В годы Великой Отечественной войны жизнь и труд всех советских людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной цели - скорейшей победе над врагом. Артисты выступали на всех фронтах в военных подразделениях, в госпиталях, в партизанских отрядах. Вместе с выдающимися мастерами выступала в концертах и молодежь, студенты театральных и музыкальных вузов.
Продолжали свою работу крупнейшие театры Москвы и Ленинграда. Остававшийся в блокадном Ленинграде во главе с О. Иордан балетный коллектив проявлял примеры мужества и героизма. Несмотря на постоянные обстрелы и бомбежки артисты балета ни на день не прерывали своих выступлений.
В военных частях особенным успехом пользовались танцы на военную тему и народные танцы. Поэтому в годы войны создается большое количество ансамблей песни и пляски. Каждая воинская часть имела свой коллектив.
Три военных сезона – 1941-1944 годы – Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова провел в эвакуации в Перми (тогда этот город назывался Молотовым). В деревнях под Пермью работало Ленинградское хореографическое училище.
Кировский театр прибыл в Пермь 29 августа.
«Приехали мы в город Молотов. Город встретил нас прекрасно, всё было организовано замечательно. Весь транспорт подогнали к составу. Яне знаю, сохранилась сейчас или нет, была гостиница «Семиэтажка», так называли гостиницу «Центральная» самое высокое здание города. В этой гостинице разместили наших самых больших, заслуженных, народных». – Ирина Григорьева.
Здесь остановились
солисты Кировского: Уланова, Прокофьев, сюда приезжал Хачатурян, а также
знаменитые ленинградские писатели: Ю. Тынянов, В. Каверин и М.Слонимский.
Несмотря на тяготы и
непривычные условия – маленькая сцена местного театра, отсутствие очевидно
необходимых, но недоступных вещей (как например, зеркала в репетиционных залах,
качественная танцевальная обувь и т.д.), – балетная жизнь в Предуралье довольно
быстро наладилась.
Шла война, но занавес оперного театра поднимался каждый вечер, и каждый вечер зал был переполнен. «Лебединое озеро» в исполнении легендарной пары Натальи Дудинской и Константина Сергеева обсуждал весь город. Ну а если приезжала Галина Уланова, то люди отдавали за билеты на ее спектакли свои продуктовые карточки.
Поражали своим искусством
не только прославленные артисты, в эвакуацию приехали учащиеся балетного
училища во главе с Агрипиной Вагановой. Выступления детей Ирины Колпаковой,
Юрия Григоровича, Нинэль Кургапкиной стали сенсацией. Вскоре, в училище, был
объявлен набор малышей в 1 класс. Так в тяжелые годы войны рождался знаменитый
на весь мир Пермский балет. Стремление к прекрасному помогало преодолевать
испытание военного времени. В Мариинский театр попасть было практически
невозможно. Стояли жуткие морозы, транспорт не ходил, только трамваи по улице
Ленина, билеты достать было невозможно. Спрашивали лишний билетик от почты и
через весь театральный сад.
В
1942 году состоялась премьера балета «Гаянэ».
Спектакль «Гаянэ» стал легендарным. Особенным успехом пользовался знаменитый «Танец с саблями» с его завораживающим ритмом. Рассказывали, что Арам Хачатурян, писал эту музыку, дрожа и стуча зубами от холода в нетопленном номере гостиницы.
Балет «Гаянэ» начала ставить Анисимова, чудесной души человек, но сумасшедшая, её звали «Чума». Хачатурян не написал ещё танец с саблями, пришёл, играет, идёт репетиция. Анисимова: «Араша, что ты написал? Иди домой, переписывай, это не подходит. Ушел, и написал знаменитый «Танец с саблями»» - Сергей Слонимский.
Через две недели после премьеры «Гаянэ» в театре случился пожар. 2 декабря 1942 года разнеслась страшная весть по городу: «Горел театр. Был пожар». Был дым и тление. Ужасно, все выбрасывали на снег, иначе не спасти нам театр было. Сразу собрание общее на сцене, и директор говорит: «Сегодня состоится спектакль», как так, сгорели костюмы. Состоится спектакль. Ужасно, что нам пришлось пережить. А вечером был балет «Гаянэ». Во дворе у нас был большой сарай, и там хранились наши сундуки с костюмами. И были костюмы «Сердце гор», они, довольно близкие к «Гаянэ» и играли спектакль» - Ирина Григорьева.
Великая победа одержана под Ленинградом. Война еще не закончилась, но объявили, что выезжаем в Ленинград. Кировский театр пробыл в Перми три сезона. Ранней весной 44 года артисты собирали чемоданы. Домой вернулись не все. В Пермской земле похоронены балерины Ольга Мунгалова и Евгения Лопухова. Кировская труппа вернулась в Ленинград, но три военных сезона подарили жителям Перми незабываемые встречи с великим искусством, которое продолжает жить в следующих поколениях.
В годы Великой Отечественной войны Большой театр находится в эвакуации в Куйбышеве. Первый поезд с его артистами прибыл в Куйбышев 6 ноября 1941 года. Их разместили в помещении школы № 81 на Самарской площади, учащиеся которой были на каникулах.
Народная артистка СССР Вера Дулова впоследствии
так вспоминала об этом: «Разгородив классные комнаты простынями и еще Бог знает чем, мы
получили вполне приличную жилплощадь». Питались
бутербродами и чаем из школьного титана. Некоторых эвакуированных взяли к себе
домой их знакомые – артисты местных театров. А 10 ноября городские власти
передали Большому театру целый жилой дом на улице Некрасовской, 17. Коренных его
жильцов разместили по другим домам.
В распоряжение ГАБТ была предоставлена сцена местного оперного театра. Москвичи
приехали в Куйбышев без декораций и костюмов, но очень хотели работать. Поэтому
первое время они давали только концерты и отрывки из опер в концертном
исполнении. Уже 11 ноября в городе появились афиши, приглашавшие на встречу с
коллективом Большого театра. А 13 ноября состоялся первый концерт, в котором
выступили все ведущие солисты, балет и хор ГАБТ. Позже в таких концертах стали
принимать участие и актеры местных театров.
Из воспоминаний Р.В. Захарова:
«Наши прославленные артисты выступали не только на сцене Куйбышевского
театра. Многие из них создавали фронтовые концертные бригады и выезжали на
фронт, своим искусством поднимая дух бойцов в непосредственной близости от
передовой линии. Одну из бригад возглавила солистка балета Сусанна Звягина,
получившая за свои выступления перед бойцами Красной Армии от военного
командования орден Красной Звезды, другую - Наталия Спасовская, третью - Ольга
Лепешинская».
За два года работы в Куйбышеве коллектив ГАБТ восстановил почти весь
свой московский репертуар и даже поставил новый балет «Алые паруса». Артисты
часто выступали в воинских частях, в госпиталях Куйбышева, в цехах заводов, в
колхозах области.
Немало концертов провел театр в фонд строительства танковой колонны и
эскадрильи штурмовиков «Советский артист».
До лета 1943 года жил и работал в Куйбышеве коллектив ГАБТ. Последний спектакль в Куйбышеве состоялся
11 июля 1943 года. С окончанием эвакуации постановка была перенесена на
московскую сцену и там показана впервые 6 ноября 1943 года. В благодарность за помощь
местных жителей в это трудное время, его артисты и после войны не раз приезжали
на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного
времени. Как и прежде, они всегда находили здесь теплый прием и горячих
поклонников своего таланта».
Артисты Большого театра и Ленинградского театра оперы и балета в годы Великой Отечественной войны опровергли знаменитую фразу «Когда грохочут пушки, музы молчат».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.