Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
стартовой диагностической работы для определения готовности
обучающихся 10 классов к освоению курса
БИОЛОГИИ
Предмет: «биология» 10 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений, составленный под руководством В.В.
Пасечника
Вид контроля: стартовый
1. Характеристика структуры КИМ.
Работа включает 20 заданий. Распределение заданий КИМ по типам даётся в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по типам
|
Число заданий |
Задания с кратким ответом в виде одной буквы |
15 |
Задания с несколькими ответами: укажите верные суждения |
1 |
Задания на множественный выбор |
2 |
Задания на установление соответствия |
2 |
Итого |
20 |
2.Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по БИОЛОГИИ
Стартовая работа включает в себя пять содержательных
блоков, которые соответствуют блокам Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии.
Первый блок «Биология как наука» включает в себя задания, контролирующие знания: о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания: о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приёмах выращивания растений и разведения животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы»
содержит задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.
Четвёртый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); внутренней среде, об иммунитете, органах чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
содержит задания, проверяющие знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.
3.Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на стартовой работе
Таблица2
Код |
Описание элементов метапредметного содержания |
1 |
Умение делать выбор из предложенных вариантов (познавательное УУД) |
2 |
Умение классифицировать, анализировать (познавательное УУД) |
3 |
Умение высказывать суждения (познавательные УУД) |
4 |
Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) |
5 |
Умение строить логические рассуждения, умозаключения |
6 |
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативное УУД) |
7 |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
4. Распределение заданий стартовой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Соотношение числа заданий по разным элементам содержания отражает учебное время, отводимое в процессе изучения курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий стартовой диагностической работы по элементам содержания темы.
В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.
Распределение заданий по уровням усвоения содержания
Таблица 3
Уровни усвоения содержания |
Число заданий |
1. Воспроизведение знаний |
8 |
2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации |
10 |
3. Применение знаний и умений в измененной ситуации |
2 |
Итого: |
20 |
5.Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
6. Продолжительность диагностической работы
На выполнение диагностической работы отводится 30 минут.
7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом
Каждое правильно выполненное задание 1–16 оценивается 1 баллом, задания 17 – 20 - 2 балла (если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов).
Максимальный балл- 24
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 4
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Баллы |
|
|
|
|
|
0-8 |
13-9 |
18-14 |
24-19 |
План стартовой диагностической работы по биологии. Учащихся 10 классов
Таблица 5
№ задания |
Проверяемый элемент содержания |
Код контролируемого элемента |
Уровень сложности задания |
Время выполнения (в мин) |
Макс. балл за выполнение |
1 |
Роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей |
1.1 |
Б |
1 |
1 |
2 |
Признаки живых организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы |
2.1,2.2 |
Б |
1 |
1 |
3 |
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Железы внутренней секреции. Гормоны. |
4.2 |
Б |
1 |
1 |
4 |
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов |
2.2 |
Б |
1 |
1 |
5 |
Признаки живых организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы - неклеточные формы жизни. |
2.1 |
Б |
1 |
1 |
6 |
Признаки живых организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы - неклеточные формы жизни. |
2.1,2.2 |
Б |
1 |
1 |
7 |
Роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей. Клеточная теория |
1.1,2.2, 2.1 |
Б |
1 |
1 |
8 |
Царство растений |
3.3,2.2 |
Б |
1 |
1 |
9 |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи. |
4.14,4.15 |
Б |
1 |
1 |
10 |
Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. |
2.2 |
Б |
2 |
1 |
11 |
Система, многообразие и эволюция живой природы. Царство Животные |
3.4 |
Б |
2 |
1 |
12 |
Соблюдение санитарно -гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи |
4.15, 4.12 |
Б |
2 |
2 |
13 |
Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. |
4.2 |
П |
2 |
2 |
14 |
Экосистемная организация живой природы. Биосфера. |
3.5, 5.2, 5.3 |
П |
3 |
2 |
15 |
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции |
3.3, 3.5 |
П |
3 |
2 |
16 |
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. |
5.2 |
П |
3 |
2 |
17 |
Признаки организмов. Царство Грибы. Царство Животные. |
2.2, 3.2, 3.4 |
П |
3,5 |
2 |
18 |
Приспособления организмов к различным факторам среды обитания |
3.3, 3.4,3.5, 5.1 |
П |
3,5 |
3 |
19 |
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека |
4.7 |
П |
3.5 |
3 |
20 |
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе |
5.2 |
П |
3.5 |
3 |
Всего заданий – 20, из них по уровню сложности: Б – 12 П – 8 Общее время выполнения работы – 45 мин. Максимальный первичный балл – 32. |
класс |
Всего чел |
писали |
На 5 |
На 4 |
На3 |
На2 |
%кач |
10 |
32 |
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого |
|
|
|
|
|
|
|
Стартовая диагностическая работа по биологии. 10 класс
Вариант – 1 ЧАСТЬ 1. Задания с выбором одного верного ответа
1.Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов? 1)систематика, 2)эмбриология, 3)генетика, 4)палеонтология
2.Какое свойство характерно для живых тел природы организмов, в отличие от объектов неживой природы?
