Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по формированию правильного звукопроизношения у детей с ТНР
МКДОУ  «Детский сад № 11» г.Пласта
Учитель-логопед:
Титова Татьяна Владимировна
                          Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои
мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем
активнее осуществляется развитие ребенка. Особенно актуально это в
условиях внедрения ФГОС ДО, где одной из основных прописана цель – обеспечение  государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, его индивидуализация, социальная  адаптация детей с ОВЗ.
Это становится возможным благодаря сотрудничеству всех педагогов ДОУ.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях
вопросу взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя уделяется
особое внимание. Особенно актуально это звучит для групп адаптированных
программ. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований
педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого
развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно
сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач
Воспитатель: 
закрепляет сформированные первичные
речевые навыки
Логопед:
формирует первичные
речевые навыки у детей с ТНР
Работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию  звукопроизношения.
Подготовительный этап
Учитель-логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
Воспитатель по заданию учителя-логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Учитель-логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
 
Воспитатель закрепляет произнесение поставленного учителем-логопедом звука,
фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания. 
 
Этап усвоения звука в речи 
Обсуждение результатов совместногоизучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни
Совместная подготовка ко всем детским праздникам
(логопед отбирает речевой материал, а воспитатель
закрепляет его)
Совместное планирование занятий воспитателя,
обеспечивающие
необходимое
закрепление материала в разных видах деятельности детей
Разработка общих
рекомендаций 
для родителей
Изучение уровня речевых и познавательных особенностей детей, 	определение основных направлений 
    и содержания работы с каждым из них.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и 	выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия 
    и навыков звукового 	анализа и синтеза.
Работа по коррекции слоговой структуры слова.
Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических 
    категорий.
Обучение связной речи: развернутому смысловому 
   высказыванию, состоящему из логически 
   сочетающихся грамматически правильных предложений.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает:
Задачи воспитателя:
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов и т.д.)
	Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
	
ЭТО ВАЖНО
ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН
В совершенстве владеть комплексом артикуляционных упражнений,
используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребенку.
Воспитателю необходимо использовать разные виды показа:
ЗРИТЕЛЬНЫЙ(на себе, на схеме, на ребенке);
СЛУХОВОЙ (утрированное
произношение отрабатываемого звука).
Воспитателю надо знать и использовать различные приемы развития звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы работа воспитателя не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе с детьми с ТНР, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка.
Логочас
- это занятие для детей с нарушениями речи, которое проводится воспитателем по заданию логопеда. Обычно логочас организуют во второй половине дня, после полдника.
Цель
 задачи: 
развитие фонематического слуха и восприятия;
формирование навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
уточнение и расширение словарного запаса;
знакомство с обобщающими понятиями;
формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умения употреблять простые распространённые предложения.
виды упражнений:
закрепление хорошо поставленных звуков;
повторение стихотворений, рассказов;
упражнения на развитие памяти, мышления, внимания;
развитие мелкой моторики и графических навыков;
развитие артикуляционной моторики.
Логочас
Длительность подгруппового занятия 20 - 25 мин.,
индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.
Формы: подгрупповые,
Индивидуальные.
Коррекционная работа вне занятий 
Пальчиковая гимнастика 
выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день
Основные направления
работы
воспитателя
Артикуляционная гимнастика – выполняется сидя перед зеркалом 3-5 раз в день.
Продолжительность ее - 10-15 мин.
В случае если ребенок выполняет какое- то упражнение недостаточно хорошо,
новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.
Корригирующая мини-гимнастика Проводится для
профилактики нарушения осанки и стопы, выполняется
ежедневно после сна.
Речевой центр в группе
— это специально оборудованное пространство для занятий и игр индивидуально или небольшими группами.
Цель :
ЗАДАЧИ:
Зеркала; комплексы артикуляционной гимнастики; 
	Наглядно-иллюстративный	материал	по	лексическим	темам (пример:Цветные картинки овощей, фруктов, животных и т.д.);
Наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам (пример: звуковички, фишки для звуко-буквенного анализа, картинки на звуки и т.д);
Сюжетные картинки для работы над фразой;
Игрушки для совершенствования речевого дыхания (вертушки, дыхательные тренажеры и др.);
Игры	для	совершенствования	мелкой	моторики (пример: шнуровки, сухой	бассейн, картотеки пальчиковой гимнастики);
Пособия	для	развития зрительной	памяти	(пример: мелкие игрушки, предметные картинки и т.д.);
Картотека заданий для индивидуальной работы. 
Что должно быть в речевом центре в группе?
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда ивоспитателя
В
В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми, а так же задания для отработки воспитателем материала с фронтальных логопедических занятий
Воспитатель отмечает для
логопеда, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы по	возможности включать эти задания в индивидуальную работу.
Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя.
Воспитатель  не  должен  действовать  в  разрез  с  тем,  что спланировал  логопед,  проявление  своей  инициативы  порой сказывается не лучшем образом в коррекционной процессе работы.
Для   осуществления   успешной   речевой   коррекции   важны системность и последовательность в работе, а также правильное понимание   воспитателем   общей   проблемы   и   личная   его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.
Следует помнить, что для успешной коррекционной работы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.