Характеристика лабораторных работ по биологии
1.1. Лабораторные работы как метод обучения биологии в школе.
Лабораторные работы имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики - деятельностный подход и гуманизацию процесса обучения. Ученик из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Именно субъективная позиция школьника является характерной чертой развивающего обучения [27].
Вопросами изучения лабораторных работ занимались такие педагоги и психологи как: И.Ф. Харламов, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, В.Л. Полонский, Е.С. Рапацевич, Л.П. Крившенко, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин.
И.Ф.Харламов в своей работе по педагогике отмечал, что в системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися, особенно по таким предметам, как химия, физика и биология, широкое применение находит метод лабораторных работ. Лабораторные работы способствуют ознакомлению учащихся с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения [41].
По мнению Л.П.Крившенко лабораторно-практические занятия, практикумы, являются формой организации обучения, при которой обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опытных участках. Основные дидактические цели таких занятий- экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами. Эти занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программы. [4]
Вопросами организации и проведения лабораторных работ по биологии занимались многие отечественные методисты, такие как И.Н. Пономарева, Г.Н. Аквилева, Л.В. Байбородова, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Б.В. Всесвятский, И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, В.С. Конюшко, Б.Д. Комиссаров, Н.А. Рыков, А.А. Яхонтов и другие.
В научной, психолого-педагогической и методической литературе лабораторные работы рассматриваются с двух позиций: как метод обучения (С.А. Смирнов, И.Ф. Харламов, П.И. Пидкасистый, Е.С. Рапацевич, Ю.К. Бабанский, Д.П. Гольнева, И.Н. Пономарева, В П. Соломин, Г.Д. Сидельникова, Н.А. Рыков и др.) и как форма организации учебно-воспитательного процесса (В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро, А.Н. Мягкова, Б.Д. Комиссаров, Б.Т. Лихачев, И.Д. Зверев, Н.В. Падалко, В.Л. Полонский и др.). В нашей работе мы придерживаемся первой позиции и рассматриваем лабораторные работы как практический метод обучения.
Лабораторные работы – это один из практических методов обучающего взаимодействия педагога с учащимися, заключающийся в проведении последними по заданию учителя опытов с использованием специального оборудования [3].
В педагогике и методике обучения биологии метод обучения чаще всегоопределяются как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей образования. В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова метод определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Лабораторные работы как практический метод обучения следует отличать от метода демонстрации опытов и практических работ. При демонстрации учитель сам проделывает соответствующие опыты и показывает их учащимся. Лабораторные же работы выполняются учащимися под руководством и наблюдением учителя.
Лабораторные работы является обязательным и важнейшим компонентом образовательных программ. Выполнение лабораторных работ должно базироваться на материале, изложенном в учебной литературе, рекомендованной для данного курса.
Дидактическими целями лабораторных работ являются:
- экспериментальное подтверждение и проверка существующих научно - теоретических положений при практическом освоении учащимися данного курса;
- приобретение навыков исследования процессов, явлений и объектов, изучаемых в рамках данного курса;
- овладение техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки и техники, приобретение навыков самостоятельной работы с лабораторным, технологическим, измерительным оборудованием и приборами;
- усиление практической направленности образовательного процесса, практическая реализация полученных знаний для решения учебно - исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач;
- формирование исследовательских умений наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты;
- повышение познавательной активности и самостоятельности работы учащихся в ходе выполнения лабораторных работ, реализация личностно-ориентированного подхода.
При проведении каждой лабораторной работы учащемуся, прежде всего, должна быть ясна цель самой работы: что надо наблюдать, какую закономерность установить или проследить, как объяснить процесс и др. Часто учащиеся проводят работу чисто механически, по шаблону, не представляя себе ясно цели эксперимента, потому, что учитель не уделил достаточного внимания этой стороне постановки лабораторных работ [14].
