Урок геометрии в 9 классе по теме: «Групповое консультирование при подготовке к ОГЭ «Решение геометрических задач из 1 части»»
Цель: Формировать способность к умению самостоятельно повторять материал геометрии при подготовке к ОГЭ и грамотно формулировать ответ, опираясь на изученные темы, обосновывая и доказывая его.
Задачи:
1. Проверить качество и прочность усвоенного материала, сформированность умений и навыков решения задач из модуля «Геометрия»;
2. Продолжить формирование алгоритма решения задач по геометрии и внести коррективы, выявить пробелы в знаниях, навыках и умениях учащихся;
3. Учить умению правильно ставить вопросы при решении геометрических задач.
4. Развивать умение логически мыслить, анализировать и делать выводы, грамотно излагать свои мысли.
5. Развивать познавательный интерес к решению задач по геометрии.
6. Способствовать развитию действий планирования и рефлексии.
7. Формирование основных мировоззренческих идей: причинно-следственных связей между явлениями.
8. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества и ответственности.
Оборудование: карточки для работы в группах, дополнительная литература, справочники.
Методы обучения:
1. Частично-поисковый. 2. Самостоятельная работа.
Средства обучения:
1.Анализ, сравнение, обобщение. 2. Интерес.
Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии обучения:
1. Технология проблемного обучения.
2. Дифференцированное обучение.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Приветствие. (1 минута) |
- Здравствуйте ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Решение геометрических задач из ОГЭ 1 часть» |
Ребята записывают число, классная работа, тема урока «Решение геометрических задач из ОГЭ 1 часть». |
II. Постановка проблемной ситуации.
(3 минуты) |
- Можем ли мы решить геометрическую задачу по данным, которые имеются на чертеже? - Как вы поступите в данной ситуации?
- Какие теоремы мы должны увидеть в этой задаче?
|
(Ребята обсуждают задачу в группах и высказывают свои предположения по её решению). Предположение ребят: - Да можем. - Нужно вспомнить все теоремы связанные с треугольником.
-Если в треугольнике медиана является высотой, то треугольник равнобедренный. - В равнобедренном треугольнике, боковые стороны равны. - Сторона АС=7,2. |
III. Мотивация. (1 минута) |
Очень часто наблюдается такая картина: получив задачу, ученик делает вывод, что он не знает, как решается данная задача и, конечно, ее не решает. В чем проблема у детей в решении геометрических задач. Это главный вопрос у нас сегодня на уроке. Мы с Вами сегодня попытаемся еще раз поговорить о том, как надо решать задачи, отвечать на поставленные вопросы, что очень важно при подготовке к ОГЭ. Рассмотрим несколько задач и вернемся к проблеме «Сможем ли мы решать геометрические |
(Учащиеся внимательно слушают учителя). |
|
|
задачи самостоятельно?», поставленной в начале урока. |
|
IV. |
Фронтальная работа. Действия постановки и решения проблем. (7 минут) |
Найти: ОА (Приложение № 2). - Какие нужно вопросы поставить перед собой к данной задаче?
- Давайте с вами вспомним весь теоретический материал, который нужен нам при решении данной задачи?
- Давайте сделаем вывод, так какая самая главная проблема в решении геометрических задач?
- У вас на столах лежит небольшая памятка по решению геометрических задач (Приложение № 3). Алгоритм подготовки к решению задачи: |
- Ребята задают вопросы к данной задаче и на них же отвечают: 1) Какой это треугольник? 2) Что такое АВ в треугольнике? 3) Как окружность вписанная или описанная? 4) Как связана гипотенуза прямоугольного треугольника с описанной окружность? 5) Чем является АО для описанной окружности?
- Ответы: 1) Прямоугольный. 2) АВ – это гипотенуза. 3) Окружность описанная. 4) АВ – это диаметр для описанной окружности. 5) АО – это радиус описанной окружности.
- Радиус окружности, описанной около прямоугольного треугольника, равен половине гипотенузы. - Гипотенузу найдем по теореме Пифагора. - В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов: АВ2=АС2+ВС2.
- Решение задачи детьми записывается самостоятельно и затем проводится взаимопроверка: АВ2 = 82 + 82 ∙ 15 = 82 ∙ (1 + 15) = 82 ∙ 16. Тогда АВ = 8 ∙ 4 = 32. Искомый радиус ОА равен половине АВ. Получаем ОА = 16.
- Незнание теоретического материала. |
|
|
1. Выделить темы, имеющие место в задании, через наводящие вопросы. 2. Найти в учебнике, справочной литературе сведения по данной теме. 3. Повторить, выучить. 4. Приступить к решению. Помнить! Нельзя решить задачу, не зная свойств, определений понятий, которые указаны в задаче. |
|
V. |
Физминуткарелаксация (под музыку). (2 минуты) |
1. Комплекс упражнений для глаз: 1)вертикальные движения глаз вверх – вниз и горизонтальное вправо – влево; 2)вращение глазами по часовой стрелке и против; 3)на доске начерчены кривые (спираль, окружность) и квадрат; предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. 2. Мозговая гимнастика 4)«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. 5)«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите «Я смогу научиться решать геометрические задачи» в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты (Приложение № 4). |
Ребята выполняют весь комплекс упражнений под спокойную музыку (Приложение № 5).
|
VI.
|
Работа в группах с взаимопроверкой. (3 минуты)
(4 минуты) |
Каждая группа получает часть теста ОГЭ с заданиями по геометрии (Приложение № 6). В течение 3 минут ребята составляют вопросы к задачам и пытаются на них ответить.
Затем, каждая из них в течение 4 минут задает |
Составляют вопросы письменно.
Лидер группы фиксирует ответы в листке контроля. |
(15 минут)
(8 минут) |
вопросы другой группе на выбор и любому члену группы, помогают остальные члены группы в случаи затруднения. В листке контроля оценивают ответы каждого члена группы.
Работа с задачами в группе. Обсуждения решения каждой задачи в отдельности.
Оформление решения в тетради.
Проверка решения задач у доски. После того, как каждая группа вынесет по одной задачи на доску. Группам выдаются карточки с ответами для самопроверки и исправление ошибок, если они есть. |
В тетради фиксируют теоретический материал по задачам для дальнейшего их решения.
Работа со справочниками, в случае, если не могут члены группы ответить на вопросы другой группы.
Работа в группе. Выбор учащихся, которые будут защищать одну задачу на выбор у доски.
Оформление решения задач в тетради детьми.
Ребята проверяют правильность решения задач (Приложение № 7). Лидер группы проверяет правильность выполнения задания у каждого члена группы. |
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока. (1 минута) |
Вопросы классу: - что нового вы сегодня узнали? -решили ли мы проблему, которая звучала в начале урока? - научились ли вы задавать вопросы к геометрическим задачам? - помогла ли вам работа в группах разобраться с теми ошибками, которые вы допускаете чаще всего при решении геометрических задач? - как бы вы оценили работу в группе?
Заполнение листа контроля (Приложение № 8).
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся заполняют лист самоконтроля и выставляют отметки каждому члену группы в зависимости от его работы в группе. |
VIII. Выставление отметок за урок. Домашнее задание. (1 минута) |
Выставление отметок в журнал учителем.
Домашнее задание ребятам выдается на отдельных листах каждому (Приложение № 9).
|
Вкладывают домашнее задание по математике в дневник. |
Использованная литература:
1. Атанасян Л. С. «Геометрия 7-9 класс», М., «Просвещение», 2013.
2. Сборники КИМов для подготовки к ОГЭ-2017.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.