Урок Победы по математике в 10 классе

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 22.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Победы 10 класс.pdf

Рыбина Марина Васильевна,

заместитель директора по УВР, учитель математики

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

«ШКОЛА № 42 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА» 

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ 

(10 класс) Цели:

Образовательные:

*           повторить и систематизировать знания учащихся; Развивающие:           развивать познавательный интерес учащихся;

*           способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся;           способствовать развитию быстрой реакции, умению переключаться с одного

задания на другое во время повторения, изученного ранее материала.

Воспитательные: 

*           воспитывать положительное отношение к предмету;       воспитывать общественно – активную личность;      воспитывать математическую культуру обучающихся;           воспитывать чувства гордости за Родину, за её историческое прошлое;      воспитывать уважение к подвигам наших предков и современников. Тип урока: Урок повторения и систематизации 

Ход урока

I.   Организационный момент

Учитель. Вот уже много лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей. Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти. 

В 2025 году исполняется 80 лет со Дня Победы в самой трагической, самой героической войне. Именно этому событию посвящен наш урок математики. 

Решая математические задания, вы узнаете много нового о зверствах фашистов в концентрационных лагерях смерти. Первоначально все концентрационные лагеря создавались как трудовые, но в каждом из них было уничтожено множество людей. Огромное количество мирных жителей уничтожили так называемые «лагеря смерти». В них гитлеровцы убивали тысячи людей. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств.

К 1945 году на территории Германии насчитывалось 1100 лагерей смерти.

Через них прошли 18 миллионов человек, 12 миллионов погибли.

II.   Работа по теме урока

3𝜋

                                                                                  sin⁡(   −⁡𝛼)

1. Упростите выражение:   ⁡𝑡𝑔(𝜋 + 𝛼) и вы узнаете, какую дату

Постановлением ЮНЕСКО при ООН в 1952 году было принято учредить Международным Днем  освобождения узников фашистских концлагерей.

А

- 1

14 апреля

Б

1

22 июня

В

tg

29 сентября

Г

- tg

13 марта

Д

ctg

11 мая

Ответ: а, 14 апреля

Учитель. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек.

2. Установите соответствие между заданными выражениями (1 – 4) и их тождественно равными выражениями (А – Д) и вы узнаете, название первого концентрационного лагеря в фашистской Германии. 

1

cos8x – cos2x

А

2sin7xcos3x

У

2

- cos8x – cos2x

Б

 – 2sin3xsin5x

Д

3

tg3x – tg4x

В

𝑠𝑖𝑛7𝑥

 

𝑐𝑜𝑠3𝑥𝑐𝑜𝑠4𝑥

А

4

tg4x + tg3x

Г

- 𝑠𝑖𝑛𝑥       

𝑐𝑜𝑠3𝑥𝑐𝑜𝑠4𝑥

Х

5

sin4x + sin10x

Д

– 2cos3xcos5x

А

 

Ответ: 1 – б, 2 – д, 3 – г, 4 – в, 5 – а, ДАХАУ

Учитель. Дахау – первый концентрационный лагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 километрах от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нем находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты» над людьми. В годы Второй мировой войны концлагерь имел около 125 лагерных отделений и так называемых внешних команд на военных предприятиях Южной Германии и Австрии. Действовавшая в Дахау организация заключенных 28 апреля 1945 года подняла восстание, сорвав фашистский план уничтожения оставшихся заключенных.

3. Вычислите:  cos2𝜋  - sin2𝜋 и вы узнаете, в каком из лагерей был выстроен первый

                                                   8                 8

крематорий для сжигания трупов 

А

 

Освенцим

Б

 

Бухенвальд

В

Майданек

Г

 

2

Аушвиц

Ответ: г, Аушвиц

Учитель. В 1941 году в лагере Аушвиц, входившем в состав Освенцима, был выстроен для сжигания трупов первый крематорий         с        тремя          печами.       При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей ядовитым веществом «циклон».

Освенцим – лагерь на территории Польши, на реке Сола. В нем было истреблено свыше 4 млн. человек.

4. Вычислите: 4sin15cos15 и вы узнаете, название центрального лагеря в Польше.

А

- 1

Освенцим

Б

0

Бухенвальд

В

1

Майданек

Г

2

Аушвиц 

Ответ: в, Майданек

Учитель.    Майданек – концлагерь близ г. Люблин (1941-1944 гг.).   Имел 10 филиалов.       Было уничтожено около 1,5 млн. чел.  Является центральным лагерем.

Майданек был уничтожен в

1944 году советскими войсками.

    «Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть. «Печами дьявола» звали поляки печи крематория на

Майданеке и «фабрикой смерти» - лагерь…»

5. Упростите выражение:  – 1 + 𝑐𝑜𝑠12𝛼 и вы узнаете, имя советского генерала, зверски замученного в застенках Маутхаузена.

