“ Хиппи. Индианисты. Ролевики. Готы –
скажем нет”.
(открытая беседа по профилактике вовлечения
в неформальные молодежные организации)
Май 2021г.
Хиппи. Индианисты. Ролевики. Готы -скажем нет.
(Беседа по профилактике вовлечения
в неформальные молодежные организации.)
ЗАДАЧИ:
Образовательная:
Познакомить с молодежными неформальными объединениями и определить их роль в обществе; научить школьников выражать свое отношение к различным группировкам
Развивающая:
Развитие аналитического мышления, умения проводить обобщения и делать самостоятельные выводы
Воспитательная:
Воспитание толерантного отношения к мнению других людей,
Воспитывать чувство ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм закона, в отношениях с людьми. Воспитывать чувство ответственности у подростков за свое будущее, выбор места в обществе
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Против
всего можно устоять…
Ж-Ж Руссо
Слайд 1,2
Воспитатель: сегодня мы с вами побеседуем о молодежи. Ведь через год некоторые из вас закончат школу и поступят в техникум учиться. Будут вести самостоятельный образ жизни. Встретят на своем пути новых друзей, познакомятся с новыми людьми. И вам придется выбирать с кем можно общаться, а от кого нужно держаться по дальше.
Все люди отличаются друг от друга, не только внешне, но и по характеру, по привычкам, по интересам.
У молодых людей существуют определенные отношения с окружающим миром. Существует множество группировок, интересы которых отличаются от основной культуры. Принадлежность к определенной группировке – это способ самовыражения.
Слайд 3,4
Молодежные движения можно разделить на такие группы:
- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы.
- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, эмо, растаманы.
- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, скульпторы, музыкальные группы.
- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
А еще…
- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхеды, гопники, люберы;
- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;
- Элита: мажоры, рейверы;
- Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;
Слайд 5,6
Воспитатель: Все эти молодежные группы являются неформальными.
Слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.
Слайд 7
Классификация неформалов:
n Асоциальные - стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. К таким объединениям относятся стихийно образующиеся компании, на основе общественного интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражание выбранному типу поведения. (Например группа которая любит играть на гитаре и они собираются вместе и играют, делятся умениями, навыками игры и т.д. )
n Антисоциальные - ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота. (Про них мы позже поговорим)
n Про социальные неформальные клубы или объединения – это социально-положительные. Эти объединения приносят пользу обществу, и решают социальные проблемы культурно-защитного характера. (Например Общества защиты животных, которые помогают бездомным животным, создают приюты для них и ухаживают за животными.)
Слайд 8
Почему большинство подростков создают свой собственный жизненный стиль в определенной субкультуре?
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание. Чтобы шокировать
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
Слайд 9
Воспитатель: Неформальные молодежные объединения, секты и
субкультуры: шаг в пропасть.
Некоторые виды субкультуры молодежи могли бы стать примером для подражания, если бы ни некоторые их особенности.
- Почему?
Познакомившись с некоторыми из этих групп по подробнее, вы ответите на этоти вопросы.
Слайд 10-14
Итак, 1-ая группа-
Хиппи
Хиппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp — «модный, стильный»; молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали и стремление вернуться к природной чистоте через пропаганду пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «За любовь и против войны!»
Хиппи появились в 60-х годах в Америке и очень быстро распространились во многих странах. Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ.
Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи.
Форма одежды - джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко потрепанная или ей специально придается такой вид: искусственно делаются дырки, ставятся яркие заплаты на джинсах и куртках, делаются надписи на английском языке. длинные распущенные волосы (хайр), тонкая повязка на голове (хайратник), на шее – «ксивник» (кожаная сумочка), с бисером или вышивкой, на руках – «феньки» (от англ. thing – вещь). Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). браслеты или бусы из бисера, дерева или кожи,
-
у
мужчин борода:
1) это более естественно, ближе к природе;
2) Иисус Христос носил длинные волосы и бороду;
3) длинные волосы (как антенны) позволяют улавливать излучения космического
разума.
В холодное время года хиппи живут в городе, ходят на "тусовки", а летом путешествуют автостопом, разбивают палаточные городки.