При правильно организованных учебных, а особенно лабораторных занятиях для этого открываются широкие возможности. Необходимо только как во время подготовки, так и во время проведения работ и составления по ним отчётов, оставлять больше времени для самостоятельной работы, требующей обращения к литературе.
Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учащимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, даёт дополнительные вопросы [11].
После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.
В других случаях после постановки познавательных задач урока учитель дает карточку – инструкцию, раздаточный материал. При этом учащиеся могут выполнить работу целиком и затем организовать беседу по ее результатам, либо делать работу по частям, например, вначале проработать пункты 1 – 4, а после беседы – остальные.
Организуя такую работу, возможно, осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.
При опытах учителя учащиеся почти исключительно пользуются зрительными ощущениями и отчасти слуховыми, при этом достигается известная наглядность. При самостоятельных лабораторных работах умственная деятельность учащихся сопровождается ещё и деятельностью органов движения (моторность). Объединяются мысль, слово (запись) и действие. Только путём выполнения самостоятельных лабораторных работ школьники получают полное представление о количественной стороне явлений. Только наблюдая и воспроизводя явления, преодолевая трудности, переходя от неточных и неполных знаний к более полным и точным, учащиеся усваивают основные понятия и законы биологии, создают самостоятельные и устойчивые суждения об окружающих явлениях, на которые они смотрят уже не сквозь призму чужих слов [16].
Таким образом, сущность данного метода состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют практические упражнения по применению этого материала на практике, вырабатывая, таким образом, разнообразные умения и навыки.
1.2. Классификация лабораторных работ
Лабораторные занятия по биологии называются лабораторными потому, что в высших учебных заведениях они проводятся в специально оборудованном помещении – лаборатории. В средних школах лабораторией служит кабинет биологии, а при отсутствии его – любой класс, приспособленный для этих занятий [1].
Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования [11]. Лабораторные работы в курсе биологии являются важной органической частью учебной программы. Их выполнение обязательно для каждого учителя, что необходимо для повышения образовательного уровня учащихся и получения навыков по практическому использованию полученных знаний.
Существуют различные классификации лабораторных работ:
1) по форме организации деятельности учащихся выделяют: фронтальную, групповую (звеньевую) и индивидуальную лабораторные работы;
2) по содержанию: лабораторные работы по биологии растений, биологии животных, биологии человека, общей биологии;
3) по источникам используемой биологической информации на уроках зоологии выделяют лабораторные работы по изучению типичных животных, лабораторные работы с микроскопом, лабораторные работы с разнообразным раздаточным материалом;
4) по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся: репродуктивного, частично-поискового и исследовательского типа.
При фронтальном проведении работ все рабочие места оснащаются однотипным оборудованием, инструментами и приспособлениями. Все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу, выполняют задание одного содержания, отличающиеся лишь различными параметрами исходных величин.
Фронтальные работы могут проводиться непосредственно после изучения определённого учебного материала программы. Это наиболее рациональная форма, так как она позволяет более тесно увязать практическую работу с теоретическим материалом, облегчает преподавателю руководство работой, позволяет провести общий развёрнутый инструктаж и коллективно подвести итоги. Однако нужно учитывать, что фронтальное проведение работ требует наличия большого количества одинакового оборудования, инструментов и приборов, поэтому такие работы нужно проводить по темам, не требующим сложного и разнообразного оборудования.
При групповом проведении работ обучающиеся работают, выполняя одну и ту же работу подгруппами по 2 – 5 человек. Звенья работают по графику, предусматривающему систему работ. Выполнив одно из них, звено переходит к другой пока не будет выполнен весь цикл работ. Этот метод может применяться, когда изучен определённый комплекс тем, позволяющий поставить сразу несколько работ.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное занятие. Степень детализации занятия может быть различным.
Лабораторные и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся пользуются подробными инструкциями, в которых должны быть указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
При репродуктивном характере лабораторных работ учитель сообщает не только план работы, но и ожидаемые результаты. Познавательный интерес и мыслительная деятельность учащихся стимулируются слабее, но они позволяют закрепить изученный материал, так как базируются на уже имеющихся заключениях.. [12].
