Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области «Петровская школа – интернат»
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Дифференциация звуков [С] - [Ц] в словах, предложениях»
Автор: Брисюк Елена Алексеевна, учитель – логопед
р. п. Петровское
|
Учебный предмет: логопедия
Тема занятия: Дифференциация звуков [С] - [Ц] в словах, предложениях
Лексическая тема: Птицы
Грамматическая тема: Составление деформированного предложения.
Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ц] в словах, предложениях
Задачи:
Образовательные:
- Учить различать звуки [с] - [ц] в словах, предложениях
Коррекционные:
- Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.
- Развитие зрительного нозиса и мнезиса.
- Развитие конструктивной деятельности.
- Становление графо-моторных навыков.
- Развитие языкового анализа и синтеза.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Развитие орфографической зоркости.
- Активизация словаря по лексической теме занятия: «Птицы».
- Развитие диафрагмального дыхания.
- Развитие зрительного, слухового внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.
- Развитие общей и мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.
- Воспитание вежливого отношения к товарищу.
Оборудование: Магнитная доска, демонстрационные картинки с изображением птиц, магнитные фишки синего цвета, буквы С - Ц (на доске), карточки с заданиями для индивидуальной работы, презентация.
Ход занятия
Организационный момент
Психологический настрой
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.
- Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнем через рот все обиды, злобу и огорчения. Вдох – выдох, вдох – выдох.
- Начнём занятие!
Развитие временных представлений. Слайды о весне
А сейчас внимание на экран компьютера. После просмотра скажите, о каком времени года идёт речь.
- О каком времени года шла речь? (О весне) Картинка
- Назовите весенние месяцы по порядку? (Март, апрель, май)
- Назовите самый короткий месяц весны по названию? (Май)
- Назовите второй месяц весны? (Апрель)
Введение и сообщение темы логопедического занятия
Весна. Время возвращения птиц из тёплых стран, после продолжительной зимы, в свои родные места.
- Каких перелётных птиц вы знаете?
- О какой перелётной птице идёт речь в загадке?
На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… Как? (Скворец) Картинка
Приложение 1.
- Верно. Скворцы - одни из первых птиц, которые возвращаются с юга.
-С какого звука начинается слово -СКВОРЕЦ? (Со звука [С])
-На какой звук заканчивается слово? (На звук [Ц])
Проблемный вопрос:
- Подумайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О различении звуков [С-Ц] и буквы, которые они обозначают)
- Верно. Сегодня мы будем сравнивать и различать звуки [с] - [ц] и буквы, которые они обозначают.
-Для чего нам это нужно? (чтобы правильно читать и писать)
Артикуляционная гимнастика.
Скворец поет красивые весенние песни, поднимая людям настроение. Предлагаю и вам спеть как скворец?
- Но сперва, выполним артикуляционную гимнастику.
Разбор артикуляции:
Возьмите в руки зеркала, понаблюдаем за работой органов артикуляции.
Улыбка – Заборчик
Птенчик - Лопаточка
Чистим зубки – Часики
Качели – Прокати карандаш
Характеристика звуков [С] - [Ц].
Гимнастику мы выполнили.
А теперь произнесите правильно звук [С].
Для этого:
Губы вытяни в улыбочку.
Зубы сближены, но не сомкнуты
Кончик языка упирается в нижние зубы.
Воздушная струя плавная, холодная.
- Произнесите звук [С].
-Голосовые связки отдыхают.
- Слышите свист? Поэтому звук называется «свистящим».
Звук простой.
– Уточним произношение звука [Ц].
- Артикуляция губ, зубов, кончика языка такая
же, как и у звука [С], но передняя спинка языка поднята к верхним деснам,
при произнесении резко опускается, воздушная струя сильная, голос не
включается).
- Звук «сложный», состоит из двух звуков т+с.
Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.
- Произнесите звук [Ц].
Характеристика звука. Работа у доски (по схеме)
- По схеме дайте характеристику звуку [С].
Звук [С]- согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.
Приложение 2.
- Какой фишкой мы обозначим звук [С]? (Синей).
- Выбери и прикрепи. Прикрепляем фишку
- По схеме дай характеристику звуку [Ц].
Звук [Ц] – согласный, твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.
- Какой фишкой мы обозначим звук [Ц]? (Синей).
- Выбери и прикрепи. Прикрепляем фишку
«Графический диктант». Работа на листочках
Скворцы оставляют на земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий, зарисуем этот узор.
-Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.
- Звук [С] мы отметим длинной чертой, т.к произносится долго, протяжно.
- Звук [Ц]– короткой чертой, т.к произносится быстро, отрывисто.
С:
Ц:
Слова: птица, цапля,аист, ласточка, яйцо, сова
Проверка выполнения.
Дифференциация С -Ц в слогах, словах. Развитие фонематических процессов.