1)ритмичность, 2)движение, 3)раздражительность, 4)рост
3.Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока? 1)наблюдение, 2)описательный, 3)экспериментальный, 4)моделирование
4.Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма? 1)Орган-ткани-организм-клетки-молекулы-системы органов, 2)Молекулы-ткани-клетки-органы-системы органов – организм, 3)Молекулы-клетки-ткани-органы-системы органов – организм, 4)Система органов-органы-ткани-клетка-молекулы-организм-клетки
5. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них 1)-ядра,2)-пластид,3)-оболочки из клетчатки,4)-вакуолей с клеточным соком
6.У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они 1)вступают в симбиоз с растениями, 2)находятся вне клетки, 3)паразитируют внутри клетки , 4)превращаются в зиготу
7. Какие клетки человека наиболее существенно различаются по набору хромосом?1)соединительной и эпителиальной тканей,2)половые мужские и женские,3)половые и соматические,4)мышечной и нервной тканей
8. Что происходит в листьях при фотосинтезе? 1) выделяется углекислый газ, 2) образуются органические вещества из неорганических, 3)поглощается кислород, 4) испаряется вода
9. При малокровии у человека уменьшается количество 1)антител, 2)лейкоцитов, 3)фибриногена, 4)гемоглобина
10.К эукариотам относятся 1)кишечная палочка, 2)амеба, 3)холерный вибрион, 4)стрептококк
11. Переваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у 1) моллюсков, 2) ракообразных, 3) пауков, 4) насекомых
12. Что из перечисленного является самым распространенным способом коррекции близорукости? 1) прием лекарственных препаратов, 2) двояковыпуклые линзы, 3) специальные упражнения для глаз, 4) двояковогнутые линзы
13. Что из перечисленного лежит в основе работы нервной системы человека? 1) рассудочная деятельность, 2) мышление и речь, 3) рефлекс, 4) восприятие сигналов внешней среды
14. Какую роль в экосистеме играют организмы-разрушители органических веществ? 1)паразитируют на корнях растений, 2)устанавливают симбиотические связи с растениями, 3)синтезируют органические вещества из неорганических веществ, 4)превращают органические вещества в минеральные вещества
15. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений? А. При фотосинтезе растениями поглощается углекислый газ. Б. Световая энергия при фотосинтезе превращается в энергию химических связей органических веществ. 1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
16.Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1)пеночка-трещотка→ жук-листоед→ растение→ ястреб
2)жук-листоед→ растение→ пеночка-трещотка→ ястреб
3)пеночка-трещотка→ ястреб→ растение→ жук-листоед
4)растение→ жук-листоед→ пеночка-трещотка→ ястреб
ЧАСТЬ 2. Задание с выбором нескольких верных ответов.
17. Сходство грибов и животных состоит в том, что
1)они способны питаться только готовыми органическими веществами, 2)они растут в течении всей своей жизни, 3)в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
4)в клетках содержится хитин, 5)в их клетках отсутствуют специализированные органоиды-хлоропласты, 6)они размножаются спорами
18.Среди приведённых ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:
1)Листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
2)Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложений жира в хвостовой части у курдючных овец
3)Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды
4)Листопад осенью
5)Наличие на листьях опущения, светлый цвет у листьев.
