Химический диктант как метод контроля знаний учащихся

  • Контроль знаний
  • doc
  • 02.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала химический диктант доклад - копия.doc

Филиал МБОУ Аркинской СОШ в с. Лубошево

 

"Химический диктант как метод                          контроля знаний учащихся"

 

Учитель биологии и химии: Смирнова Л.А.

Одним из методических приёмов обеспечивающих успешное усвоение основ химии, является химический диктант.

Цель проверочных диктантов – помочь преподавателю сократить время на проверку знаний большого количества учащихся, правильно организовать индивидуальную работу  с ними целенаправленно готовить к дальнейшему усвоению нового материала. Методически обоснованное проведение химических диктантов позволяет преподавателю своевременно  обнаружить пробелы в знаниях учащихся, при этом не требуется специальных занятий для проверки и закрепления изученного материала. Химический диктант – фронтальная письменная работа, рассчитанная на  10 – 15 минут. Он представляет собой систему вопросов или заданий, которые диктует учитель, и ответы,  которые учащиеся тут же дают в письменном виде. Ограничение времени на ответы приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся,  формирует способность рационально расходовать время воспитывает у них собранность и другие качества личности.

Диктант можно проводить почти на каждом уроке на всех его этапах. При проведении химического диктанта преобладает знакомая информация, письменная же речь используется лишь для пояснения символики . Поэтому при составлении химических  диктантов включаю вопросы требующие знания изображения химических символов, их назначения и произношения; знания валентности и умения составлять химические формулы по валентности; умения составлять уравнения химических реакций в молекулярной , полной и сокращённой форме и объяснять их сущность ; знания номенклатуры неорганических и органических веществ; знания химических свойств веществ; знания типов химических реакций и условий их протеканий .

Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. Различают индивидуальную, дифференцированную, групповую, фронтальную, устную, письменную, компьютерную, экспериментальную формы контроля знаний учащихся. Внутри этих форм различают методы контроля.

В последнее время все большее значение приобретает компьютерная форма контроля знаний учащихся. Однако не теряет своей актуальности и важности письменная форма контроля, которая может включать в себя методы: химический диктант, контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, проверка письменного домашнего задания.

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение химических знаний в производстве, медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета.

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

После изучения темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе проводится химический диктант, позволяющий проверить знания учащихся о свойствах оксидов, кислот, оснований и солей. Он развивает у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований, кислот, солей, а также закрепляет знания учащихся по данной теме.

Учитель записывает на доске изученные термины и зачитывает утверждения, в которых говорится о данных соединениях. Учащиеся записывают номер того утверждения, которое соответствует данному термину. На выполнение задания отводится 10 - 15 минут.

·        Оксиды (2,3,5,12,13,15)

·        Основания (4,7)

·        Кислоты (6, 14)

·        Соли (1,3,9,11)

·        Щелочи (4,7,8)

1.      Представитель этой группы веществ часто используется для приготовления пищи и носит название хлорид натрия (соль - NaCl)

2.      Эти соединения образуются при горении простых веществ (оксиды)

3.      Продукты реакций взаимодействия кислот и оснований относятся к классам... (оксиды - H 2O, соли)

4.      Вещество едкое кали относится к этому классу соединений (основания, щелочи)

5.      Они бывают кислотные, основные, амфотерные (оксиды)

6.      При растворении SO2 в воде образуется соединение, которое относится к классу... (кислот - H2SO3 - сернистая кислота)

7.      Эти соединения состоят из атомов металлов и гидроксильных групп. (основания, щелочи)

8.      Растворимые в воде основания называются... (щелочи)

9.      Эти соединения делятся на 3 группы. Бывают кислые, основные и средние... (соли)

10.   Соединения этого класса веществ используются под названием «сода» в быту (соли - Na2CO3; NaHCO3)

11.   Соединения, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков, носят название... (соли)

12.   Соединения, общий состав которых выражается общей формулой RxOy, называются... (оксиды)

13.   Эти соединения образуются при разложении нерастворимых в воде оснований (оксиды)

14.   С этими веществами могут реагировать не все металлы, а лишь некоторые, стоящие до водорода в ряду активности металлов, способные выделять его в свободном виде (кислоты)

15.   При восстановлении этих соединений водородом образуются чистые металлы (оксиды)

Диктант может быть предложен учащимся при повторении курса неограниченной химии 8 класса на первых уроках в 9 классе.

Результаты и проверка диктанта проходят совместно с учащимися: исправляются ошибки, неточности.

Литература:

Е.П. Сгибнева, А.В. Скачков. Современные открытые уроки химии.

Ростов – на – Дону, «Феникс», 2002 год.

Г.М.Чернобельская. Методика обучения химии в средней школе. Москва, «Владос», 2000 год.

Учебники химии для учащихся 8 – 11 классов разных авторов.


Посмотрите также