Скворца называют пересмешником. Это значит, он может повторить услышанные звуки. Услышит какой - нибудь звук и точно его копирует.
- Попробуем и мы скопировать звуки.
Воспроизведение слоговых рядов:
Ас-ац Ас-ас-ац
Ос-оц Ос-ос-оц
Ус-уц Ус-уц-ац
Ис-иц
Са-ца
Со-цо
Су-цу
Сы-цы
Буквы С - Ц.
- Какой буквой на письме обозначается звук [С]? (Буквой С). Прикрепляю написание буквы
- Какой буквой на письме обозначается звук [Ц]? (Буквой Ц). Прикрепляю написание буквы
«Буквенная мозаика» (Детям раздаются индивидуальные таблицы для мозаики)
Сейчас мы с вами будем фотоохотниками.
- Кто такие фотоохотники? (это люди, которые фотографируют животных)
- А мы с вами настроим глазки, сфотографируем ими буквы С и Ц и «Зачеркнём карандашом синего цвета все буквы С, (Ц), которые встретятся в задании». (по вариантам)
- Посмотрите, на какую цифру похож ваш рисунок? (на цифру 5).
- Я уверена, что все задания сегодня вы выполните на 5.
Дифференциация С – Ц на уровне слова.
Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птиц.
У скворца много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С и Ц.
- Хотите узнать, кто это?
Посмотрите на силуэты птиц, наложенных друг на друга.
Задание: Называем по очереди тех птиц, которых вы узнали. У того, у кого на парте изображение птицы, выходит к доске и прикрепляет справа или слева от нужной буквы, называя звук в этом слове.
Задание: Запишем слова на листочек в 2-а столбика. Слова с буквой С и слова и бувой Ц. Приложение 3.
- Проверяем.
-Прочитайте слова первого столбика, прочитайте слова второго столбика.
сова, аист, ласточка, сорока
цапля
Птицы, которых вы записали - проголодались.
- Подумайте, что мы им можем предложить? (мошек, лягушек, овес, крошки хлеба, пшеницу)
- Посмотрите, кто- то рассыпал необычные зёрна: на них написаны слова.
Задание: Превратите каждое слово в другое, заменив букву С на Ц или наоборот.
Сок – … ок
Свет – цвет
Лиса – лица
Рассвет – расцвет
Объясните значение слов.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
Работа по грамматическому оформлению предложений.
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ... (Скворечник)
Прикрепляю скворечник
- Что такое скворечник? (Домик для птиц)
Апрель - лучшее время, чтобы начать вешать скворечники.Вешать у жилья домики-скворечники — является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам, и радуют нас своим видом и пением.
Делая удобные скворечники, мы помогаем птицам обрести комфортное жильё, чтобы свить там уютное гнездо, и вырастить здоровых птенцов.
Работа с деформированным предложением
- На доске слова, прочитайте их:
скворец, из, вылетел, скворечника
- Как вы думаете, какое я хочу вам предложить задание?
- Составьте предложение из данных слов.
- Запишите предложение.
- Подчеркните грамматическую основу.
- Найдите родственные слова, выделите корень.
Итог занятия.
–Какие звуки мы сегодня сравнивали? (С – Ц)
- Какие буквы они обозначают?
- Припомните названия птиц со звуками [с], [ц]?
- Какое задание вам понравилось выполнять?
Рефлексия.
В заключении, я предлагаю вам заселить скворечник жильцами, который соответствовал бы вашему настроению на уроке.
· Если вам на занятии все понравилось, и вы не испытывали затруднений при выполнении заданий, то отсчитайте 5 птиц из конверта и прикрепите к скворечнику.
· Если вам на занятии все понравилось, но возникали трудности при выполнении заданий, то прикрепите 4 птицы.
· Если ничего не понравилось, конверт не понадобится.
- Спасибо за работу! Приложение 4.
Список используемой литературы:
1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий).- М.: «Гном» 2015г., 79с
2. Гуцал, И. Ю. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Гуцал, Г. В. Мищенко. — М. : Сфера, 2015. — 64 с.
3. Перегудова, Т. С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет [Текст] / Т. С. Перегудова, Е. В. Балакирева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 44-47.
4. Логопедическая гимнастика. Артикуляционная гимнастика Т.А. Воробьёва//Моска, 2007
5. Солдатова, Н. Подбор стихов для благоприятного развития личности дошкольника [Текст] / Н. Солдатова, О. Покровская // Дошкольное воспитание. — 2016. — №4. — С. 48-52.
6. Федосеева, Н.Н. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях [Текст] / Н.Н. Федосеева // Дошкольная педагогика. – 2016. — №9. – С.38-41.
7. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.:ТЦ Сфера, 2008
8. 13. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. - Волгоград: Учитель, 2011
9. Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011
Приложение 1
![]() |
Приложение 2
Приложение 3
![]() |
Приложение 4
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.