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действии, самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. Учитель ставит перед школьниками познавательную задачу. Учитель проводит инструктаж, но ожидаемых результатов не сообщает. Ученикам предлагается проверить экспериментально высказанные предположения.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. Такие лабораторные работы проводятся при изучении физиологических процессов, при выяснении условий прорастания семян, т.е. там, где необходимо проведение опытов. Учащиеся проявляют большой интерес к лабораторным урокам, на которых они проводят небольшие исследования – определяют условия прорастания семян, фотосинтеза, значение ферментов и др. Однако организация работы с элементами поиска требует много времени [6].
При планировании лабораторных работ и практических занятии необходимо находить оптимальное количество репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
Лабораторные работы рекомендуется проводить на разных по содержанию уроках биологии:
- с морфологическим содержанием;
- с анатомическим содержанием;
- с физиологическим содержанием;
- с систематическим содержанием.
В зависимости от содержания урока выполнение работы имеет свои особенности.
Лабораторные работы на уроках с морфологическим содержанием выполняются по наблюдению за натуральными объектами, проводится их сравнительная характеристика. Результаты своих наблюдений учащиеся заносят в таблицу, систематизируют, учатся делать обобщения, находить различия, делают выводы.
При проведении лабораторных работ на уроках с анатомическим содержанием главной отличительной особенностью является применение увеличительных приборов, например, микроскопа, лупы, соответственно, формируются умения работы с микропрепаратами готовыми или приготовленными самостоятельно. При этом широко используется зарисовка увиденной картинки в микроскоп. Рисунок должен быть схематичным, отражающим детали изучаемого объекта, например, в курсе «Биология. Растения» к таким лабораторным работам относятся следующие: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание под микроскопом», «Приготовление препаратов и рассмотрение под микроскопом пластид в клетках листа элодеи», «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» и др.
Для уроков с физиологическим содержанием характерно проведение эксперимента, который может быть демонстрационным или лабораторным. Проводятся лабораторные работы, в ходе которых изучаются сложные физиологические процессы, происходящие в живых организмах, такие как, например, в курсе «Биология. Растения» к таким лабораторным работам относятся жизнедеятельность клеток, фотосинтез – сложный физиологический процесс, определение органических веществ семени и т.д.
Лабораторные работы на уроках с систематическим содержанием включают в себя проведение работ, связанных с определением растений (6 класс) или животных (7 класс) по специальным определителям, а также работа с гербарием [29].
1.3. Планирование, организация и проведение лабораторных работ по биологии
Лабораторные занятия проводятся во время обычного классного урока. Иногда им отводится (например, при вскрытии животных на уроках зоологии) целый урок. Чаще же на уроке совмещаются и беседа с использованием демонстраций, и рассказ, и лабораторные занятия. Таким образом, во время одного и того же урока могут применяться различные методы работы.
Урок с лабораторной работой требует от преподавателя большой подготовительной работы. Преподаватель должен тщательно продумать содержание и весь ход намеченных работ, подготовить все необходимое для их проведения. Составляя план или конспект занятий, он продумывает образовательное и воспитательное значение данной работы, на что в связи с этим следует обратить внимание в ходе урока, какие умения прививаются в процессе работы, что будет записано и зарисовано, рассчитывает и распределяет время по разделам работы [5].
Все новые для него опыты преподаватель обязательно проделывает сам, не полагаясь на то, что ход работы изложен в книге. Это позволяет ему точно учесть, сколько времени займет данная работа, какие затруднения могут возникнуть и повлечь за собой неудачу опыта, если их заранее не предупредить и не предостеречь учащихся от ошибок. Учитель подготавливает инструкцию для проведения работы, план, который должен быть записан на доске, или же решает дать учащимся книги, где описан ход работы. Это позволит учащимся в процессе работы самим разобраться в ряде мелких вопросов и реже обращаться с ними за помощью к преподавателю. В противном случае преподавателю, поглощенному указаниями по технике работы, не остается времени для выяснения, насколько учащиеся разбираются в содержании работы и для оценки её качества.