Слайд
Это молодые люди, пропагандирующие мир во всем мире.
Хиппи –считает себя свободным человеком. Хиппи отрицают общество, основы государства. Для них не существует законов. У них нет морали.
В принципе, у них ничего нет. Особенно у них нет денег.
Хиппи не знают, что такое война и не участвуют в ней.
Хиппи против убийства. Они - вегетарианцы. Они - индивидуалисты. Живут группами, в которых проявляют свою индивидуальность. Они - творцы. Они считают, что нельзя уродовать природу, - отсюда длинные волосы, естественность, натуризм.
Не понимают, что такое пол, семья. Они ориентированы любить.
Не понимают, что такое свой ребенок и что такое чужой ребенок.
Они дружелюбны и доброжелательны, их любовь к миру безгранична.
Любовь - религия хиппи. Хиппи – миролюбивые философы.
У хиппи за все время сложились настоящие традиции. И, наверное, самая грандиозная из них – “Собрание Радуги.
Такие молодежные направления субкультуры любят экспериментировать, заниматься саморазвитием, искать духовное удовольствие в творчестве. Многие представители хиппи отказываются от богатства в пользу нищеты, упрощая свою жизнь. К негативным аспектам движения следует отнести прием наркотиков, случайные связи, жизнь в коммунах, склонность к бродяжничеству.
Слайд 15,16
Воспитатель: 2-ая группа-Индианисты
Где то в начале семидесятых годов в России, Белорусии и Украине стали возникать
небольшие группы молодежи и одиночки-хоббисты, которые интересовались историей
индейцев Северной Америки. Но это только маленькие искорки… историю же
индеанизма можно начать отсчитывать с 1980 г., когда состоялся первый фестиваль
Пау -Вау (индейское слово, означающее "сбор", "совет").
Было выбрано место неподалеку от Ленинграда. На первый фестиваль собралось
около 15 человек, стояло несколько палаток и типи. До этого момента
организованного индеанизма не существовало - группы рассыпались по мере
взросления их членов. Следующий фестиваль состоялся в 1982 г. В нем участвовало
50 человек, 7 типи. Затем Пау-Вау стало проходить регулярно, каждый год.
- Чем же занимаются индеанисты?
Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к
точному воспроизведению их обычаев и обрядов. Но не стоит говорить обо всех
одинаково. Есть немало людей, которые действительно серьезно интересуются
индейцами, изучают литературу, занимаются переводами и налаживают контакты с
индейцами Америки. Они учатся духовным ценностям индейцев и, как правило,
индеанистами себя не считают.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что к настоящему времени в
среде индеанистов России движения как такового не существует. По большей части,
это люди, для которых индейцы - хобби, интересное увлечение в свободное от
работы, учебы или просто от безделья время.
У индеанистов существует свой язык. В основном, его составляющие - это
индейские и переделанные из индейских (по законам русского языка) слова. Также
встречаются английские слова, включенные в русскую речь. Кроме того, многие
индеанисты используют “общемолодежный” сленг, но он не специфичен.
Приведу некоторые примеры словаря индеанистов: типи (типуха) - “правильное”
индейское слово, индейское жилище; типичный - домовой, обитающий в типи;
мокасины (мокасы) – обувь; скво – женщина; скворум (скворечник) - сборище
женщин; статус скво - без перевода; скворост - дрова, принесенные скво.
Материальными символами у индеанистов являются любые предметы индейского
обихода. В основном преобладают пан-индейские традиции. Но в обычной жизни (не
на Пау-Вау или каких-либо других индеанистских сборах) далеко не все постоянно
носят индейские вещи. Эти вещи – бисерные и кожаные браслеты, бусы, серьги,
части традиционного костюма. Многие индеанисты – мужчины носят длинные волосы.
Иногда в повседневности символом индеаниста становится ковбойский костюм. Как
видно, все выше перечисленные признаки не являются привилегией лишь индеанистов.
Скорей всего, индеанистская символика не выполняет функций опознавательного
знака. Индеанистов немного (например, по сравнению с хиппи) и они не нуждаются
в символике, чтобы определить, кто свой, а кто чужой.
