Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма.
ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ
Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма
Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования.
Длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.
Неблагоприятные внешние факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье)
Зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом акустического гнозиса.
При оптической дисграфии отмечаются нарушения зрительно-пространственных представлений.
- искажённое воспроизведение букв на письме:
неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов,
зеркальное написание букв,
недописывание элементов,
лишние элементы
Диагностика дисграфии
Для выявления органических причин дисграфии необходимы консультации
невролога, окулиста, ЛОРа.
Обследование уровня
сформированности
речевой функции
проводится
логопедом.
Диагностика
предлагает ребёнку списать текст (затем специалист анализирует ошибки и оценивает ряд внешних факторов);
оценивает способность дисграфика воспринимать устную речь с помощью диктанта;
проводит оценку словарного запаса;
анализирует, насколько ребёнок внимателен.
Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:
изучение и анализ письменных работ;
состояние ЦНС;
изучение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука и т. д.
Коррекция дисграфии
восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах;
обогащение словаря и формирование
грамматической стороны речи;
развитие связной речи;
развитие слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы.
навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.
Основные направления коррекционной работы
при оптической дисграфии
При данной форме нарушения письменной речи учителю-логопеду следует проводить коррекционную работу в следующих направлениях:
а) развитие зрительного гнозиса, в том числе и буквенного;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.