Если у того или иного из учащихся по какой – либо причине работа «не выходит», нужно сразу выяснить, где допущена ошибка, и дать ему возможность исправить её или переделать работу вновь. Неудача, если она повторяется часто, понижает интерес учащихся к работе и дезорганизует их.
Для технической помощи преподаватель в каждом классе из числа учеников выбирает 2-3 ассистентов (в некоторых школах их называют лаборантами), которые помогают преподавателю в подготовке всего, что нужно к уроку, и на самом уроке.
Преподаватель с ассистентами должен подготовить для лабораторных занятий все необходимое. На столе учителя выставляются предметы общего пользования и те пособия, которые будут нужны в процессе объяснения; на столах учащихся подготавливается всё, что нужно для их работы. Если работа распадается на ряд этапов, то в начале, чтобы внимание учащихся не рассеивалось, на их столы даются, лишь те пособия, которые нужны для начала их работы, а остальной материал готовится для каждой группы на отдельных подносах или в ванночках, так чтобы его можно было быстро раздать, как только он потребуется.
Если лабораторные занятия проводятся в нескольких классах, то заранее подготавливаются все пособия необходимые для работы во всех классах на этот день. После занятий с одним классом, во время перемены, ассистенты и дежурные этого класса приводят в порядок помещение, а ассистенты другого класса уже подготавливают на столах необходимые для работы пособия.
Во время лабораторных занятий учащиеся должны поддерживать чистоту в классе, что имеет большое воспитательное значение, так как приучает их к порядку, аккуратности в работе; к бережному отношению к пособиям, воспитывают умение работать в коллективе. Они значительно повышают интерес к самому предмету, облегчают и улучшают усвоение учащимися материала курса биологии [1].
Существуют различные приёмы руководства работы учащихся:
1)непрерывное фронтальное руководство (или командный приём)
2)руководство по выполнению мелких заданий
3)руководство, заключающееся в помощи учащимся, работающим по заданиям
В случае фронтального руководства каждый новый шаг в работе учащихся определяется учителем и находится под его непрерывным контролем; все учащихся работают фронтом – одновременно выполняют одну и ту же операцию. Расчленение работы на этапы состоит в том, что учащимся даётся ряд небольших задач. При выполнении этих задач каждая группа работает самостоятельно, хотя и под руководством учителя, но выполнение мелких операций одной группой по времени может не совпадать с выполнением таких же операций другой группой [26].
Обычно во время занятий преподаватель организует работу таким образом, что все учащиеся под его руководством выполняют одну и ту же работу. По указанию учителя они одновременно приступают к работе, проводят её и приходят к выводам. Такой приём работы называется фронтальным.
Фронтальный приём ведения лабораторных занятий позволяет работать с большим классом: учитель легко следит за работой всех учащихся, проверяя и помогая им; учащиеся допускают меньше ошибок, быстрее усваивают проработанный материал; слабые ученики подтягиваются и не отстают от более сильных. Таким образом, весь класс работает более равномерно, легче поддерживается рабочая дисциплина. Преподаватель по ходу работы даёт объяснения всему классу, и ему не приходиться повторять.
При фронтальном приеме не обязательно всю работу проводить под диктовку, часть её учащиеся могут делать по написанному на доске плану или по книге, где имеется план и вопросы к работе. Это потребует от них известного умения и сообразительности, самостоятельности.
На первых порах преподаватель руководит всем ходом работы, давая устные указания. Когда учащиеся приобрели известные навыки, он переводит их на самостоятельную работу по небольшим занятиям. Когда у учащихся закрепятся навыки самостоятельной работы, можно дать им задания и на более продолжительное время. Некоторые учителя подготавливают особые карточки – инструкции на каждый опыт, предусмотренный программой, в таком количестве, чтобы они были на каждой парте. Пользуясь ими, учащиеся и выполняют работы.
