Химический диктант как метод контроля знаний учащихся
Оценка 4.9

Химический диктант как метод контроля знаний учащихся

Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
02.04.2020
Химический диктант как метод контроля знаний учащихся
химический диктант доклад - копия.doc

Филиал МБОУ Аркинской СОШ в с. Лубошево

 

"Химический диктант как метод                          контроля знаний учащихся"

 

Учитель биологии и химии: Смирнова Л.А.

Одним из методических приёмов обеспечивающих успешное усвоение основ химии, является химический диктант.

Цель проверочных диктантов – помочь преподавателю сократить время на проверку знаний большого количества учащихся, правильно организовать индивидуальную работу  с ними целенаправленно готовить к дальнейшему усвоению нового материала. Методически обоснованное проведение химических диктантов позволяет преподавателю своевременно  обнаружить пробелы в знаниях учащихся, при этом не требуется специальных занятий для проверки и закрепления изученного материала. Химический диктант – фронтальная письменная работа, рассчитанная на  10 – 15 минут. Он представляет собой систему вопросов или заданий, которые диктует учитель, и ответы,  которые учащиеся тут же дают в письменном виде. Ограничение времени на ответы приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся,  формирует способность рационально расходовать время воспитывает у них собранность и другие качества личности.

Диктант можно проводить почти на каждом уроке на всех его этапах. При проведении химического диктанта преобладает знакомая информация, письменная же речь используется лишь для пояснения символики . Поэтому при составлении химических  диктантов включаю вопросы требующие знания изображения химических символов, их назначения и произношения; знания валентности и умения составлять химические формулы по валентности; умения составлять уравнения химических реакций в молекулярной , полной и сокращённой форме и объяснять их сущность ; знания номенклатуры неорганических и органических веществ; знания химических свойств веществ; знания типов химических реакций и условий их протеканий .

Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. Различают индивидуальную, дифференцированную, групповую, фронтальную, устную, письменную, компьютерную, экспериментальную формы контроля знаний учащихся. Внутри этих форм различают методы контроля.

В последнее время все большее значение приобретает компьютерная форма контроля знаний учащихся. Однако не теряет своей актуальности и важности письменная форма контроля, которая может включать в себя методы: химический диктант, контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, проверка письменного домашнего задания.

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение химических знаний в производстве, медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета.

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

После изучения темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе проводится химический диктант, позволяющий проверить знания учащихся о свойствах оксидов, кислот, оснований и солей. Он развивает у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований, кислот, солей, а также закрепляет знания учащихся по данной теме.

Учитель записывает на доске изученные термины и зачитывает утверждения, в которых говорится о данных соединениях. Учащиеся записывают номер того утверждения, которое соответствует данному термину. На выполнение задания отводится 10 - 15 минут.

·        Оксиды (2,3,5,12,13,15)

·        Основания (4,7)

·        Кислоты (6, 14)

·        Соли (1,3,9,11)

·        Щелочи (4,7,8)

1.      Представитель этой группы веществ часто используется для приготовления пищи и носит название хлорид натрия (соль - NaCl)

2.      Эти соединения образуются при горении простых веществ (оксиды)

3.      Продукты реакций взаимодействия кислот и оснований относятся к классам... (оксиды - H 2O, соли)

4.      Вещество едкое кали относится к этому классу соединений (основания, щелочи)

5.      Они бывают кислотные, основные, амфотерные (оксиды)

6.      При растворении SO2 в воде образуется соединение, которое относится к классу... (кислот - H2SO3 - сернистая кислота)

7.      Эти соединения состоят из атомов металлов и гидроксильных групп. (основания, щелочи)

8.      Растворимые в воде основания называются... (щелочи)

9.      Эти соединения делятся на 3 группы. Бывают кислые, основные и средние... (соли)

10.   Соединения этого класса веществ используются под названием «сода» в быту (соли - Na2CO3; NaHCO3)

11.   Соединения, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков, носят название... (соли)

12.   Соединения, общий состав которых выражается общей формулой RxOy, называются... (оксиды)

13.   Эти соединения образуются при разложении нерастворимых в воде оснований (оксиды)

14.   С этими веществами могут реагировать не все металлы, а лишь некоторые, стоящие до водорода в ряду активности металлов, способные выделять его в свободном виде (кислоты)

15.   При восстановлении этих соединений водородом образуются чистые металлы (оксиды)

Диктант может быть предложен учащимся при повторении курса неограниченной химии 8 класса на первых уроках в 9 классе.

Результаты и проверка диктанта проходят совместно с учащимися: исправляются ошибки, неточности.

Литература:

Е.П. Сгибнева, А.В. Скачков. Современные открытые уроки химии.

Ростов – на – Дону, «Феникс», 2002 год.

Г.М.Чернобельская. Методика обучения химии в средней школе. Москва, «Владос», 2000 год.

Учебники химии для учащихся 8 – 11 классов разных авторов.


Филиал МБОУ Аркинской СОШ в с.

Филиал МБОУ Аркинской СОШ в с.

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020