Рыбина Марина Васильевна,
заместитель директора по УВР, учитель математики
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА № 42 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Тема: УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ
(9 класс) Цели:
Образовательные:
повторить и систематизировать знания учащихся; Развивающие:
развивать
познавательный интерес учащихся;
способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся;
способствовать развитию
быстрой реакции, умению переключаться с одного
задания на другое во время повторения, изученного ранее материала.
Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к предмету;
воспитывать общественно –
активную личность;
воспитывать
математическую культуру обучающихся;
воспитывать
чувства гордости за Родину, за её историческое прошлое;
воспитывать уважение к
подвигам наших предков и современников. Тип урока: Урок повторения и
систематизации
Ход урока
Учитель. Проходят годы. Мы всё дальше от того дня. Но величие его не уменьшается. Великую Победу одержал наш народ в войне 1941 – 1945 годов. Нелегко досталась эта победа. Страна наша напоминала истерзанного человека: фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов, уничтожили многие миллионы людей – угнали в рабство, замучили в концентрационных лагерях, убили на полях сражений. Трудно найти в нашей стране семью, не пострадавшую от войны, кто потерял сына, кто отца или сына, кто сестру или брата. Победа досталась нам очень дорого. Поэтому об этом должен знать и помнить каждый гражданин нашей страны.
В 2025 году исполняется 80 лет со Дня Победы в самой трагической, самой героической войне. Именно этому событию посвящен наш урок математики.
Учитель. Одной
из самых трагических и в то же время героических страниц в истории Великой
Отечественной войны явилась оборона Брестской крепости летом 1941 года. "Это было 23 июля 1941 года, то есть на тридцать
второй день войны ... В этот день гитлеровцы привезли в лагерный госпиталь
только что захваченного в крепости майора. Пленный майор был в полной
командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо
было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощенным до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьем теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев. Они говорили об этом с невольным почтением, откровенно поражаясь силе духа советского командира, и было ясно, что только из уважения к его храбрости пленного оставили в живых. ... в течение нескольких дней из Бреста приезжали германские офицеры, которые хотели посмотреть на героя, проявившего такую удивительную стойкость, такую волю в борьбе с врагом" C. Смирнов "Брестская крепость".
1. Найдите области определений функций, и вы узнаете имя героя данного отрывка.
1 |
y = 4x - 8 |
А |
x(-;5)(5; +) |
А |
2 |
y
|
Б |
x(-;5] |
И |
3 |
y
|
В |
x[−5; +) |
Л |
4 |
y |
Г |
x(-;-5)(-5; +) |
В |
5 |
y |
Д |
x(-;-5][−5;+) |
О |
6 |
y |
Е |
x(- ; + ) |
Г |
7 |
y = √(𝑥 − 5)(𝑥 + 5) |
Ж |
x[−5; 5) |
В |
8 |
y |
З |
x(-;-5)(-5;5)(5; +) |
Р |
Ответ: 1 – е, 2 – а, 3 – г, 4 – з, 5 – б, 6 – в, 7 – д, 8 – ж, майор Петр Михайлович Гаврилов
Учитель. Война круто изменила жизнь страны. Тысячи мужчин и юношей уходили добровольцами на фронт. Война – это и тяжёлый, изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу, на заводах. А ведь мужчины были на фронте, места у станков заняли их жёны и дети, старики, те, кто не мог уйти на фронт. Они работали по 12 – 14 часов, спали в цеху, не уходя домой. Жили впроголодь, не доедая, не отдыхая, забыв о себе. «Всё для фронта, всё для победы!» – главный лозунг, ней. И ещё надежда – дождаться живыми тех, кого проводили.
Вот один пример.