Руководство самостоятельно работающими учащимися выражается в том, что учитель в начале урока даёт классу одно большое, обычно напечатанное задание, а затем предоставляет выполнять его каждой группе самостоятельно, помогая учащимся только в тех случаях, когда у них возникают затруднения. Таким образом, степень самостоятельности учащихся и помощь им со стороны учителя в этих трёх случаях различны. На начальных этапах пользуются фронтальным приёмом руководства, на последующих занятиях переходят к расчленению работы на этапы и затем к работе по заданиям. В этом находит своё выражение принцип постепенного усложнения приёмов руководства лабораторной работой учащихся, имеющий очевидные преимущества перед употреблением какого – либо одного приёма [26].
Роль учителя во время лабораторных занятий сложна и он должен обеспечить усвоение намеченного образовательного материала, использовать уроки для воспитательной работы, везде успеть, подметить, исправить недостатки в опытах, в записи, в рисунке на все обратить внимание и в классе в целом и в каждой группе [37].
В процессе работы учитель должен быть всегда готов помочь учащимся во всех затруднительных случаях. Требуется известный опыт, тщательная подготовка, свободная ориентировка в материале, чтобы иметь возможность ответить на ряд возникающих у учащихся вопросов. Не надо отрывать учащихся от работы и привлекать внимание к своим объяснениям. Это разбивает внимание, мешает работе. Только когда замечаются общие ошибки класса или небрежность учащихся в выполнении работы, а также по завершении определенного этапа работы, тогда необходимость дать общее объяснение нового её этапа, приходится призвать класс к вниманию.
Педагогическая ценность лабораторных занятий определяется тем, что самостоятельные занятия, наблюдения и опыты детей играют ведущую роль в познании окружающего реального мира. На лабораторных занятиях учащиеся усваивают знания, идя от самостоятельного наблюдения конкретных явлений к выводам, обобщениям [36].
При изучении предметов на раздаточном материале и явлений, воспроизводимых в опытах, во время лабораторных занятий участвуют и органы чувств, и руки, что позволяет значительно полнее и глубже изучить все особенности предмета или явления. Кроме того, при проведении этих занятий учащиеся видят изучаемый предмет или явление дольше, чем при демонстрациях с учительского стола, и могут лучше сосредоточить свое внимание. На лабораторных занятиях, проводимых в различных разделах курса биологии, учащиеся исследуют живые организмы, сопоставляют факты, делают выводы и обобщения, благодаря чему их знания приобретают силу убеждения. Лабораторные занятия, таким образом, являются наиболее полным осуществлением принцип предметности в деле изучения в школе тел и явлений природы.
Участие в постановке опытов, в исследовании изучаемых объектов требует от учащихся различных физических движений, содействуют повышению их активности в работе, усиливает интерес к предмету, позволяет глубже узнать природу [1].
В проведении лабораторных работ имеют место и немалые трудности, которые преподавателю следует иметь в виду и по возможности преодолевать.
К этим трудностям относятся, например, длительность многих работ, причем значительное количество времени нередко уходит на различные подготовительные процессы к проведению того или иного опыта. Преподаватель может для экономии времени предварительную работу проделать заранее, а на уроке остановить внимание учащихся на самом существенном (например, приборы для опытов могут быть собраны заранее, и учащиеся лишь ставят опыты с данными приборами).
Некоторые работы вообще не укладываются в рамки урока и требуют продолжения их во внеклассное время для того, чтобы получить требуемый результат (многие опыты с растениями, выработка условных рефлексов у животных и др.). Это в известной мере ограничивает тематику лабораторных работ.
Отпугивает иногда преподавателя от проведения лабораторных работ и некая трудность в поддержании дисциплины, особенно с большими классами. Однако при правильной организации работы настолько повышается интерес учащихся и работа так поглощает все их внимание, что на дисциплину почти не приходиться обращать внимания.
