консультация- презентация Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по формированию правильного звукопроизношения у детей с ТНР "

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка. Особенно актуально это в условиях внедрения ФГОС ДО, где одной из основных прописана цель – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, его индивидуализация, социальная адаптация детей с ОВЗ. Это становится возможным благодаря сотрудничеству всех педагогов ДОУ. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для групп адаптированных программ. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
Иконка файла материала 24.10.2025.ppt

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по формированию правильного звукопроизношения у детей с ТНР

МКДОУ «Детский сад № 11» г.Пласта

Учитель-логопед:
Титова Татьяна Владимировна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои
мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем
активнее осуществляется развитие ребенка. Особенно актуально это в
условиях внедрения ФГОС ДО, где одной из основных прописана цель – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, его индивидуализация, социальная адаптация детей с ОВЗ.
Это становится возможным благодаря сотрудничеству всех педагогов ДОУ.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях
вопросу взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя уделяется
особое внимание. Особенно актуально это звучит для групп адаптированных
программ. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований
педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого
развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно
сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач

Воспитатель:

закрепляет сформированные первичные
речевые навыки

Логопед:

формирует первичные
речевые навыки у детей с ТНР

Работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звукопроизношения.

Подготовительный этап
Учитель-логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию учителя-логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука
Учитель-логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
 
Воспитатель закрепляет произнесение поставленного учителем-логопедом звука,
фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.
 

Этап усвоения звука в речи
Учитель-логопед
автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь.
Воспитатель ,по заданию
учителя-логопеда , закрепляет поставленный учителем-логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении.

Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни

Совместная подготовка ко всем детским праздникам
(логопед отбирает речевой материал, а воспитатель
закрепляет его)

Совместное планирование занятий воспитателя,
обеспечивающие
необходимое
закрепление материала в разных видах деятельности детей

Разработка общих
рекомендаций
для родителей

Изучение уровня речевых и познавательных особенностей детей, определение основных направлений
и содержания работы с каждым из них.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Работа по коррекции звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия
и навыков звукового анализа и синтеза.
Работа по коррекции слоговой структуры слова.
Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических
категорий.
Обучение связной речи: развернутому смысловому
высказыванию, состоящему из логически
сочетающихся грамматически правильных предложений.

Деятельность учителя-логопеда предусматривает:

Задачи воспитателя:

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов и т.д.)
Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.











































ЭТО ВАЖНО

ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН

В совершенстве владеть комплексом артикуляционных упражнений,
используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребенку.

Воспитателю необходимо использовать разные виды показа:
ЗРИТЕЛЬНЫЙ(на себе, на схеме, на ребенке);
СЛУХОВОЙ (утрированное
произношение отрабатываемого звука).


Воспитателю надо знать и использовать различные приемы развития звукового анализа и синтеза.

Для того чтобы работа воспитателя не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе с детьми с ТНР, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка.

Логочас

- это занятие для детей с нарушениями речи, которое проводится воспитателем по заданию логопеда. Обычно логочас организуют во второй половине дня, после полдника. 

Цель
формирование речевой практики, как основы усвоения элементарных закономерностей языка.

 задачи: 
развитие фонематического слуха и восприятия;
формирование навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
уточнение и расширение словарного запаса;
знакомство с обобщающими понятиями;
формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умения употреблять простые распространённые предложения.

виды упражнений:
закрепление хорошо поставленных звуков;
повторение стихотворений, рассказов;
упражнения на развитие памяти, мышления, внимания;
развитие мелкой моторики и графических навыков;
развитие артикуляционной моторики.

Логочас

Длительность подгруппового занятия 20 - 25 мин.,
индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей.
Формы: подгрупповые,
Индивидуальные.

Коррекционная работа вне занятий
проводится во время режимных моментов, самообслуживания,
хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях.

Пальчиковая гимнастика

выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день

Основные направления
работы
воспитателя

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом 3-5 раз в день.
Продолжительность ее - 10-15 мин.
В случае если ребенок выполняет какое- то упражнение недостаточно хорошо,
новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.

Корригирующая мини-гимнастика Проводится для
профилактики нарушения осанки и стопы, выполняется
ежедневно после сна.

Речевой центр в группе

это специально оборудованное пространство для занятий и игр индивидуально или небольшими группами.

Цель :
создание оптимальных условий для организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей

ЗАДАЧИ:
развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов);
закрепление навыков правильного звукопроизношения;
активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
развитие монологической речи;
подготовка к обучению грамоте.

Зеркала; комплексы артикуляционной гимнастики;
Наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам (пример:Цветные картинки овощей, фруктов, животных и т.д.);
Наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам (пример: звуковички, фишки для звуко-буквенного анализа, картинки на звуки и т.д);
Сюжетные картинки для работы над фразой;
Игрушки для совершенствования речевого дыхания (вертушки, дыхательные тренажеры и др.);
Игры для совершенствования мелкой моторики (пример: шнуровки, сухой бассейн, картотеки пальчиковой гимнастики);
Пособия для развития зрительной памяти (пример: мелкие игрушки, предметные картинки и т.д.);
Картотека заданий для индивидуальной работы.

Что должно быть в речевом центре в группе?

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

В

В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми, а так же задания для отработки воспитателем материала с фронтальных логопедических занятий

Воспитатель отмечает для
логопеда, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы по возможности включать эти задания в индивидуальную работу.

Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя.
Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшем образом в коррекционной процессе работы.
Для осуществления успешной речевой коррекции важны системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.

Следует помнить, что для успешной коррекционной работы:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!