Химический классный час “В гостях у химии”
Оценка 4.8

Химический классный час “В гостях у химии”

Оценка 4.8
doc
25.06.2020
Химический классный час “В гостях у химии”
16567-v-gostyakh-u-khimii.doc

 

 

Внеклассное мероприятие:

«В гостях у химии»

(для учащихся 7 классов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химический классный час

“В гостях у химии”

Цель: Развитие интереса учащихся 7-8 классов к химии.

Задачи :

-       Организовать проведение занимательных опытов с целью формирования интереса учащихся 7-8 классов к химии;

-       Сформировать коллектив учащихся в ходе подготовки мероприятия;

-       Сформировать химические знания учащихся в процессе проведения викторины;

-       Развить творческие способности учащихся, формируя умение выступать перед аудиторией;

-       Осуществить межпредметные связи и развить логическое мышление.

 

Оформление и оборудование.

1.     Стенгазеты и плакаты о значении химии.

2.     Мультимедийное сопровождение мероприятия (Презентация, приложения).

3.     Приборы и реактивы: штатив с пробирками (демонстр.), химические стаканы(4 шт. 200мл), колба, спиртовка, спички, лучинки, асбестовая сетка, ложка для сжигания веществ,  подставка металлическая, демонстрационный столик, нихромовая проволока с петлёй, держатель, хлопчатобумажный носовой платок( салфетка);

Вещества кристаллические: NaCl, BaCl2, SrNO3, CaCl2, (NH4)2Cr2O3, норсульфазол (или глюканат кальция), NaCO3, CaCO3(мел);

Растворы: NaOH, HCl, фенолфталеин, метилоранж, Na2SO4, BaCl2, C2H5OH, H2O.

Подготовительный этап.

За 1-2 недели учителем определяется программа мероприятия (составляется сценарий), отбираются учащиеся старших классов для подготовки и проведения мероприятия. Подбираются задания для викторины, отрабатываются демонстрационные опыты с ведущими.

Составляется мультимедийное сопровождение/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ведущий 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий 2.

 

 

 

 

 

 

Чтец.

 

        

Ведущий 1.

 

 

 

 

 

Здравствуйте, ребята! В старших классах вы будете изучать предмет – химию. А кто из вас знает, что изучает химия? (Ответ учащихся)
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Слово “химия” произошло от древнего названия Египта – “Хем”, что значит “тёмный”. В Египте химию считали священной наукой и пользовались ею для того, чтобы обманывать простых людей и держать их в страхе. Тайны химии раньше знали только жрецы и священники, которые творили “чудеса” и держали свои знания в тайне.

 

Но и в наши дни химию называют “волшебницей”. Химия самая удивительная из наук. Химия повсюду… Оглянитесь вокруг: из чего состоит земля под вашими ногами, солнце над головой, ваша одежда, обувь, еда, дома, растения, машины, тетради, ручки, наше собственное тело? Оказывается, всё состоит из веществ, которые образуют химические элементы.

 

Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах.

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

 

Химический элемент – это вид атомов (очень маленьких частиц), а атомы, как буквы в нашем алфавите. Атомы, соединяясь друг с другом, образуют множество веществ, как буквы, соединяясь, дают нам много слов.

 

 

 

 

Чтец.

 

 


Посмотрите-ка сюда:

Это чистая вода.

Два водорода и кислород –

Это и дождик, это и лёд.

H2O (аш-два-о) – это всегда

Наша чистая вода.


 

Ведущие демонстрируют воду в цилиндре и модели атомов водорода, кислорода, и модель молекулы воды.


Ведущий 2.

 

 

 

 

 

Ведущий 1.

 

 

 

 

 

Юный химик.


Химические вещества и их превращения, которые называют химическими реакциями, встречаются нам повсюду. Вся наша жизнь, начиная с утреннего туалета (мы чистим зубы зубной пастой, умываемся мылом), приготовления пищи, занятий в школе, связана с химическими веществами и их превращениями.

 

Вспомните, когда мама готовит или замешивает тесто на оладушки или блины, что она добавляет, чтобы тесто было пышным? (соду и уксус). Правильно, мама «гасит» соду уксусом в ложке, при этом наблюдается «шипение». Оказывается, мама в ложке проводит химический опыт.

 

Сейчас мы с вами тоже проведем опыт.


 

Опыт 1. «Вскипание» смеси соды и уксусной (или лимонной) кислоты.

В пробирку поместить немного порошка пищевой соды. Добавить немного раствора  уксуса (лимонной  кислоты). Произойдет «вскипание», выделяется углекислый газ.


Юный химик.

 

 

 

 

 

Ведущий 1.

 

 

 

 

Чтец.

