Название системы обучения |
Автор |
Издательство |
Наименование учебных дисциплин |
Характеристика УМК |
Характеристика ведущих идей |
Главные особенности |
УМК «Школа России» |
под ред. А. Плешакова |
«Просвещение» |
обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки. |
|
|
Главными особенностями системы «Школа России» являются: - приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников, - личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.
|
Система учебников «Перспектива» |
под редакцией Л.Ф. Климановой |
«Просвещение» |
«Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология». |
Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. |
УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе. В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельный работы. |
Система учебников «Перспектива» сегодня — это: -современный информационный и образовательный ресурс для детей, учителей и семьи; - эффективные образовательные инновации; - успешное будущее для наших детей.
|
УМК «Школа 2100» |
научный руководитель - Л.Г. Петерсон |
«Баласс» |
Русский
язык. |
Все учебники этого комплекса сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом. В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера. УМК полностью обеспечивает сочетание результатов обучения: предметных (развитие конкретных предметных умений ), а также метапредметных результатов (развитие общеучебных умений или, говоря иначе, универсальных учебных действий)
|
К развиваемым данным УМК универсальным учебным действиям можно отнести: - интеллектуально-речевые умения (умения работать с информацией, представленной в различных видах), - собственно интеллектуальные (целенаправленное развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, классификация и т.д.) - организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д., - коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), - нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев), - личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами таких предметов, как литературное чтение и окружающий мир, социализация личности младшего школьника
|
Все предметные УМК, составляющие комплекс УМК «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это: - проблемно-диалогической технология, - технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения); -технологии оценивания учебных успехов; - проектной технологии.
|
«Перспективная начальная школа» |
научный руководитель - Н.А. Чуракова |
«Академкнига/учебник» |
Русский
язык. |
Основные задачи начального общего образования: - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; - воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. Предлагаемый учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать, — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.
|
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации |
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава российского общества; - ориентацию на результаты образования как системно образующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования; - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности
|
Учебно-методический комплекс «РИТМ» |
УМК «Классическая начальная школа» |
«Дрофа» |
Русский
язык. Автор: Рамзаева Т.Г. |
УМК всех предметных линий, образующих комплекс, обеспечивают устойчивую мотивацию младших школьников к обучению, реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов, обозначенных во ФГОС начального общего образования, формирование универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться и готовности к саморазвитию |
Комплекс учебников «РИТМ» представляет собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы. В учебниках, разработанных на единой концептуальной основе, органически соединяются традиции отечественной начальной школы, восходящие к К. Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Это принципы развивающего обучения, коммуникативно-деятельностный подход к обучению, дифференциация и индивидуализация обучения, забота о том, чтобы центральной фигурой учебного процесса был ребенок, возможность обеспечить ему постоянную мотивацию, создать условия для самостоятельного добывания знаний и оценки результатов деятельности, а также проектирование особых условий обучения, в которых ребенок учится взаимодействовать с товарищами, отстаивать свою позицию, быть терпеливым и терпимым. Содержание всех предметов выстроено в единой логике, которой соответствует методический аппарат учебников.
|
Комплекс учебников для начального общего образования «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)» является целостной системой, построенной на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. Она отличается сочетанием современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования |
.Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века» |
научный руководитель - Н.Ф. Виноградова |
«Вентана – Граф» |
Русский
язык. |
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. |
Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. |
Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. |
Учебно-методический комплекс «Планета знаний» |
(научный рук. И.А. Петрова) |
«Астрель» |
Русский
язык. |
Учитель, работающий по данному УМК, имеет все необходимое для эффективной организации не только учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления внеклассной работы по предмету, воспитательной работы по духовно-нравственному развитию ученика. В содержание УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Система учебников «Планета Знаний» воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. УМК «Планета знаний» способствует созданию здоровьесберегающей среды обучения; формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. |
В целях создания здоровьесберегающей среды УМК «Планета знаний» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение первого года обучения. УМК «Планета знаний» включает полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований Основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана, рабочие тетради, методические пособия, дидактические материалы, проверочные работы, электронные образовательные ресурсы, дополнительные пособия для дошкольников, дополнительные пособия для школьников. Учебные программы по предметам содержат планируемые результаты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), тематическое планирование содержит описание учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Обеспеченность электронными приложениями к учебникам позволяет вести преподавание с использованием современных технологий по всем предметам первого класса. |
Это комплект, который способствует решению стратегических задач школьного образования, обозначенных в инициативе президента РФ «Наша новая школа». Это — комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования (все учебники включены в Федеральный перечень учебников в раздел рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений Российской Федерации). Это комплект, который позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, сохранять и укреплять здоровье школьников, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий. Это учебники, которые с полным основанием можно назвать учительскими. Среди авторов — заслуженные учителя России, школьные учителя высшей категории и опытные методисты, академики Российской академии образования, доктора и кандидаты педагогических наук, преподаватели вузов. Руководитель авторского коллектива И.А. Петрова. Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует: - комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения; ü высокий и прочный уровень обученности учащихся; - формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться; - полноценное соединение знаний и практических навыков; - объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; - обеспечение эффективной социализации учащихся.
