Рыбина Марина Васильевна,
заместитель директора по УВР, учитель математики
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА № 42 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Тема: ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. (11 класс)
Цели:
Образовательные:
● повторить и систематизировать знания учащихся;
Развивающие:
● развивать познавательный интерес учащихся;
● способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся;
● способствовать развитию быстрой реакции, умению переключаться с одного задания на другое во время повторения, изученного ранее материала.
Воспитательные:
● воспитывать положительное отношение к предмету;
● воспитывать общественно – активную личность;
● воспитывать математическую культуру обучающихся;
● воспитывать чувства гордости за Родину, за её историческое прошлое;
● воспитывать уважение к подвигам наших предков и современников. Тип урока: Урок повторения и систематизации Ход урока
Учитель. Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы с вами перенесемся на много лет назад в 41 – 45 года прошлого столетия. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения своей Родины весь народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. Кто – то ковал Победу на полях сражений, кто – то - у станка, кто – то растил и собирал урожай для обеспечения фронта. Ни одна семья не осталась в стороне.
В 2025 году исполняется 80 лет со Дня Победы в самой трагической, самой героической войне. Она была одним из тяжелых испытаний, которое несла страна с честью и достоинством. Война, о которой мы не вправе забывать. Именно этому событию посвящен наш урок математики.
Решая математические задания, мы совершим экскурсию по дорогам войны, вспомнив о переломных, решающих сражениях Великой Отечественной войны.
1. Бывший начальник штаба 2-й армии
фашистской Германии генерал Г. Блюментрит писал: «Это был поворотный пункт
нашей восточной кампании — надежды вывести Россию из войны в 1941 г.
провалились в самую последнюю минуту. Теперь политическим руководителям
Германии важно было понять, что дни блицкрига канули в прошлое. Нам
противостояла армия, по своим боевым качествам
намного превосходящая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя».
Решив уравнение, вы узнаете, о каком сражении идет речь.
+ 2.
1; 3 |
- 2 |
− |
|
Киевская операция |
Битва за Кавказ |
Битва за Москву |
Донбасская операция |
𝟏
Ответ: − , Битва за Москву
𝟖
2. Правильно решив логарифмическое неравенство, вы узнаете кодовое название Битвы за Москву.
log(x+1)log(3−x).
[1; 3) |
(− 1; 1] |
(− ; 1] |
(− 1; 3] |
«Багратион» |
«Тайфун» |
«Сатурн» |
«Смерч» |
3. Решив уравнение, вы узнаете, какая великая битва, закончившаяся окружением, разгромом и пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала серьёзное влияние на дальнейший ход всей 2-й мировой войны.
49х – 8 7х + 7 = 0.
- 1; 0 |
1; - 2 |
1; 0 |
- 1; 2 |
|
Битва за Москву |
Курская битва |
Сталинградская битва |
Битва Севастополь |
за |
4. Победа под Сталинградом оказала значительное влияние на жизнь оккупированных народов, вселила надежду на освобождение. На стенах многих варшавских домов
появился рисунок — сердце, пронзённое большим кинжалом. На сердце надпись «Великая Германия», а на клинке — «…».
Правильно установив соответствие между выражениями и их значениями, вы узнаете, что было написано на клинке.
|
Выражение |
|
Значение выражения |
Буквы названия |
1 |
|
А |
- 3 |
А |
2 |
|
Б |
|
И |
3 |
5 √−243 |
В |
3 |
Н |
4 |
4 √16 ∙ 625 |
Г |
5 |
Г |
5 |
|
Д |
4 |
Т |
6 |
|
Е |
0 |
А |
7 |
5 5 √625 ∙ √5 |
Ж |
- |
Д |
8 |
|
З |
2 |
С |
9 |
|
И |
|
Р |
10 |
|
К |
10 |
Л |
Ответ: 1 – з, 2 – д, 3 – а, 4 – к, 5 – б, 6 – в, 7 – г, 8 – и, 9 – е, 10 – ж; Сталинград
5.