 

 

 

 

 

 

 

 

Юный химик.
Ребята, подобный опыт вы можете провести дома вместе с родителями (или старшими братьями/сёстрами). «Вскипание» с уксусом дают соли-карбонаты, которые содержатся в яичной скорлупе, накипи в чайнике, меле, некоторых раковинах моллюсков. Если на эти предметы капнуть уксусом, то произойдут «вскипание».

 

Многие природные явления тоже связаны с химией. С давних пор человека интересовал огонь. Первобытные люди боялись его и не умели получать. Их пугало, когда молния ударяла в дерево и оно загоралось. Затем человек научился получать и сохранять огонь.

 

Он всегда бывает разный

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре…

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый или злой.

 

Сейчас, ребята, вы увидите опыт, когда пламя окрашивается в разные цвета.


Опыт 2. Разноцветное пламя.

В пламя вносим на проволоке (в виде петли) разные соли: безводная сода – жёлтый цвет пламени, карбонат бария – зелёный цвет пламени, нитрат стронция – красный цвет пламени.


Юный химик

 

 

 

 

 

 

Ведущий 1.

 

 

 

 

 

 

 

Чтец.

 

 

 

 

Юный химик.
Разный цвет пламени дают различные соли, которые мы помещаем в пламя. Например, сода и поваренная соль окрашивают пламя в жёлтый цвет. Значит, на нашей кухне тоже имеются химические вещества, которые помогают нам в жизни. Ребята, а зачем нам нужна соль? (ответ учащихся).

 

Ребята, вы, конечно, знаете, какой грандиозное зрелище – извержение вулкана. Дым, огонь, пепел, который разносится на много километров вокруг. В древности вулкан Везувий при извержении разрушил и засыпал пеплом город Помпеи. Может быть кто-то из вас видел картину «Гибель Помпеи» (пока картины).

 

Под небеса плывёт заразный этот смрад –

Зловонный красный дым из дьявольского чана,

Сквозь жуткую трубу Везувия-вулкана

И осыпает просеки золой.

 

Сейчас я вам покажу небольшой вулкан, который получается при химических превращениях веществ.


Опыт 3. «Вулкан».

На асбестовую сетку насыпаем горкой 2 чайные ложки дихромата аммония. Стеклянную палочку нагреваем и вставляем и середину горки. После начала реакции палочку вынимаем. Происходит бурный выброс зелёного порошка (пепла) с воспламенением.


Ведущий 2.

 

 

 

 

Многие химические процессы сопровождаются горением, выделением тепла и света, а иногда – взрывом. Поэтому химические опыты всегда выполняют осторожно, соблюдая технику безопасности, а химию изучают в школе с 8-го класса. Вот что может случиться, если небрежно обращаться с огнём.


Чтец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юный химик.

 

 

 

 

 


(держит в руке спиртовку)

Вы спиртовку от спиртовки

Зажигайте очень смело.

И тогда без подготовки

Вам удастся ваше дело.

И не страшно, если брюки

Загорятся быстро сами,

У соседки вашей руки

Вдруг сплетутся с волосами.

Руки, косы обгорели,

И куда же вы смотрели?

А домой пойдёте в чём?

Не шутите так с огнём!

 

Да, ребята, с огнём надо обращаться очень осторожно. Есть много веществ, которые быстро воспламеняются. Например, спирт, бензин – их надо держать подальше от огня. Но все ли вещества горят? Давайте посмотрим


Опыт 4. Несгораемый платок.

Мокрый носовой платок смаивают в спирте и поджигают, зажав тигельными щипцами.

 


Чтец.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий 1.

 

 

Вот платок – какое диво!

Посмотрите как красиво!

Пламя ярко полыхает,

А платок-то не сгорает.

Спирт весь быстро прогорел,

А вот хлопок уцелел.

Кто даст правильный ответ,

Это чудо или нет?

 

(Слушает ответы учащихся и поясняет как проводился опыт.)

Ребята, а чем можно потушить огонь? (водой). Верно, вода используется для тушения пожаров.

 

 

 

 

Чтец 1.

 

 

 

 

Чтец 2.

 

 

 

 

Ведущий 2.

 

 

 

 

Чтец

 

 

 

 

 

 

 

 

Юный химик.


А где ещё используется вода? (ответ учащихся). Да, вода – это удивительное вещество, которое сопровождает человека всю его жизнь и повсюду встречается.

 

         В кружево будто одеты

         Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода.

 

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада, брызги фонтана,

А всё это только вода.

 

Вода имеет большое значение не только в природе, но и в жизни человека (водой мы умываемся, стираем, готовим еду, и т.п.). Велика роль воды для многих химических процессов и производств.

 

         Вода кипит, и этим самым

         Приносит смерть микробам разным,

         Об этом мы должны знать с вами,

         Не пить сырую воду.

         Чтобы вы, ребята, ещё знали, -

         Однажды сделан был подсчёт,

Что для одной лишь тонны стали

Пятнадцать тонн воды идёт.