Подросток, работая токарем, должен был выполнять норму 150 снарядов. Каждая
заготовка снаряда весила 42 кг. Только при выполнении задания на 100% рабочий
должен был поднять с полу на станок и снять после выполнения операции со станка
груз весом 12,5 тонны в смену. Невыполняющих нормы не было. Большинство
выполняло их на 120-150%. - Отца и старших братьев забрали на фронт. Мы с
мамой остались в деревне Орлово Вологодской области. В 1943 году мне принесли повестку на трудовой фронт - в Пермь, - вспоминает Иван Шилов, мобилизованный на завод. - Мама плакала: "Куда тебя, такого маленького, забирают?" Но спорить не стала: уложила в сумку две пары белья, кружку, ложку, три пары лаптей да мешок сухарей — вот и вся амуниция. Снова я увидел маму лишь после войны, в 1946 году. Она сразу руками всплеснула: "Что же ты, сынок, с тех пор так и не вырос?"
2. Разложите квадратный трехчлен 2𝑥2 + 7𝑥 − 4 на множители, и вы узнаете, сколько лет было Ивану Шилову, когда его мобилизовали на завод.
А |
2(x + |
15 лет |
Б |
2(x - |
14 лет |
В |
(x + |
12 лет |
Г |
(x - |
13 лет |
Ответ: Б, 14 лет
Учитель. Общее количество населения,
вынужденного прожить под гитлеровской оккупацией, вило не менее 80 млн человек.
В числе жертв войны 13,7 миллиона человек составляет мирное население. Из
них преднамеренно было истреблено оккупантами
7,4 миллиона; 2,2 миллиона погибло на работах в Германии, а 4,1 миллиона вымерло от голода в оккупации. Во многих населенных пунктах уничтожены все мирные жители.
3. Представьте выражения в виде степени с рациональным показателем, и вы узнаете, сколько жителей белорусской деревни Хатынь были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам
1 |
𝑎 |
А |
𝑎 |
4 |
2 |
𝑎 |
Б |
𝑎 |
9 |
3 |
(𝑎 |
В |
𝑎 |
1 |
Ответ:1 – в, 2 – а, 3 – б, 149 жителей
Учитель. А сколько юных героев, оставшись сиротами, стали сыновьями полков и сражались на фронтах войны рядом со старшими товарищами.
4.
Найдите значение выражения и вы узнаете имя
самого юного сына полка.
А |
- 3 |
Володя Тарновский |
Б |
2 |
Аркадий Каманин |
В |
3 |
Сергей Алёшков |
Г |
7 |
Валерий Лялин |
Учитель. Отец Сергея Алёшкова умер ещё до войны, оставив сиротами
четверых детей — Ивана, Андрея, Петра и самого младшего — Сергея. Осенью
1941 года его деревня была занята гитлеровцами, её жители стали партизанами. В
том числе мать Серёжи и его старший брат десяти лет Петя, которые на одном из
заданий были схвачены гитлеровцами. После пыток мать и брата казнили: Петя был
повешен, а пытавшаяся спасти сына мать была застрелена гестаповцем. В августе
1942 года
партизанская база в деревне была атакована карателями. Жители спасались бегством, во время которого Сергей потерялся. Спустя несколько дней в истощённом состоянии был найден разведчиками 142-го гвардейского стрелкового полка и перенесён через линию фронта. 8 сентября 1942 года был официально усыновлён командиром полка, Михаилом Даниловичем Воробьёвым. В ту пору ему было 6 лет. Считается самым юным сыном полка в истории Великой Отечественной Войны. В начале ноября 1942 года вместе с полком попал под Сталинград. Там он спас своего нового отца, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами. За это он приказом № 013 от 26 апреля 1943 года был награждён медалью «За боевые заслуги».
Учитель. Одна из самых трагических и самых волнующих страниц войны посвящена солдатским матерям. Это они собственными руками собирали в дорогу своих сыновей и дочерей, они писали на фронт, что дома все хорошо, в то время как сами сутками работали в поле или на заводе, полуголодные и усталые, это они со страхом и надеждой ждали почтальонов. Но для многих матерей вести, принесенные почтой, были страшными. Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники- весточки от дорогих их сердцу детей. И до самой смерти не верили в их гибель, надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.