Генерал-полковник О. А. Лосик,
говоря о боевом опыте применения танковых армий, приводит следующие цифры:
«История войн… не знала другого такого танкового сражения, какое развернулось
под …. С обеих сторон в нём приняло участие более 6 тысяч танков и самоходных
орудий. С нашей стороны в контрнаступлении участвовали
особенно крупные танковые
силы. В составе фронтов имелось пять танковых армий, 14 отдельных танковых и механизированных корпусов, а также значительное количество отдельных танковых бригад и полков, насчитывающих около 5 тысяч танков и самоходноартиллерийских установок. Это в 7 раз больше, чем в контрнаступлении под Москвой, и почти в 5 раз больше, чем под Сталинградом».
Установите соответствие между выражением и его значением, и вы узнаете, какой операции суждено было стать величайшей танковой битвой в истории войн.
|
Выражение |
|
Значение выражения |
Буквы названия |
1 |
log2 16 |
А |
|
У |
2 |
log64 4 |
Б |
0 |
Д |
3 |
log3 1 27 |
В |
- 4 |
С |
4 |
𝑙𝑜𝑔 |
Г |
1 |
А |
5 |
𝑙𝑜𝑔22 + 𝑙𝑜𝑔24 |
Д |
7 |
Я |
6 |
𝑙𝑜𝑔540 − 𝑙𝑜𝑔58 |
Е |
10 |
Г |
7 |
5𝑙𝑜𝑔57 |
Ж |
4 |
К |
8 |
lg100 + lg0,01- lg1 |
З |
5 |
А |
9 |
𝑙𝑜𝑔52 + 𝑙𝑜𝑔512,5 |
И |
3 |
К |
10 |
21 + log25 |
К |
2 |
У |
11 |
4 log420 - 1 |
Л |
- 3 |
Р |
Ответ: 1 – ж, 2 – а, 3 – л, 4 – в, 5 – и, 6 – г, 7 – д, 8 – б, 9 – к, 10 – е, 11 – з;
Курская дуга
6. 12 июля 1943 года в районе этой станции произошёл крупнейший в истории встречный танковый бой. Согласно данным, с немецкой стороны в сражении участвовало около 700 танков и штурмовых орудий. С советской стороны в сражении участвовала 5-я гвардейская танковая армия П. Ротмистрова, насчитывавшая 793 танка. К исходу 12 июля сражение завершилось. Основной цели контрудар Воронежского фронта не достиг. Противник не был разгромлен, но дальнейшее продвижение соединений 2-го танкового корпуса СС было остановлено.
Решите уравнение, и вы узнаете, название станции, где произошло это сражение.
7. Установив соответствие между показательным неравенством и его решением, вы узнаете, какие города были освобождены в ходе двух наступательных операций.
1 |
Стратегическая наступательная операция «Кутузов» |
3х−1 27 |
А |
Белгород – 5 августа, Богодухов – 7 августа, Харьков – 23 августа |
х> 2 |
2 |
Стратегическая наступательная операция «Румянцев» |
1 х+1
1 (
) 3 27 |
Б |
Орел – 5 августа |
х <4 |
|
|
|
В |
Белгород – 6 августа, |
х <2 |
8.
Американский политический философ Майкл Уолцер отметил, что «в осаде
Ленинграда погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки, вместе взятых». За годы
блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так,
на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632
тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные
97 % умерли от голода.
Правильно решив логарифмическое уравнение, вы узнаете, сколько дней длилась Блокада Ленинграда. lg(x2 −9)=lg(4x+3);
6; - 2 |
- 6; 2 |
2; 6 |
6 |
870 дней |
873 дня |
875 дней |
872 дня |
9. К началу блокады в городе имелось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро, находившийся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих. Найдите наименьшее целое решение неравенства, и вы узнаете, сколько в общей сложности с сентября 1941 по апрель 1942 года из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, было вывезено людей (ответ в тысячах):
log3(х - 7) ≥ log3(1311 - х)
А |
Б |
В |
Г |
7 |
1311 |
659 |
652 |
Учитель. Итак, сегодня мы с вами не только повторили темы: «Степенная функция», «Показательная функция», «Логарифмическая функция», но и окунулись в историческое прошлое нашей Родины.
Мы с вами живем, потому что в те далекие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой. Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.
IV. Домашнее задание. Придумать математическую задачу с использованием сведений из истории Великой Отечественной войны в нашем городе.
Использованные источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва https://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинградская_битва https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_за_Москву https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорога_жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.