Самые распространенные обряды у индеанистов - это инипи (индейский обряд,
связанный с идеями очищения, перерождения) и курение трубки.
Они придерживаются мифов “энергии или “духа” каждого человека, а также мифы
о “духах” места. Мифология движения в основном посвящена магии и особому значению
тех или иных предметов.
Владение практическими индейскими навыками является ценностью в индеанизме.
К ним относятся: жизнь в лесу - умение ставить лагерь, разводить огонь, рубить
дрова и т. д. , охота, верховая езда ( и вообще умение обращаться с лошадьми )
и многое другое. Вновь прибывшего на Пау-Вау (новичка) будут оценивать именно
по владению этими навыками. Хотя у индейцев часть этих занятий закреплена за
женщинами, а другая - за мужчинами, у индеанистов границы этой дифференциации
стерты.
К навыкам или к искусству можно отнести работу по коже, работу с бисером,
создание и шитье костюмов и т. п.
Как правило, в субкультуру индеанистов новичок попадает в подростковом
возрасте. Обычно этому предшествует период увлечения литературой об индейцах, кино
на соответствующую тему. Средний возраст индеанистов примерно 27 - 28 лет.И хи
п Слайд 17-19
"Люди в черном на наших улицах", или кто такие Готы,
§ в Ключевой признак этих культов – все сатанистские и демонические вероучения считают, что объект их поклонения является в мире основной причиной зла и смерти. Адепты откровенных сатанистских сект поклоняются и служат злу и, что особенно для них характерно, ненавидят православие, негативно относятся ко всем культурообразующим традиционным религиям.
Слайд 19,20
Внешний вид - черные
наряды, летучие мыши, вампирские зубы и прочая символика, имеющая отношение к
эстетике смерти. Готы носят только серебряные украшения: золото готы
презирают, как «избитую ценность». Любят одежду в сеточку, длинные плащи
мрачных расцветок, камзолы «граф Дракула».
У девушек, как правило, выбеленное лицо и сумасшедше яркий макияж. Подводкой
для глаз не брезгуют и парни. Прическа у обоих полов — начесанные черные
волосы.
Слушают тяжелую музыку, декларируют тафофилию — любовь к кладбищам,
надгробиям.
Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Склонны к экстравагантному поведению и нестандартному восприятию мира. Обычно очень замкнутые персонажи, обидевшиеся на весь мир.
Слайд 21
Атрибутика и символика готов:
1)анкх – египетский символ вечной жизни.
2)оккультная символика – пентаграммы – перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса).
3)символы смерти – украшения с гробиками и черепами.
4)тафофилия – любовь к кладбищам, надгробиям и похоронным ритуалам.
Летучие мыши – связь с вампирами. сама
Готы – мрачные приверженцы мистики.
Средний возраст "готов" – 15-19 лет. Минимальный возраст – 14 лет, реже встречаются лица 20-22 лет. По данным МВД России, фиксируется существенное численное превалирование девочек: на 10 девочек – 2-3 мальчика.
Слайд 22,23
Подгруппы "готов":
Готы – сатанисты.
Готы – "вампиры". (Времяпровождение - рассказы о своих болячках.)
"Кибер-готы" виртуальные группы, более общающиеся в интернете; помимо черного цвета акцент в одежде делается на кислотно-розовый и кислотно-фиолетовый).
"Панко-готы" (внешняя атрибутика является сходной с "панковской"). Стиль готов-ветеранов. Ирокезы, английские булавки, рваные джинсы, кожаные куртки. Практически стопроцентные панки
"Трайбл - готы" (поклонники культа друидов).
Маргинальные слои "готов" ("бэби-готы", маргинальная часть "роле -готов" из числа так называемых "ролевиков", "алко-готы" и др.).
Готы-модники (увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения).
«Чёрные сатанисты» — тайные малочисленные группы, состоящие преимущественно из потомственных адептов Сатаны, серьёзно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения Сатане. Они тщательно скрывают свою деятельность
Основой
сатанинского культа многих сатанинских групп является принесение жертвы, под
которой понимается не убийство как таковое, а смертные муки любого живого
существа. В жертву приносятся животные, а также имеют место случаи человеческого
жертвоприношения.
