Урок Победы по математике в 11 классе

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 22.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Победы 11 класс.pdf

Рыбина Марина Васильевна,

заместитель директора по УВР, учитель математики

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

«ШКОЛА № 42 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА» 

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Тема: ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. (11 класс)

Цели:

Образовательные:

                   повторить и систематизировать знания учащихся;

Развивающие:

                   развивать познавательный интерес учащихся;

                   способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся;

                   способствовать развитию быстрой реакции, умению переключаться с одного задания на другое во время повторения, изученного ранее материала.

Воспитательные:  

                   воспитывать положительное отношение к предмету;

                   воспитывать общественно – активную личность;  

                   воспитывать математическую культуру обучающихся;

                   воспитывать чувства гордости за Родину, за её историческое прошлое;

                   воспитывать уважение к подвигам наших предков и современников. Тип урока: Урок повторения и систематизации  Ход урока

I.   Организационный момент

Учитель. Добрый день, уважаемые ребята!  Сегодня мы с вами перенесемся на много лет назад в 41 – 45 года прошлого столетия. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения своей Родины весь народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. Кто – то ковал Победу на полях сражений, кто – то - у станка, кто – то растил и собирал урожай для обеспечения фронта. Ни одна семья не осталась в стороне. 

В 2025 году исполняется 80 лет со Дня Победы в самой трагической, самой героической войне. Она была одним из тяжелых испытаний, которое несла страна с честью и достоинством. Война, о которой мы не вправе забывать. Именно этому событию посвящен наш урок математики.  

Решая математические задания, мы совершим экскурсию по дорогам войны, вспомнив о переломных, решающих сражениях Великой Отечественной войны.

II.               Работа по теме урока Решение задач

1.       Бывший      начальник штаба         2-й    армии фашистской Германии генерал Г. Блюментрит писал: «Это был поворотный пункт нашей восточной кампании — надежды вывести Россию из войны в 1941 г. провалились в самую последнюю минуту. Теперь политическим руководителям Германии важно было понять, что дни блицкрига канули в прошлое. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам

намного превосходящая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя».

Решив уравнение, вы узнаете, о каком сражении идет речь.

+ 2.  

1; 3

- 2

 

 

Киевская операция

Битва за Кавказ

Битва за Москву

Донбасская операция

𝟏

Ответ: , Битва за Москву

𝟖

Ученик с презентацией «Битва за Москву в цифрах» Решение задач

2. Правильно решив логарифмическое неравенство, вы узнаете кодовое название Битвы за Москву.

log(x+1)log(3x).

[1; 3)

(− 1; 1]

(− ; 1]

(− 1; 3]

«Багратион»

«Тайфун»

«Сатурн»

«Смерч»

Ответ: Тайфун

3. Решив уравнение, вы узнаете, какая великая битва, закончившаяся окружением, разгромом и пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала серьёзное влияние на дальнейший ход всей 2-й мировой войны.

49х – 8 7х + 7 = 0.

- 1; 0

1; - 2

1; 0

- 1; 2

 

Битва за Москву

Курская битва

Сталинградская битва

Битва

Севастополь

за

Ответ: 1 и 0; Сталинградская битва Ученик с презентацией «Сталинградская битва в цифрах» Решение задач

4.                 Победа под Сталинградом оказала значительное влияние на жизнь оккупированных народов, вселила надежду на освобождение. На стенах многих варшавских домов

появился рисунок — сердце, пронзённое большим кинжалом. На сердце надпись «Великая Германия», а на клинке — «…». 

Правильно установив соответствие между выражениями и их значениями, вы узнаете, что было написано на клинке.

 

Выражение

 

Значение выражения

Буквы названия

1

 

А

- 3

А

2

 

Б

 

И

3

5

√−243

В

3

Н

4

4

√16 ∙ 625

Г

5

Г

5

 

Д

4

Т

6

 

Е

0

А

7

            5                              5

√625 ∙ √5

Ж

-

Д

8

 

З

2

С

9

 

И

 

Р

10

 

К

10

Л

Ответ: 1 – з, 2 – д, 3 – а, 4 – к, 5 – б, 6 – в, 7 – г, 8 – и, 9 – е, 10 – ж; Сталинград

5.                 Генерал-полковник       О. А. Лосик, говоря о боевом опыте применения танковых армий, приводит    следующие          цифры: «История войн… не знала другого такого танкового сражения, какое развернулось под …. С обеих сторон в нём приняло участие более 6 тысяч танков и самоходных орудий. С нашей          стороны          в        контрнаступлении участвовали особенно крупные танковые

силы. В составе фронтов имелось пять танковых армий, 14 отдельных танковых и механизированных корпусов, а также значительное количество отдельных танковых бригад и полков, насчитывающих около 5 тысяч танков и самоходноартиллерийских установок. Это в 7 раз больше, чем в контрнаступлении под Москвой, и почти в 5 раз больше, чем под Сталинградом».