6)Превращение части стебля в “ловчий аппарат” у растений, питающихся насекомыми
19. Установите соответствие между признаками авитаминоза и витаминами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ АВИТАМИНОЗА А) сокращение поступления кальция из кишечника в кровь, Б) размягчение и деформация костей черепа и конечностей, В) кровоточивость десен, Г) снижение иммунитета, Д) выпадение зубов,
ВИТАМИНЫ 1) С, 2) D
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
20. Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА A) образуют органические вещества из неорганических, Б) потребляют готовые органические вещества, В) используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, Г) принадлежит к растительноядным животным, Д) являются первым звеном цепи питания
ГРУППА 1) производители, 2) потребители
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Матрица ответа
Класс |
ФИО , |
|
вариант |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
ИТОГО |
|
ОЦЕНКА |
|
Класс |
ФИО , |
|
вариант |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
ИТОГО |
|
ОЦЕНКА |
|
Класс |
ФИО , |
|
вариант |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
ИТОГО |
|
ОЦЕНКА |
|
Класс |
ФИО , |
|
вариант |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
ИТОГО |
|
ОЦЕНКА |
|
Класс |
ФИО , |
|
вариант |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
ИТОГО |
|
ОЦЕНКА |
|
Класс |
ФИО , |
|
вариант |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
|
ИТОГО |
|
ОЦЕНКА |
|
Ответы к заданиям варианта 1
№ задания |
Ответы |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
1 |
6 |
3 |
7 |
2 |
8 |
2 |
9 |
4 |
10 |
2 |
11 |
3 |
12 |
4 |
13 |
3 |
14 |
4 |
15 |
3 |
16 |
4 |
17 |
1.4.5 |
18 |
2.3.5 |
19 |
22111 |
20 |
12121 |
Стартовая диагностическая работа по биологии. 10 класс
Вариант – 2 ЧАСТЬ 1. Задания с выбором одного верного ответа
1.Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки? 1. Гистология, 2. Эмбриология , 3. Экология, 4. Цитология
2. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развитии следующим поколениям , называется: 1. изменчивость,2.размножение,3.развитие,4.наследственность
3. Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод 1) центрифугирования, 2) пересадки генов, 3) меченых атомов, 4) микроскопии
4. Какой уровень организации живого представляет хвойный лес 1.популяционно-видовой, 2. биосферный, 3. биоценотический, 4.организменный
5. Митохондрии и лизосомы отсутствуют в клетках 1)-бактерий,2)-грибов,3)-животных,4)-растений
6. Вирусы, проникая в клетку хозяина, 1) питаются рибосомами; 2) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности, 3) воспроизводят свой генетический материал; 4) поселяются в митохондриях;
7. Главным компонентом ядра являются 1)-рибосомы,2)-хромосомы,3)-митохондрии,4)-хлоропласты
8. Какова главная функция хлорофилла в растениях? 1) выделение углекислого газа, 2) поглощение энергии света, 3) защита растений от грибковых и вирусных болезней, 4) превращение листьев растений в ядовитые для насекомых-вредителей
9. Почему человек дрожит, когда ему очень холодно? 1) чтобы остановить проникновение холода сквозь кожу, 2) чтобы создать с помощью мышечной активности дополнительную энергию, 3) чтобы улучшить передачу сигнала о холоде в мозг, 4) чтобы доставить больше крови к поверхности кожи
10. К эукариотам относятся 1)кишечная палочка, 2)инфузория, 3)холерный вибрион, 4)стрептококк
11. Какое из названных простейших имеет постоянное место удаления остатков непереваренной пищи (порошицу)? 1) инфузория-туфелька, 2) амеба дизентерийная, 3) амеба обыкновенная, 4) эвглена зеленая
12. Дальнозоркость у человека корректируют в большинстве случаев с помощью 1) приема лекарственных препаратов, 2) двояковыпуклых линз, 3) специальных упражнений для глаз, 4) хирургической операции
13. Какую из перечисленных функций не выполняет спинной мозг? 1) проведение импульсов от головного мозга к скелетной мускулатуре, 2) осуществление простейших двигательных рефлексов, 3) проведение импульсов от скелетной мускулатуры к головному мозгу, 4) управление произвольными движениями скелетных мышц
14. Как получают энергию продуценты (производители)? 1) Они потребляют воду из почвы.2) Они используют энергию солнца.3) Они питаются растущими растениями.4) Они питаются мертвыми организмами.
15. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. В результате дыхания растений выделяется углекислый газ.
Б. При дыхании растений энергия освобождается.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
16 Выберите правильно составленную пищевую цепь.
1) листья укропа → землеройка → обыкновенный еж → ястреб
2) листья укропа → обыкновенный еж → ястреб
3) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный еж
4) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб
ЧАСТЬ 2. Задание с выбором нескольких верных ответов.
17. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства хордовых животных? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сердце имеет 4 предсердия , 2) нервная система узлового типа, 3) способны к активному перемещению, 4) присутствует внутренний скелет, 5) имеется амбулакральная система, 6) кровеносная система замкнута
18. Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) дыхание атмосферным кислородом, 2) преобразование конечностей в ласты, 3) наличие диафрагмы, 4) толстый слой подкожного жира, 5) обтекаемая форма тела, 6) выкармливание детенышей молоком
19. Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК A) снижение иммунитета, Б) выпадение зубов, В) размягчение и деформация костей черепа и конечностей, Г) кровоточивость десен, Д) нарушение мышечной и нервной деятельности
ТИП АВИТАМИНОЗА 1) недостаток витамина С, 2) недостаток витамина D
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
20. Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания.
ЖИВОТНОЕ А) волк, Б) пресноводная гидра, В) полевая мышь, Г) божья коровка, Д) заяц-беляк , Е) колорадский жук ГРУППА 1) растительноядные, 2) плотоядные
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ответы вариант2
1 |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
1 |
6 |
3 |
7 |
2 |
8 |
2 |
9 |
2 |
10 |
2 |
11 |
1 |
12 |
2 |
13 |
4 |
14 |
2 |
15 |
3 |
16 |
4 |
Часть 2 |
|
17 |
346 |
18 |
245 |
19 |
11212 |
20 |
221211 |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.