КОНСПЕКТ
Группового занятия на тему «Вина и стыд»
Цель: знакомство дошкольников с новыми эмоциями: виной и стыдом, их графическим изображением; учить детей соотносить поступок и эмоцию с помощью мимики, жестов, поведения, интонации.
Оборудование: пиктограмма «вины и стыда», мяч, рассказы В. А. Сухомлинского «Именинный пирог», рисунки мальчиков и девочек.
Ход занятия
Приветствие
Мы собрались поиграть: Мы веселые котята, Поздороваемся: «Мяу!» Здесь телята подошли И всем сказали: «Муу». Мы с другом все пошли, Щенков маленьких нашли! Поздороваемся, друзья: «Тяф-тяф-тяф» Молодцы!
Демонстрация пиктограммы вины и стыда:
|
Беседа по рассказу В. А. Сухомлинского «Именинный пирог» У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая: ей восемьдесят два года.
Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? - рука дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе. Нина сказала тихонько маме:
Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится...
Почему? - удивилась мама.
У нее рука дрожит... Капает на стол...
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.
Мама долго сидела молча, потом сказала:
У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.
Вопросы к детям по произведению: Почему девочка стеснялась своей бабушки? Девочка чувствовала ли вину за свой поступок?
Упражнение «Доброе животное»
Дети берутся за руки и представляют, что они - одно животное. Давайте прислушаемся, как оно дышит. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох. А теперь послушаем, как бьется его сердце. Сделаем шаг вперед, стук - шаг назад. Еще раз стук - шаг вперед, стук - шаг назад.
Игра «Мне было стыдно, когда ...»
Дети должны продолжить предложение «Мне было стыдно, когда...». Игра проводится в кругу с мячом.
Упражнение «Проблемные ситуации»
Психолог предлагает детям две истории:
1. Мальчик играл во дворе в футбол очень близко от дома. Ему объяснили, что мяч может попасть в окно и разбить его. Но мальчик не послушался. Через некоторое время он неудачно бросил мяч и, действительно, попал в окно. Стекло разбилось.
2. Мальчик хотел помочь маме мыть посуду. К полке, где стоял чайный сервиз, он не смог дотянуться, поэтому решил воспользоваться стулом. Он аккуратно подставил стул и поставил мытую посуду на полку. Когда начал слезать со стула, задел чайник, он упал и разбился.
Скажите, пожалуйста, в какой ситуации мальчик был действительно виноватым, а в какой - его чувство вины было необоснованным. Почему?
Упражнение «Изобразим вину и стыд»
Психолог предлагает детям рассмотреть рисунки с лицами девочек и мальчиков, у которых отсутствуют эмоции. Дети должны дорисовать на рисунках эмоцию вины и стыда.
Прощание
Дети стоят в кругу, держатся за руки и произносят: «Всем, всем, до свидания!».
Рефлексия занятия
После завершения мероприятия, психолог спрашивает у детей:
· Что на занятии больше всего понравилось?
· В какую игру хотели бы поиграть еще раз?
· Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.