Установите соответствие между выражением и его значением, и вы узнаете, какой операции суждено было стать величайшей танковой битвой в истории войн.

 

Выражение

 

Значение выражения

Буквы названия

1

log2 16

А

 

У

2

log64 4

Б

0

Д

3

log3 1

27

В

- 4

С

4

𝑙𝑜𝑔81

Г

1

А

5

𝑙𝑜𝑔22 + 𝑙𝑜𝑔24

Д

7

Я

6

𝑙𝑜𝑔540 − 𝑙𝑜𝑔58

Е

10

Г

7

5𝑙𝑜𝑔57

Ж

4

К

8

lg100 + lg0,01- lg1

З

5

А

9

𝑙𝑜𝑔52 + 𝑙𝑜𝑔512,5

И

3

К

10

21 + log25

К

2

У

11

4 log420 - 1

Л

- 3

Р

Ответ: 1 – ж, 2 – а, 3 – л, 4 – в, 5 – и, 6 – г, 7 – д, 8 – б, 9 – к, 10 – е, 11 – з;

Курская дуга

Ученик с презентацией «Курская битва в цифрах» Решение задач

6.                 12 июля 1943 года в районе этой станции произошёл крупнейший в истории встречный танковый бой. Согласно данным, с немецкой стороны в сражении участвовало около 700 танков и штурмовых орудий. С советской стороны в сражении участвовала 5-я гвардейская танковая армия П. Ротмистрова, насчитывавшая 793 танка. К исходу 12 июля сражение завершилось. Основной цели контрудар Воронежского фронта не достиг. Противник не был разгромлен, но дальнейшее продвижение соединений 2-го танкового корпуса СС было остановлено.

Решите уравнение, и вы узнаете, название станции, где произошло это сражение.

7.                 Установив соответствие между показательным неравенством и его решением, вы узнаете, какие города были освобождены в ходе двух наступательных операций.

1

Стратегическая наступательная операция «Кутузов»

3х−1 27         

А

Белгород – 5 августа, Богодухов

– 7 августа, Харьков –

23 августа

х> 2

2

Стратегическая наступательная операция «Румянцев»

1 х+1 1 ( )        

3                 27

Б

Орел – 5

августа 

х <4

 

 

 

В

Белгород – 6 августа,

х <2

Ученик с презентацией «Блокада Ленинграда в цифрах» Решение задач

8. Американский политический философ Майкл Уолцер отметил, что «в осаде Ленинграда погибло больше    мирных жителей,     чем    в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки, вместе взятых». За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

Правильно решив логарифмическое уравнение, вы узнаете, сколько дней длилась Блокада Ленинграда. lg(x2 9)=lg(4x+3);

6; - 2

- 6; 2

2; 6

6

870 дней

873 дня

875 дней

872 дня

Ответ: 872 дня

9. К началу блокады в городе имелось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро, находившийся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих. Найдите наименьшее целое решение неравенства, и вы узнаете, сколько в общей сложности с сентября 1941 по апрель 1942 года из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, было вывезено людей (ответ в тысячах):

log3(х - 7) ≥ log3(1311 - х)

А

Б

В

Г

7

1311

659

652

Ответ 659 тысяч человек III. Подведение итогов урока

Учитель. Итак, сегодня мы с вами не только повторили темы: «Степенная функция», «Показательная функция», «Логарифмическая функция», но и окунулись в историческое прошлое нашей Родины.  

Мы с вами живем, потому что в те далекие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой. Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.

IV. Домашнее задание. Придумать математическую задачу с использованием сведений из истории Великой Отечественной войны в нашем городе.

Использованные источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва https://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинградская_битва https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_за_Москву https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорога_жизни