Кончено, невозможно весь курс биологии проработать на одних лабораторных занятиях. Большая часть курса будет изучаться на обычных уроках с демонстрациями пособий и опытов.
Отбор материала для лабораторных занятий определяется его содержанием. Темы и содержание работ должны быть доступны пониманию учащихся данного класса, для того чтобы они смогли свободно их выполнить. В некоторых случаях работы являются иллюстрацией к излагаемому учителем материалу, в других случаях они дают связанный с темой урока новый материал путем самостоятельного исследования [1].
1.4. Этапы проведения лабораторных работ на уроках биологии
Лабораторные работы по биологии проводятся согласно календарно-тематическому планированию в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.
Структура проведения лабораторного занятия в основном сводится к следующему:
Вводная часть:
– организационный момент;
– мотивация учебной деятельности;
– сообщение темы, постановка целей;
– повторение теоретических знаний, необходимых для работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;
– выдача задания;
– определение алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;
– инструктаж по технике безопасности (при необходимости);
– ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
– допуск к выполнению работы.
Самостоятельная работа обучающегося
– определение путей решения поставленной задачи;
– выработка последовательности выполнения необходимых действий;
– проведение эксперимента (выполнение заданий, задач, упражнений);
– составление отчета;
– обобщение и систематизация полученных результатов (таблицы, графики, схемы и т.п.).
Заключительная часть:
– подведение итогов занятия: анализ хода выполнения и результатов работы обучающихся, выявление возможных ошибок и определение причин их возникновения;
– защита выполненной работы.
Педагогическое руководство:
– четкая постановка познавательной задачи;
– инструктаж к работе (осмысление обучающимися сущности задания, последовательности его выполнения);
– проверка теоретической и практической готовности обучающихся к занятию;
– выделение возможных затруднений в процессе работы;
– установка на самоконтроль;
– наблюдение за действиями обучающихся, регулирование темпа работы, помощь (при необходимости), коррекция действий, проверка промежуточных результатов.
В процессе вводного инструктирования раскрывается цель работы, определяется технология проведения, даются необходимые указания об организации и работы обучающихся, обращении с приборами и оборудованием, о ведении текущих записей получаемых результатов, выполнение необходимых расчетов и подготовке материалов для отчета.
При проведении исследовательской лабораторной работы учитель должен особое внимание обучающихся обратить на необходимость сравнения получаемых результатов, выявление зависимости между ними, обосновании выводов. Обучающиеся должны четко понимать, что основная задача состоит не столько в получении достаточно точных результатов (в условиях образовательного учреждения, что практически невозможно), сколько в практическом выявлении сущности явления или процесса, их основных закономерностей.
При фронтальном проведении лабораторной работы учитель делает подробный инструктаж для всей группы в устной форме. Основу такого инструктирования составляет объяснение и показ приемов и способов выполнения предстоящей работы.
При не фронтальной организации лабораторных работ учитель, как правило, не имеет возможности проводить подробное инструктирование всех обучающихся группы одновременно. И в этих случаях большое значение имеет письменное инструктирование в виде заданий.
В задании и инструкции формулируется тема и цель работы: кратко излагаются теоретические сведения, связанные с работой: примерный перечень оборудования, алгоритм выполнения; описывается весь ход работы, правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать; даются указания по фиксации работы и оформлению ее результатов. В процессе вводного инструктирования преподаватели дают только общие указания о порядке и организации проведения работ.
Руководство выполнением лабораторной и практической работы преподаватель осуществляет в форме текущего инструктирования обучающихся, которое проводится в процессе обходов рабочих мест, при этом учитель контролирует ход работы, помогает справиться обучающимся с возникшими затруднениями и неполадками, отвечает на их вопросы, сам задает вопросы обучающимся, чтобы проверить насколько осознанно они выполняют работу. Преподаватель вмешивается в работу обучающихся, только в тех случаях, если видит, что она пошла по неправильному пути или обучающийся нарушает правила безопасности. Если у обучающихся возникли проблемы, необходимо добиться, чтобы он сам понял причины ошибки, сам устранил её [30].
