Пояснительная записка
Тема: Контрольная работа «Органы цветкового растения»
Время: 40 минут
Цель: осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений при изучении темы «Органы цветкового растения». С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимся предметного содержания изучения данной темы, а также достижения метапредметных планируемых результатов.
Критерии оценивания
За верное выполнение заданий №1, №3, №4, №6-№10 ученик получает 1 балл. За выполнение заданий №2, №5, №11 и №12 по 2 балла. Задание 2 оценивается по трех бальной системе. Это задание высокой сложности. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, правильно выполнивший всю работу – 19 баллов. Перевод в пятибалльную систему представлен в таблице 1.
Количество набранных баллов |
Оценка |
Не приступил к работе |
1 |
0-7 |
2 |
8-9 |
3 |
10-15 |
4 |
16-19 |
5 |
В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.
Уровень сложности |
Число заданий |
Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности |
Базовый |
8 |
8 |
Повышенный |
4 |
6 |
Высокий |
1 |
3 |
Итого: |
13 |
19 |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Органы цветкового растения»
ВАРИАНТ 1.
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части из четырех предлагаемых ответов выберите один верный
1. При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества
1) из семядоли
2) из зародышевого корешка
3) из эндосперма
4) из почвы
2. Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке под цифрой 1?
1) боковой корень
2) главный корень
3) корневой волосок
4) придаточный корень
3. Побег состоит
1) из почек
2) из листьев
3) из стебля и листьев
4) из стебля, листьев, почек
4. По какой части древесного стебля происходит передвижение растворённых органических веществ из листьев ко всем органам?
1) камбий
2) сердцевина
3) древесина
4) луб
5. Какой буквой обозначена мочковатая корневая система?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
6. Какова роль листа в жизни растения:
1) осуществляет поглощение воды и минеральных солей
2) в нем происходит фотосинтез
3) выполняет опорную функцию
4) перемещает вещества по растению
7. Видоизменённый подземный побег имеет
1) главные, боковые корни;
2) все органы растения в зачаточном виде;
3) стебель, листья, почки.
8. У растений генеративными органами считают:
1) корни
2) почки
3) листья
4) цветки.
9. Венчик образован:
1) лепестками
2) тычинками
3) чашелистиками
4) лепестками и чашелистиками.
10. Плоды рябины приспособлены к распространению
1) насекомыми
2) ветром
3) водой
4) птицами
11. Рассмотрите рисунки, на которых изображены схемы соцветий. Под каким номером изображена схема сложного соцветия?
12. Укажите рисунок, на котором изображён плод ягода.
ЧАСТЬ 2
При выполнении задания этой части необходимо прочитать текст и ответь на вопросы
ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЛИСТЬЕВ
1) Колючки — одно из наиболее часто распространённых видоизменений; они служат защитой от поедания животными (барбарис, белая акация, верблюжья колючка, бодяк, чертополох). Колючки у пустынных растений — это приспособление, уменьшающее испарение влаги. Например, у кактуса листья превратились в колючки, а у побегов начинает преобладать функция запаса воды.
2) Усики (у сложных листьев некоторых видов растений) цепляются за опору, вынося весь побег к свету. При этом в усик могут превращаться либо верхние листочки сложного листа (горох, вика), либо весь лист целиком, а функцию фотосинтеза выполняют прилистники (некоторые виды чины).
3) Запасающую функцию выполняют сочные чешуи луковиц (лук, чеснок), кочана капусты. В мясистых сочных листьях алоэ, очитка накапливается вода, которую организм растения расходует при недостатке влаги во внешней среде.
4) Кроющие чешуи почек защищают нежные зачаточные листья и конус нарастания от неблагоприятных условий внешней среды.
5) Ловчие аппараты обеспечивают жизнь насекомоядных растений на болотах в условиях недостатка азота и других элементов минерального питания. Листья таких растений изменились до неузнаваемости, превратившись в ловушки (венерина мухоловка), кувшинчики (непентес). Листья некоторых растений своими блестящими, ярко окрашенными капельками на волосках привлекают муравьёв, мух, комаров, других мелких насекомых; выделяющийся при этом сок содержит пищеварительные ферменты (росянка).