В Казахстане деятельность Церкви Сатаны расценивается как
религиозно-экстремистская организация, с которой
борется Антитеррористический Центр СНГ
– “Это мрачные на вид люди, одетые во все черное, предпочитающие носить украшения с мистической символикой. Готы ненавидят всех. Они проявляют интерес к хоррор-литературе, фильмам ужасов, слушают готик-металл, дэт-рок и дарквэйв
Слайд 24-27
РОЛЕВИКИ
Это люди, которые любители ролевых игр, имитирующих какую-либо историческую или выдуманную (фэнтэзи) эпоху),игра по модулю; сюжет длится от нескольких часов до нескольких лет.
Любят играть по сценарию. Они могут поставить свою любимую книжку как спектакль и жить так долгое время. По сути все тоже самое как при съемках фильма, только без камер.
Разные цели: постепенно развивать своего персонажа, победить любой ценой или убить все, что движется.
Страсть к чтению фэнтези, иногда проблемы со способностью отличать реальность от нереальности.
Внешне они выглядят и живут, как все остальные люди, ничем особо от них не отличаясь.
Воспитатель: Какие, на ваш взгляд, субкультуры являются безобидными, а какие представляют угрозу?
Слайд 28,29
Вывод: У представителей всех субкультур неадекватный внешний вид
• Использование пирсинга, различных проколов, порезов, татуировок грозит проблемами со здоровьем
• Отсутствие цели в жизни, желания учиться и работать
• Практически во всех субкультурах
приветствуются алкоголь, курение и наркотики.
Итак, - Неформальные молодежные объединения, секты и субкультуры: шаг в пропасть или...
- Против всего можно устоять…
Ж-Ж Руссо
Литература
Л. В. Шабанов. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность?
Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.
Александр Тарасов. «Они нас изучают»
«Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля»
«Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Дмитрий Громов. Любера: как становились пацанами
«Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Джо Терни. Взгляд сквозь камеру слежения: антисоциальный трикотаж и «эти жуткие типы в капюшонах»
«Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Энн Пирсон-Смит. «Готы», «Лолиты», «дарты вейдеры» и коробка с маскарадными костюмами: исследование феномена косплея в Юго-Восточной Азии
Как вы проводите свое свободное время?
1.Гуляю с друзьями, хожу на дискотеки
2.Смотрю телевизор, сижу за компьютером
3.Я много времени провожу в секции, кружке и т.п.
4.Учу уроки, занимаюсь дополнительно
5.Да я б пошла гулять, но меня не пускают, приходиться сидеть дома
Как ваши родители относятся к тому,
как вы проводите свободное время?
1.Не знаю
2.Не в восторге, но не запрещают
3.Они против
4.Они против, но кто их слушать будет?
5.Хорошо относятся
Как вы можете охарактеризовать
современную молодежь?
1.Не знаю, люди, как люди
2.Агрессивные, боюсь по улице вечером идти
3.В основном их вообще ничего не интересует
Лит.: Нелин, Т. В. (2008) Субкультура индеалистов в России. Материалы межрегионального научно-практического семинара, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений России и США / Волгоградский государственный университет. С. 253-261; Характеристика отдельных субкультур [Электронный ресурс] // Информационный портал «Социология: современные тенденции». URL: http://www.sociodone.ru/codos-15-4.html; Ясененко, О. Н. Индеанисты России: кто они? [Электронный ресурс] // Информационный портал «Первые американцы». URL: https://www.first-americans.spb.ru/n2/win/yasen.htm; Куликов, И. (2000) Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Т. 3. Неоязычество. М. : ПаломникЪ, 394 с.; Типи — жилище кочевых индейцев Великих равнин [Электронный ресурс] // Информационный портал URL: http://vamvigvam.ru/blog/2015-05-07/tipi-zhilische-kochevykh-indeytcev-velikikh-ravnin; Дзибель, Г. В. Двойное самосознание — сущность индеанистского движения [Электронный ресурс] // Информационный портал «Первые американцы». URL: https://www.first-americans.spb.ru/n3/win/german.htm
В. А. Чехова
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.