 

Не зря химию называют волшебницей. Вот я сейчас из простой воды сделаю вам (вино) малиновый сироп.


         Опыт 5. Превращение воды в (вино) малиновый сироп.

В стакан с раствором щёлочи добавляем несколько капель фенолфталеина, размешиваем. Образуется малиновый раствор.

 


Юный химик 1.


         Есть реакция такая,

         Не сказать, чтобы простая:

         Только было здесь вино –

         Стало вдруг водой оно.


         Опыт 6. Нейтрализация щелочного раствора кислотой.

В стакан с раствором из опыта 5 добавляем немного соляной кислоты и размешивает. Раствор обесцвечивается.

 


Юный химик 2.


         Вот так дело, вот процесс!

         До чего дошёл прогресс!

         Быстро жидкости сливая,

         Молоко я получаю.


 

Опыт 7. «Превращение воды в молоко».

Проводим качественную реакцию на сульфат-ион. Сливаем растворы сульфата натрия и хлорида бария, размешиваем. Раствор мутнеет.

 


Ведущий 1.

 

 

 

 

 

 


Ребята, как вы думаете: можно назвать химию наукой интересной и волшебной? (ответ учащихся). Я думаю, что вы с интересом будете изучать химию в старших классах. Но кое-что вы уже знаете сейчас о веществах и их свойствах. Давайте проведём мини-викторину и узнаем, кто из вас юный химик.


                            Викторина.

 


1.

 

 

 

 

 

2.

 


Над землёй он везде там и тут,

Без него не прожить пяти минут,

Четверть атмосферы он составляет,

Лист зелёный его выделяет.

                                      (Кислород)

 

При обычных условиях этот металл всегда жидкий.

                                                                            (Ртуть)


3.

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

7.


В ней можно соли растворить,

Ей можно жажду утолить,

Она везде по белу свету.

Мне назовите жидкость эту.

                                      (Вода)

 

Хоть нота я, но под водой

Вас удивлю своей средой.

Суп солить, стирать бельё

Могу, и это не враньё.

                                      (Соль)

 

Он малорастворим в воде,

В аптечке, в спирте он везде.

Боятся мазать ранки детки,

Он жёлто-бурый, очень едкий.

                                      (Йод)

 

Я от уксуса «вскипаю»,

Тесто пышно поднимаю.

Зубы от меня белее,

Назови меня скорее.

                            (Сода)

 

Сладкий он на языке,

В чае растворяется,

Липкий очень на руке.

Как он называется?

                            (Сахар)

 


Ведущий 2.


Ребята, вы все, наверно, любите сказки, фантастику, с удовольствием смотрите фильмы-сказки и мультики. Многие превращение, спецэффекты в фильмах проводят с помощью химии. Химия – это наука-волшебница. Во многих русских сказках встречается Змей Горыныч. Сейчас мы увидите, как рождается этот змей.


         Опыт 8. «Фараоновы змеи».

На асбестовую сетку помещаем таблетку сухого горючего, на котором находятся три-четыре таблетки норсульфазола (глюканата кальция). Горючее поджигаем. При нагревании таблетки превращаются в змей.


 


Ведущий 1.


Итак, наша встреча подошла к концу. Мы постарались сегодня немного познакомить вас с химией, наукой интересно, занимательной и очень нужной людям.


Внеклассное мероприятие: «В гостях у химии» (для учащихся 7 классов)

Внеклассное мероприятие: «В гостях у химии» (для учащихся 7 классов)

Химический классный час “В гостях у химии”

Химический классный час “В гостях у химии”

Подготовительный этап. За 1-2 недели учителем определяется программа мероприятия (составляется сценарий), отбираются учащиеся старших классов для подготовки и проведения мероприятия

Подготовительный этап. За 1-2 недели учителем определяется программа мероприятия (составляется сценарий), отбираются учащиеся старших классов для подготовки и проведения мероприятия

Ведущий 1.

Ведущий 1.

Чтец. Посмотрите-ка сюда:

Чтец. Посмотрите-ка сюда:

Юный химик. Ведущий 1

Юный химик. Ведущий 1

Юный химик Ведущий 1

Юный химик Ведущий 1

Чтец.

Чтец.

Чтец 1. Чтец 2.

Чтец 1. Чтец 2.

Юный химик 1.

Юный химик 1.

В ней можно соли растворить,

В ней можно соли растворить,

Опыт 8. «Фараоновы змеи». На асбестовую сетку помещаем таблетку сухого горючего, на котором находятся три-четыре таблетки норсульфазола (глюканата кальция)

Опыт 8. «Фараоновы змеи». На асбестовую сетку помещаем таблетку сухого горючего, на котором находятся три-четыре таблетки норсульфазола (глюканата кальция)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2020