5. Решите квадратичные неравенства, и вы узнаете о судьбах трех женщин, трех матерей.
1 |
Прасковья Еремеевна Володички на |
𝑥2 − 5𝑥 + 6 < 0 |
А |
Простая сибирская женщина, жительница деревни Михайловка – мать, отдавшая на алтарь Отечества семерых сыновей: Григория, Пантелея, Прокопия, Петра, Федора, Михаила и Николая. Всех семерых забрала война. Никто не ведает, сколько выпало ей бессонных, рвущих душу ночей, как кричало от боли материнское сердце. |
х (-;2) (3; + ) |
2 |
Анастасия Аркадьевн а Ларионова |
𝑥2 − 5𝑥 + 6 > 0 |
Б |
Имя этой кубанской колхозницы известно всему миру. Мать девятерых сыновей. Старшего сына зверски убили белогвардейцы в 1918 году. На остальных пришли похоронки в Великую Отечественную. Лишь один сын пришел с войны в 1945. Врачи 8 месяцев боролись за его жизнь. Николай не знал, что матери с фронта на него прислали «похоронку». Она встретила сына у калитки и, сдерживая слезы, спросила: - Где ты был, сынок?! - В госпитале, маманя, - ответил он, устало |
х (-;2] [3; + ) |
|
|
|
|
опираясь на палку. – Не хотел обнадеживать Вас, думал, не выдюжу… |
|
3 |
Епистиния Федоровна Степанова |
𝑥2 − 5𝑥 + 60 |
В |
проводила в 1941 году на фронт 9 своих сыновей. От порога этого дома ушли защищать Родину Александр, Андрей, Федор, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин… За 6 лет до этого схоронила мужа и молила судьбу уберечь детей. Не уберегла… Все 9 ее сыновей погибли. Тяжкий крест выпал этой женщине. На родине в поселке Алексеевка Самарской области ей установили мемориал: скорбно застыла фигура матери, а вверх, в небо, в вечность, словно души ее девяти сыновей, устремляются 9 журавлей. |
х (2;3) |
Учитель. В самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей... Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей.
Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. За боевые подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны 150 тыс. женщин награждены боевыми орденами и медалями, 86 стали Героями Советского Союза, 4 - стали полными кавалерами ордена Славы.
2 3 15
6. Решите уравнение 𝑥2+5𝑥 + 2𝑥−10 = 𝑥2−25 и вы узнаете
имя первой женщины, удостоенной звания Героя Советского Союза.
направлении. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года при выполнении второго боевого задания в районе деревни Петрищево (Московская область) была схвачена фашистами. Несмотря на жестокие пытки, не выдала военной тайны, не назвала своего имени. 9 ноября повешена фашистами. Её преданность Родине, мужество и самоотверженность стали вдохновляющим примером в борьбе с врагом. 6 февраля 1942 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель. Итак, сегодня мы с вами не только повторили темы: «Функции и их свойства», «Квадратный трехчлен», «Дробно – рациональные уравнения», «Квадратичные неравенства», «Степень с рациональным показателем», «Корень n – й степени», но и окунулись в историческое прошлое нашей Родины.
День Победы стал высшей наградой тем, кто остался в живых и вечным памятником тем, кто свою жизнь отдал на поле боя, замучен в концлагерях. Это общая слава тех, кто стоял насмерть под Москвой и Сталинградом, пережил блокаду Ленинграда, форсировал Днепр, строил танк и делал снаряды на Урале и в Сибири, работал в колхозах, штурмовал Берлин.
И сколько бы не прошло лет, память об этой великой Победе никогда не должна померкнуть. Память о погибших увековечена в памятниках, обелисках, книгах и фильмах. Но наш с вами долг, ребята, помнить и о живых, о ветеранах Великой Отечественной Войны.
IV. Домашнее задание. Придумать математическую задачу с использованием сведений из истории Великой Отечественной войны в нашем городе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.