткие линии.

- Звук [С] мы отметим длинной чертой,  т.к  произносится долго, протяжно.

- Звук [Ц]– короткой чертой, т.к  произносится  быстро, отрывисто.

 

С:

Ц:

Слова:   птица,  цапля,аист, ласточка,  яйцо,  сова

Проверка выполнения.

 

Дифференциация С -Ц в слогах, словах. Развитие фонематических процессов.

Скворца называют пересмешником. Это значит, он может повторить услышанные звуки. Услышит какой - нибудь звук и точно его копирует.

- Попробуем и мы скопировать звуки.

Воспроизведение слоговых рядов:

Ас-ац    Ас-ас-ац

Ос-оц   Ос-ос-оц

Ус-уц   Ус-уц-ац

Ис-иц

Са-ца

Со-цо

Су-цу

Сы-цы

 

Буквы С - Ц.

- Какой буквой на письме обозначается звук [С]? (Буквой С). Прикрепляю написание буквы

- Какой буквой на письме обозначается звук [Ц]? (Буквой Ц). Прикрепляю написание буквы

 

«Буквенная мозаика» (Детям раздаются индивидуальные таблицы для мозаики)

Сейчас мы с вами будем фотоохотниками.

- Кто такие фотоохотники? (это люди, которые фотографируют животных)

- А мы с вами настроим глазки, сфотографируем ими буквы С и Ц и «Зачеркнём карандашом синего цвета все буквы С, (Ц), которые встретятся в задании». (по вариантам)

- Посмотрите, на какую цифру похож ваш рисунок? (на цифру 5).

- Я уверена, что все задания сегодня вы выполните на 5.

 

Дифференциация С – Ц на уровне слова.

Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птиц.

У скворца много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С и Ц.

- Хотите узнать, кто это?

Посмотрите на силуэты птиц, наложенных друг на друга.

 

Задание: Называем по очереди тех птиц, которых вы узнали. У того, у кого на парте изображение птицы, выходит к доске и прикрепляет справа или слева от нужной буквы, называя звук в этом слове.

 

Задание: Запишем слова на листочек в 2-а столбика. Слова с буквой С и слова и бувой Ц. Приложение 3.

- Проверяем.

-Прочитайте слова первого столбика, прочитайте слова второго столбика.

сова, аист, ласточка, сорока

цапля

 

Птицы, которых вы записали - проголодались.

- Подумайте, что мы им можем предложить? (мошек, лягушек, овес, крошки хлеба, пшеницу)

- Посмотрите, кто- то рассыпал необычные зёрна: на них написаны слова.

 

Задание: Превратите каждое слово в другое, заменив букву С на Ц или наоборот.

Сок – … ок

Свет – цвет

Лиса – лица

Рассвет – расцвет

Объясните значение слов.

 

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Работа по грамматическому оформлению предложений.

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...       
(Скворечник) Прикрепляю скворечник

- Что такое скворечник? (Домик для птиц)

Апрель - лучшее время, чтобы начать вешать скворечники.Вешать у жилья домики-скворечники — является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам, и радуют нас своим видом и пением.

Делая удобные скворечники, мы помогаем птицам обрести комфортное жильё, чтобы свить там уютное гнездо, и вырастить здоровых птенцов.

 

Работа с деформированным предложением

- На доске слова, прочитайте их:

скворец, из, вылетел, скворечника

 

- Как вы думаете, какое я хочу вам предложить задание?

- Составьте предложение из данных слов.

 

- Запишите предложение.

- Подчеркните грамматическую основу.

- Найдите родственные слова, выделите корень.

 

Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня сравнивали? (С – Ц)

 - Какие буквы они обозначают?

- Припомните названия птиц со звуками [с], [ц]?

- Какое задание вам понравилось выполнять?

Рефлексия.

В заключении, я предлагаю вам заселить скворечник жильцами, который соответствовал бы вашему настроению на уроке.

·        Если вам на занятии все понравилось, и вы не испытывали затруднений при выполнении заданий, то отсчитайте 5 птиц  из конверта и прикрепите к скворечнику.

·        Если вам на занятии все понравилось, но возникали трудности при выполнении заданий, то прикрепите 4 птицы.

·        Если ничего не понравилось, конверт не понадобится.

 

- Спасибо за работу! Приложение 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.      Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий).- М.: «Гном» 2015г., 79с

2.     Гуцал, И. Ю. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Гуцал, Г. В. Мищенко. — М. : Сфера, 2015. — 64 с.

3.     Перегудова, Т. С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет [Текст] / Т. С. Перегудова, Е. В. Балакирева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 44-47.

4.     Логопедическая гимнастика. Артикуляционная гимнастика Т.А. Воробьёва//Моска, 2007

5.     Солдатова, Н.  Подбор стихов для благоприятного развития личности дошкольника [Текст] / Н. Солдатова, О. Покровская // Дошкольное воспитание. — 2016. — №4. — С. 48-52.

6.     Федосеева, Н.Н. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях [Текст] / Н.Н. Федосеева // Дошкольная педагогика. – 2016. — №9. – С.38-41.

7.     Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.:ТЦ Сфера, 2008

8.     13. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. - Волгоград: Учитель, 2011

9.      Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 4

 

 

https://petrovskinternat.edu.yar.ru/_/shkola_segodnya/2a__w300_h203.jpg