А

– sin2

Григорий Котов

Б

tg2

Дмитрий Карбышев

В

– tg2

Филипп Ершаков

Г

cos2

Василий Хоменко

Ответ: б, Дмитрий Карбышев

Учитель. Маутхаузен. Создан в июле 1938 года в 4 км от города Маутхаузен в качестве филиала Дахау. В этом лагере находилось 335 тысяч заключенных человек из многих стран мира. Только по сохранившимся записям в лагере было уничтожено свыше 122 тысяч человек. 17 февраля 1945 года в 12 часов дня с очередной тысячей заключенных привезли в Маутхаузен Дмитрия Михайловича Карбышева. Его отобрали в особую группу и подвергли садисткой извращенной казни. Не петлей и не газом, не огнем, а водой. Узникам велели до гола раздеться. При 12-ти

градусном морозе, на лютом ветру их держали несколько часов на площади. Затем заталкивали под горячий душ. Оттуда - обратно на площадь, под нацеленные брандспойты - леденящий душ «шарко» на морозе. И опять уцелевших – в баню. А оттуда опять на площадь. Один за другим превращались в ледяные изваяния люди. И среди них один седовласый человек, упиравшийся в чернокаменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные клювы терзали его иссушенное мукой тело…Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей! Он обращался к оставшимся в живых! 

- Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас… 

6. Упростите выражение: cos4 + 2 sin2 cos2 + sin4 и вы узнаете, имя известного поэта, казненного в лагере Шпандау

А

0

Виктор Астафьев

Б

1

Мусса Джалиль

В

2 sin2

Василий Быков

Г

2 cos2

Даниил Гранин

Ответ: б, Муса Джалиль

Учитель. В июне 1942 года был тяжело ранен, попал в плен и заключён в концлагерь Шпандау известный поэт Мусса Джалиль. Здесь он стал активным участником          сопротивления.   И       когда видел, что у людей нет больше сил бороться, он начинал читать свои стихи.

Его произведения узники заучивали наизусть и передавали друг другу. За участие в подпольной организации поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме. В 1956 году Мусса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

7. Вычислите: - sin81cos69 - cos81sin69 и вы узнаете, название детского концентрационного лагеря. 

А

-

Освенцим

Б

 

2

Бухенвальд

В

sin12

Майданек

Г

Маутхаузен 

Д

Саласпилс

Ответ: д, Саласпилс

Учитель.    Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы

войны         в        нем   было истреблено около 100 тыс. человек.         Как правило, прибывших в эшелонах детей немцы сразу же направляли     в газовые камеры и там истребляли.

Только небольшую часть здоровых подростков оставляли для лагерных работ. Детей заставляли работать по 15-20 человек – на лямках перевозить груженые повозки с разным грузом, но больше отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда увозились в крематорий. Работали с четырех часов утра до вечера. В начале 1943 года заключенных стали татуировать, выбивая на руке пятизначный порядковый номер. Детям ставили номера на ногах – так как ребенок очень мал и номер, состоящий из пяти цифр, не поместился бы на маленькой руке. Непосильный труд, истязания и побои быстро доводили каждого ребенка до полного истощения, и тогда его убивали. На детей немцы не считали нужным тратить боеприпасы, они уничтожали их ударом тупым предметом по голове.

8. Вычислите sin105 - sin75 и вы узнаете название женского концентрационного лагеря.

А

-

Освенцим

Б

 

Бухенвальд

В

Равенсбрюк

Г

Маутхаузен 

Д

Саласпилс

Ответ: в,

Равенсбрюк

 

Учитель. Равенсбрюк. Большой женский лагерь, построенный на территории Германии. Всего с 1939 по 1945 год в лагере Равенсбрюк было зарегистрировано в качестве заключённых 132 000 женщин и детей, 20 000 мужчин.       С 1 августа 1942 года в лагере

начали        проводить медицинские эксперименты над заключёнными. Первая серия экспериментов была направлена     на      установление эффективности сульфаниламидных

препаратов при    обработке огнестрельных      ранений. Узницам

вводились стафилококки, возбудители газовой гангрены и столбняка, а также одновременно несколько видов бактерий. 

     Вторая серия экспериментов была направлена на изучение возможностей трансплантации костной ткани, восстановление костей, мышц и нервов. Суть экспериментов заключалась в следующем: калечили здоровых женщин и накладывали гипс. Для наблюдения за ходом эксперимента, вырезали куски живого тела и обнажали кость. Иногда у заключённых ампутировали здоровую ногу, руку или лопатку.

III.   Подведение итогов урока

Учитель. Итак, сегодня мы с вами не только повторили тему: «Преобразование тригонометрических выражений», но и окунулись в историческое прошлое нашей Родины.  

Мы понимаем, что уходит и практически ушло поколение войны. Исчезают последние свидетели и носители этой трагической для человечества памяти о войне. Свидетельства очевидцев, прошедших через это страшное лихолетье, необходимо рассказывать! Рассказывать всем, кто еще молод, и может запомнить, кто способен услышать. Наш долг сберечь память о подвигах наших дедов и прадедов. Помня о погибших, мы должны низко поклониться всем живым, всем тем, кого коснулись эти страшные события. Это страшный урок всем живущим сегодня на земле. Одна из ужасающих страниц истории. Такие преступления не должны повториться. Давайте почтим память замученных в фашистских концлагерях и освобождавших нас воинов от фашистских захватчиков. 

Минута молчания

IV. Домашнее задание. Придумать математическую задачу с использованием сведений из истории Великой Отечественной войны в нашем городе.

Использованные источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дахау_(концентрационный_лагерь) https://ru.wikipedia.org/wiki/Освенцим https://ru.wikipedia.org/wiki/Майданек

https://ru.wikipedia.org/wiki/Маутхаузен_(концентрационный_лагерь) https://ru.wikipedia.org/wiki/Саласпилсский_концлагерь https://wwii.space/ад-на-земле-женский-концлагерь-равенс/