Используя содержание текста «Видоизменения листьев», ответьте на следующие вопросы.
1) С какой целью происходит видоизменение листьев в колючки?
2) Какие видоизменения листьев связаны с функцией закрепления?
3) У кактуса листья преобразованы в колючки. А какой орган у кактуса выполняет функцию фотосинтеза?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Органы цветкового растения»
ВАРИАНТ 2.
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части из четырех предлагаемых ответов выберите один верный
1. При прорастании семени проросток гороха первое время получает питательные вещества
1) из эндосперма
2) из зародышевого корешка
3) из семядолей
4) из почвы
2. На рисунке изображена ткань, расположенная в стебле. Назовите ее.
1) покровная
2) механическая
3) образовательная
4) проводящая
3. Корни растениям нужны:
1) для закрепления в почве
2) для испарения воды
3) для поглощения воды
4) для поглощения питательных веществ.
4. Зону всасывания корня внешне можно отличить:
1) корневому чехлику;
2) небольшим отверстиям;
3) корневым волоскам;
4) большому количеству боковых корней.
5. Стебель растения обозначен на рисунке цифрой
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
6. Жилки листа:
1) придают листу прочность;
2) проводят растворы питательных веществ;
3) осуществляют фотосинтез;
4) проводят растворы питательных веществ и придают листу прочность.
7. Побег растения – это:
1) участок стебля без почек и листьев;
2) ствол дерева;
3) стебель с почками и листьями;
4) подземная часть стебля.
8. Если тычиночные и пестичные цветки находятся на одном растении, то оно называются:
1) тычиночным;
2) однодомным;
3) двудомным;
4) пестичным.
9. Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столонов у картофеля?
1) рыхление
2) окучивание
3) пасынкование
4) пикировка
10. Основными частями цветка, участвующими непосредственно в размножении, являются:
а) чашечка и венчик
б) чашечки и чашелистики
в) тычинки и пестик
г) околоцветник и цветоложе.
11. Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?
1) 2)
3)
4)
12. Определите простое соцветие - кисть
ЧАСТЬ 2
При выполнении задания этой части необходимо прочитать текст и ответь на вопросы
ЦВЕТОК
1) Цветок — видоизменённый побег, который обеспечивает опыление, оплодотворение и формирование плода с семенами.
2) Со стеблем цветок соединён цветоножкой. Цветоножка переходит в цветоложе, на котором располагаются все части цветка. В центре цветка находится пестик, состоящий из завязи, столбика и рыльца. В завязи пестика находится семяпочка. В ней формируется зародышевый мешок (женский гаметофит), в котором находятся диплоидная центральная клетка и яйцеклетка. Пестик окружён тычинками. В тычинке различают тычиночную нить и пыльник. В пыльниках созревает пыльца. Пыльцевое зерно (мужской гаметофит) состоит из вегетативной и генеративной клеток.
3) Тычинки и пестик окружены околоцветником. Околоцветник, состоящий из одинаковых листочков, называют простым. Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют двойным.
4) Строение цветка выражают формулой, в которой указывают число чашелистиков (Ч), лепестков (Л), тычинок (Т) и пестиков (П), например, формула цветка вишни — Ч5Л5ТхП1; формула цветка гороха — Ч(5) Л1+2+(2)Т(9)+1П1
5) У цветковых растений оплодотворение двойное. Пыльца, попав на рыльце пестика, прорастает. За счёт вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, по которой передвигаются два спермин (образуются из генеративной клетки). Спермин проникают в зародышевый мешок. Один из них сливается с яйцеклеткой и образуется зигота, из которой развивается зародыш семени. Другой сливается с центральной клеткой, в результате образуется эндосперм — особая ткань с запасом питательных веществ. Из зародыша и эндосперма формируется семя, а из покрова семязачатка — семенная кожура.
Используя содержание текста «Цветок», ответьте на следующие вопросы:
1) Что такое опыление? Какие виды опыления вы знаете?
2) Какова функция цветка?
3) Почему оплодотворение у цветковых растений называют двойным?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.