Тема: «Решение треугольников».
Цели и заДачи: продолжить формирование навыков решения задач, заставить ребят думать, применять имеющиеся теоретические знания к решению практических задач; расширять кругозор учащихся, познакомить их с историей теоремы синусов и теоремы косинусов.
Ход урока:
1.
Чтоб вас немного удивить, Урок решила сочинить
Для вас сегодня я в стихах.
Быть может, кто-то скажет: «Ах!»
Цель наша — тему закреплять,
Задачи разные решать, Но вот заминка — темы нет!
На это первый мой совет:
х |
№2 х 26 |
|
2 |
4м |
Вы анаграммы разгадайте
И все фигуры отгадайте,
Средь них есть лишняя, она Одна сегодня нам нужна
Анаграммы: исключите лишнее слово.
вр ак д ат |
|
иетпаряц |
|
б ом р |
|
рули г тенько |
(кваДрат) (трапеция) (ромб) (треугольник) Объявляется тема «Решение треугольников».
2. Итак, с каким треугольником вы чаще всего встречались в прошлом году? (с прямоугольным).
Что необходимо было знать для решения прямоугольного треугольника? (Теорема Пифагора, тригонометрические функции острого угла).
Учащимся п едлагаются стные задачи на ка точках. Найти неизвестные элементы.
№5. Может ли тень от памятника Салавату Юлаеву быть 4 м, если солнце под углом 45 над горизонтом? (Нет, его высота более 8м).
памятник Салавату Юлаеву
Страна |
Россия |
Город Уфа |
Уфа |
Стро«тезьство |
1963—17 ноября 1967 годы |
Высота |
0 8 м, с постаментом— 34 м |
Еренхрс€анныз? чугун.
гранитный постамент
А МОЖНО ли наити 1 ипогсзу, нс используя асорсму пикра1 ора: ща, но теореме косинусов).
Да, действительно Теорема Пифагора — частный случай теоремы косинусов.
з.
Вы теорему мне назвали,
Ее уже вы изучали,
А вместе с ней была дана
Еще одна, что нам нужна.
Кто может нынче смело встать,
Формулировки рассказать?
(Отвечают формулировки теорем синусов и косинусов)
Еще прошу определить, Могу ли так я рассудить:
х2 = а2 + b2 + 2 а Ь cosa?
(Да, в тупоугольном треугольнике)
О да, теорию мы знаем
И снова устно порешаем Задачи с первой по шестую
Я вам сегодня презентую Придется вам решать дилемму:
Какую ж выбрать теорему?
Сумеете обосновать —
Оценим знания на «5».
(предлагается карточка на кажДую парту).
4.
Сосредоточьтесь, ведь сейчас
ЗаЙмем работою мы вас Минут на 10, а потом
Пару минуток отдохнем.
(учащиеся решают карточки с самостоятельной работой).
5.
Теперь мы экскурс совершаем
В века иные. Там узнаем, Кто ж величайший тот мудрец, Двух этих теорем отец.
Начиная с древних времен и примерно до XVII в. в тригонометрии рассматривали почти исключительно «решение треугольников», т.е. вычисление одних элементов треугольника (или многоугольника, разбитого на треугольники) по другим элементам. Такие вычисления были вызваны запросами астрономии, географии, мореплавания, геодезии и архитектуры. Лишь в XVII в. содержание тригонометрии значительно расширяется.
Теорема косинусов была по существу доказана, конечно, геометрически, еще в «Началах» Евклида, в которых обобщается теорема Пифагора и выводятся формулы, выражающие квадрат стороны, лежащей против острого или тупого угла треугольника.
Александрийские математики Герон (1 в.) и Папп (Ш в.), ученые Индии (Брахмагупта, Бхаскара) и стран Ближнего и Среднего Востока (ал-Беруни), как и некоторые европейские математики XII-XV вв. (Л. Фибоначчи, Н. Неморарий), пользовались похожими формулами, однако впервые теорема косинусов была ясно сформулирована (словесно) в XVI в. французским математиком Франсуа Виетом, автором известных «Математических таблиц», появившихся в 1579г.
Современный вид теорема косинусов принимает в 1801 г. у французского математика Лазара Карно (1753-1823). Ж.Л. Лангранж вывел в 1799 г. теорему синусов из теоремы косинусов. Другой французский математик, О. Коши, выводит теорему косинусов из теоремы синусов в своем «Курсе анализа» (1821).
Ученые Индии, как и ученые стран ислама IX-X в.в., сводили решение любых треугольников к решению прямоугольных треугольников и поэтому не нуждались в теореме синусов и ее не знали. Эта теорема была доказана лишь в IX в. уроженцем Хорезма, выдающимся астрономом ал-Беруни.
6.
Путь к знаниям, увы, непрост, Здесь не играет роли рост.
Вам нужно шевелить мозгами,
Чтоб все решить могли мы с вами.
Возьмите ручку и тетрадь,
Число спешите записать, Продолжим, надо потрудиться,
Чтоб в мире знаний очутиться.
Совместное решение задач
1. Определите, какой угол может лежать против большей стороны треугольника со сторонами: а) 6; 8; 10; б) 6; 8; 11; в) 6; 7; 8.
2. В треугольнике АВС дано АВ = 17 см, ZA = 45 0 , ZC = 30 0 . Найдите сторону ВС и радиус описанной окружности.
З. Одна из сторон параллелограмма на 8 см больше другой. Найдите периметр параллелограмма, если одна из его диагоналей образует со сторонами параллелограмма углы 30 0 и 45 0 .
7.
Да, вы на славу потрудились,
Активно к знаниям стремились. Теперь, увы, подходит срок Уроку подвести итог.
Хотелось бы нам сосчитать:
Так сколько ж элементов знать Мы в треугольниках должны, Чтоб они были решены?
(три)
Да, даже в древности Декарт
Заметил этот странный факт
И в ту далекую пору
Он фразу высказал одну:
«Для точного измерения треугольника необходимо знать в нем три элемента, а именно: три стороны или две стороны и один угол, или два угла и площадь и т.д., которые все могут быть названы измерениями».
8.
Благодарю вас за внимание, За доброту и понимание. Успехов всем вам я желаю, И свой урок я завершаю.
Но дома вам нельзя скучать,
Задачи надо дорешать,
Что в ваших карточках остались. Друзья, спасибо, вы старались.
Степанова С.Ю., учитель математики
г.Уфа, Республика Башкортостан
3•
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.