При выполнении сложных лабораторных работ на определенных особо ответственных этапах рекомендуется проводить промежуточный контроль, текущее инструктирование обучающихся.
После выполнения всеми обучающимися лабораторной работы в процессе заключительного инструктажа подводятся итоги. Каждый обучающийся представляет учителю сделанные расчеты, и если они оказываются правильными, работа считается оконченной.
Выполненные работы, сформулированные выводы, закономерности обучающиеся записывают в отчет, в котором описывается порядок выполнения работы, приводятся необходимые схемы, результаты измерений и наблюдений, даются ответы на контрольные вопросы задания, формулируются выводы.
За выполнение лабораторных работ учитель выставляет каждому обучающемуся оценки. Оценка за лабораторную и практическую работу выставляется с учетом текущих наблюдений учителя за обучающихся в процессе выполнения работы и качества предоставленного отчета. Оценки за выполненные лабораторные работы выставляются учителем в журнал учебных занятий, они учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.
При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:
- умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
- умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
- темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
- достижение необходимых результатов;
- формулирование вывода о результатах исследования и оформление результатов работы [42].
При организации и проведении занятий по биологии учитель должен быть ознакомлен с должностными инструкциями и инструкциями по технике безопасности, также дети тоже должны знать технику безопасности.
По предмету биология определены инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинете биологии (вводный инструктаж) для учителя и учащихся школы, для лаборанта, инструкции по охране труда при работе с гербарным материалом, при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа и влажных препаратов (прил. 1).
В кабинете биологии располагается оборудование, микроскопы, стеклянная посуда для проведения практических занятий, лабораторных опытов и экспериментов. Поэтому необходимо иметь инструкции по технике безопасности в кабинете биологии для обеспечения безопасности при работе с лабораторным оборудованием, инструкция по охране труда при работе со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла во время практических занятий, инструкция по охране труда при проведении экскурсий по биологии и т.д.
Должностные инструкции учителей школы разработаны в соответствии с ФГОС и соблюдение педагогами общеобразовательных организаций своих должностных инструкций обеспечит качественное выполнение возложенной на них работы, обязанностей перед государством, учащимися и их родителями (законными представителями).
Соблюдение должностных инструкций учителями школы обеспечит выполнение в полном объеме образовательных программ, качественную организацию интересного и безопасного учебно-воспитательного процесса, выполнение требуемых норм охраны труда и безопасности жизнедеятельности в школе.
При выполнении лабораторной работы учащиеся делают краткие записи и зарисовки в тетради, а также записывают общие выводы. Эти записи, регулярно просматриваемые учителем, дают возможность проверить, насколько сознательно ученик относится к работе.
Для оформления лабораторных работ существуют рекомендации по ведению тетрадей и оформлению лабораторных работ биологии (прил.2).
На лабораторных занятиях важную роль играет биологический рисунок. Как учебное средство рисунок развивает умение наблюдать объект, выделять существенные его черты и в то же время подмечать детали. Изображение объекта и выполнение подписей к рисунку способствуют прочному усвоению знаний о строении биологического объекта (прил. 3).
Таким образом, в нашей работе мы рассматриваем лабораторные работы как один из практических методов обучающего взаимодействия педагога с учащимися, заключающийся в проведении последними по заданию учителя опытов с использованием специального оборудования.
Лабораторные работы является обязательным и важнейшим компонентом образовательных программ. Выполнение лабораторных работ должно базироваться на материале, изложенном в учебной литературе, рекомендованной для данного курса и должны проводится согласно календарно-тематическому планированию в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.
Важно отметить, что лабораторные работы рекомендуется проводить на разных по содержанию уроках биологии, так как в зависимости от содержания урока выполнение работы имеет свои особенности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.