|
Учебно-методический комплект «Гармония» |
научный руководитель - Н.Б. Истомина |
«Ассоциация XXI века» |
Русский язык. |
В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой. Букварь «Мои первый учебник», предназначенный для курса «Обучение грамоте», обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения и письма, но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой. Букварь предполагает активное продвижение как детей, только начинающих учиться читать, так и тех, кто уже находится на разных этапах овладения техникой чтения. В целом данный букварь создает условия для успешного продолжения обучения чтению и русскому языку в рамках отдельных учебных предметов. Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у младших школьников языковых и речевых умений, их функциональной грамотности одновременно со становлением у них всего комплекса универсальных учебных действий. Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности Курс математики, представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий Особенностями содержания курса «Окружающий мир» являются: интегративный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и исторических знаний; целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений. Основной курс, представленный в учебниках «Технология», является предметная преобразующая деятельность, которая позволяет интегрировать понятийные (умозрительные), наглядно-образные, наглядно-действенные компоненты познавательной деятельности. Курс музыки, представленный в учебниках «К вершинам музыкального искусства», имеет следующие особенности: - развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки; - отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным - формирование наряду с песенным типом музыкального мышления на симфоническом уровне; ü методический принцип «воссоздания» шедевров мирового музыкального искусства, состоящий в том, что целостному восприятию произведения предшествует этап «создания» его ребенком посредством прохождения основных этапов композиторского пути; -создание школьниками самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими собственными средствами передавать чувства и мысли людей как результат знакомства с музыкальными образами различных жанров музыки и раскрытия многогранных связей музыки и жизни. Целью учебников «Физическая культура» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия.
|
Обучение литературному чтению направлено также на: обогащение духовно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России; - освоение универсальных учебных действий -совершенствование всех видов речевой деятельности, умений строить монологическое высказывание и вести диалог; - развитие творческих способностей; - воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; - расширение читательского кругозора. В процесса изучения курса математики дети овладевают: математическими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой курса, и научатся использовать их для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладеют умениями: строить рассуждения; аргументировать и корректировать высказывания различать обоснованные и необоснованные суждения; выявлять закономерности; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки, что обеспечит им успешное продолжение математического образования в основной школе Изучение окружающего мира направлено на: - формование у младших школьников целостной картины мира природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; - освоение комплекса предметных знаний, умений и универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; - развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - воспитание гражданина, любящего своё Отечество, осознающего свою принадлежность к нему, уважающего образ жизни, нравы и традиции населяющих народов, стремящихся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.
Главные особенности курса «Изобразительное искусство»: -знакомство школьников с образным языком изобразительного искусства как основой эмоционально-этического освоения окружающего мира; - коммуникативная направленность обучения, обеспечивающая воспитание базовой визуальной культуры личности и первичное освоение изобразительных средств визуального общения; - деятельностный подход к изучению и дальнейшему практическому освоению изобразительной, конструкторской и декаративно-художественной деятельности; - обучение на основе проблемных задач, когда учитель, не подсказывая окончательного ответа, ставит вопросы, помогающие учащимся самим прийти к правильному решению; - формирование приёмов познавательной деятельности и развитие интереса к области художественного освоения мира, обогащение чувственного и практического творческого опыта ребенка.
|
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: - способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; -способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; - способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
|
Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» |
Л.С Выготский В.В Давыдов |
«Русское слово» |
Русский язык. |
Курс «Литературного чтения» направлен на развитие речи учащихся и овладение ими техникой чтения, приемами интерпретации и анализа различных видов текста, формирует функциональную грамотность, создает представление о литературе как виде искусства, последовательно формирует универсальные учебные действия. Удобная структура учебника «Литературное чтение», сказочные персонажи и игровая форма подачи материала способствуют усвоению важнейших литературоведческих понятий. Главными особенностями курса математики (Гейдман Б.П.) являются: - гармоничное сочетание арифметических, геометрических и логических составляющих курса; - содержание знаний, необходимых для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования; - приобретение учащимися навыков логического и алгоритмического мышления, а также развитию у них пространственного воображения и интуиции; - формирование умение выполнять устно и письменно арифметического действия на множестве натуральных чисел, решать текстовые задачи, представлять, анализировать и интерпретировать данные; - знакомство учащихся с простейшими геометрическими фигурами и величинами; - включение с 3 класса заданий по информатике. В основе курса по «Окружающему миру» лежит: - концентрическое построение авторской программы, обеспечивающее последовательное расширение и углубление знаний в соответствии с основными содержательными линиями; - аксиологический подход к отбору содержания, ориентирующий педагогов на приоритетное формирование у младших школьников системы ценностей, потребностей, установок; -направленность содержания всех учебных пособий комплекта на формирование основных универсальных учебных действий; - интеграция научного и художественно-образного способов познания окружающего мира; - содержание имеет экологическую направленность, создающую условия для воспитания ответственного отношения ребенка к окружающему миру природы, к себе, своему здоровью, к другим людям; - осуществление метапредметных связей.
|
особенности
УМК «Начальная инновационная школа»: Основные
принципы разработки системы учебников «Начальная инновационная школа»: Учебно-методический комплект «Начальная инновационная школа» в своей основе опирается на самые прогрессивные психолого-педагогические теории современного образования: теорию развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), теорию формирования учебной деятельности (В.В. Давыдов). Кроме того, УМК основывается на традиционных и современных дидактических принципах обучения, развития и воспитания младших школьников: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, принцип природосообразности, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип доступности и посильности, принцип научности, принцип систематичности и последовательности, принцип индивидуального подхода к учащимся, принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения и др. Издательство «Русское слово» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения разработало основную образовательную программу начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа
|
Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» создана в соответствии с ФГОС II поколения, отличительной особенностью которого является системность требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы НОО, к его структуре и к условиям реализации. Цель УМК обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями. |
Развивающая система Л.В. Занкова |
научный руководитель – Н.В. Нечаева |
«Издательский дом «Федоров»» |
Русский язык Математика Окружающий мир Литературное чтение Изобразительное искусство музыка |
Ведущим понятием для системы развивающего обучения Л.В. Занкова является целостность. Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения программного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания. Педагогическая система Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. |
Предмет «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. Курс русского языка разработан на коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет осваивать в единстве логическую систему языка, речь, а также знакомиться с историей языка при сравнении образов, созданных словесными и изобразительными средствами. В курсе математики сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. Музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. Знания о музыке, о ее истории, выдающихся композиторах и исполнителях интегрируются со знаниями по музыкально-театральному искусству, литературе, изобразительному искусству и т.д. При интегрированном подходе к структурированию содержания новой учебной темы актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что позволяет формулировать многоаспектные задания. В таких заданиях, сочетаниях разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом. При таком широком поле возможностей нишу для развития найдет каждый ребенок, в том числе и одаренный, и нуждающийся в педагогической поддержке. Общей чертой всей системы учебников является то, что одно и то же учебное содержание может быть представлено в форме наглядных и/или словесных (и иных) образов, в виде теории, в виде подборки эмпирических фактов и т.п. Разнообразие представления учебного содержания позволяет активизировать разные типы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое (теоретическое); разные типы восприятия и переработки информации – аудиальный, визуальный и кинестический, а в целом создает предпосылки для индивидуализации обучения и прочности усвоения знаний
|
Общая целевая установка Стандарта II поколения совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. Программы и учебно-методические комплекты, разработанные на методологических основах системы Л.В. Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в ФГОС. |
Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова |
Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова |
«Вита-Пресс» |
Математика Литераурное чтение
|
Все учебники русского языка для 1-4 классов (включая Букварь) в данном УМК имеют диалогический характер – каждая учебная задача возникает в нем как результат дискуссии между сквозными персонажами и формулируется в виде вопроса. Предполагается, что сюжеты проблемных ситуаций, предваряющих постановку учебной задачи, могут быть использованы учителем в качестве некоего сценария на уроках соответствующего типа. Коллективно-распределительный характер учебной деятельности, использование учебного диалога как основной формы урока, задаваемой стилем изложения материала в данном УМК, ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и путей ее решения, т.е. порождает содержательные мотивы общения на уроке. Структура параграфа – основного компонента учебника в анализируемом УМК – последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит ее основные звенья: момент постановки задачи, этапы поиска общего способа ее решения, освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале, контроль и оценку. в каждом параграфе учебников для 1-4 классов четко выделены: 1) мотивационный материал, предваряющий основную часть параграфа, в котором представлена проблемная ситуация в виде сюжета с участием сквозных персонажей; 2) система основных заданий, отражающих понятийную логику параграфа, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи; 3) блок упражнений и заданий, содержащих отработочный иконкретизирующий найденный способ материала; 4) разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения открытым в данном параграфе способом, новыми знаниями.
|
Представленное в учебниках математическое содержание определяет методы, формы организации и общения детей, характер дидактических материалов и другие стороны учебного процесса. Содержание учебного материала тесно связано с психическим развитием ребенка и способствует созданию благоприятных условий для развития учебной деятельности детей и способствует интенсивному развитию мышления и мыслительных операций с ними связанных: анализа, рефлексии и планирования. Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса. Предметом рассмотрения литературного чтения является способ чтения, а его объектом – литературный текст. Целью литературного чтения в системе развивающего обучения является обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении. Методическое и психологическое сопровождение учителя, работающего по УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова осуществляется на постоянно действующем сайте www.n-bio.ru, где размещаются обновляющиеся методические материалы, ответы на вопросы, ссылки, информация о курсах переподготовки, информация для родителей и т.д.
|
Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.