хореография в годы войны

  • docx
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала хореография во время вов.docx

В годы Великой Отечественной войны жизнь и труд всех советских людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной цели - скорейшей победе над врагом. Артисты выступали на всех фронтах в военных подразделениях, в госпиталях, в партизанских отрядах. Вместе с выдающимися мастерами выступала в концертах и молодежь, студенты театральных и музыкальных вузов.

Продолжали свою работу крупнейшие театры Москвы и Ленинграда. Остававшийся в блокадном Ленинграде во главе с О. Иордан балетный коллектив проявлял примеры мужества и героизма. Несмотря на постоянные обстрелы и бомбежки артисты балета ни на день не прерывали своих выступлений.

В военных частях особенным успехом пользовались танцы на военную тему и народные танцы. Поэтому в годы войны создается большое количество ансамблей песни и пляски. Каждая воинская часть имела свой коллектив.

Три военных сезона – 1941-1944 годы – Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова провел в эвакуации в Перми (тогда этот город назывался Молотовым). В деревнях под Пермью работало Ленинградское хореографическое училище.

 Кировский театр прибыл в Пермь 29 августа.

«Приехали мы в  город Молотов. Город  встретил нас прекрасно, всё было организовано замечательно. Весь транспорт подогнали к составу. Яне знаю, сохранилась сейчас или нет, была гостиница  «Семиэтажка»,  так называли гостиницу «Центральная» самое высокое здание города. В этой гостинице разместили наших самых больших, заслуженных, народных». – Ирина Григорьева.

Здесь остановились солисты Кировского:  Уланова, Прокофьев, сюда приезжал Хачатурян, а также знаменитые ленинградские писатели: Ю. Тынянов, В. Каверин и М.Слонимский.
         Несмотря на тяготы и непривычные условия – маленькая сцена местного театра, отсутствие очевидно необходимых, но недоступных вещей (как например, зеркала в репетиционных залах, качественная танцевальная обувь и т.д.), – балетная жизнь в Предуралье довольно быстро наладилась. 

Шла война, но занавес оперного театра поднимался каждый вечер, и каждый вечер зал был переполнен. «Лебединое озеро» в исполнении легендарной пары Натальи Дудинской и Константина Сергеева обсуждал весь город. Ну а если приезжала Галина Уланова, то люди отдавали за билеты на ее спектакли свои продуктовые карточки.

Поражали своим искусством не только прославленные артисты, в эвакуацию приехали учащиеся балетного училища во главе с Агрипиной Вагановой. Выступления детей Ирины Колпаковой, Юрия Григоровича, Нинэль Кургапкиной стали сенсацией. Вскоре, в училище, был объявлен набор малышей в 1 класс. Так в тяжелые годы войны рождался знаменитый на весь мир Пермский балет. Стремление к прекрасному помогало преодолевать  испытание военного времени. В Мариинский театр попасть было практически невозможно. Стояли жуткие морозы, транспорт не ходил, только трамваи по улице Ленина, билеты достать было невозможно. Спрашивали лишний билетик от почты и через весь театральный сад.
В 1942 году состоялась премьера балета «Гаянэ».

Спектакль «Гаянэ» стал легендарным. Особенным успехом пользовался знаменитый  «Танец с саблями» с его завораживающим ритмом. Рассказывали, что Арам Хачатурян, писал эту музыку, дрожа и стуча зубами от холода в нетопленном номере гостиницы.

Балет «Гаянэ» начала ставить Анисимова, чудесной души человек, но сумасшедшая, её звали «Чума». Хачатурян не написал ещё танец с саблями, пришёл, играет, идёт репетиция. Анисимова: «Араша, что ты написал? Иди домой, переписывай, это не подходит. Ушел, и написал знаменитый «Танец с саблями»» - Сергей Слонимский.

Через две недели после  премьеры «Гаянэ» в театре случился пожар. 2 декабря 1942 года разнеслась страшная весть по городу: «Горел театр. Был пожар». Был дым и тление. Ужасно, все выбрасывали на снег, иначе не спасти нам театр было. Сразу собрание общее на сцене, и директор говорит: «Сегодня состоится спектакль», как так, сгорели костюмы. Состоится спектакль. Ужасно, что нам пришлось пережить. А вечером был балет     «Гаянэ». Во дворе у нас был большой сарай, и там хранились наши сундуки с костюмами. И были костюмы «Сердце гор», они, довольно близкие к «Гаянэ» и играли спектакль» - Ирина Григорьева.

Великая победа одержана под Ленинградом. Война еще не закончилась, но объявили, что выезжаем в Ленинград. Кировский театр пробыл в Перми три сезона. Ранней весной 44 года артисты собирали чемоданы. Домой вернулись не все. В Пермской земле похоронены балерины Ольга Мунгалова и Евгения Лопухова. Кировская труппа вернулась в Ленинград, но три военных сезона подарили жителям Перми незабываемые встречи с великим искусством, которое продолжает жить в следующих поколениях.

В годы Великой Отечественной войны Большой театр находится в эвакуации в Куйбышеве. Первый поезд с его артистами прибыл в Куйбышев 6 ноября 1941 года. Их разместили в помещении школы № 81 на Самарской площади, учащиеся которой были на каникулах.

Народная артистка СССР Вера Дулова впоследствии так вспоминала об этом: «Разгородив классные комнаты простынями и еще Бог знает чем, мы получили вполне приличную жилплощадь». Питались бутербродами и чаем из школьного титана. Некоторых эвакуированных взяли к себе домой их знакомые – артисты местных театров. А 10 ноября городские власти передали Большому театру целый жилой дом на улице Некрасовской, 17. Коренных его жильцов разместили по другим домам.
В распоряжение ГАБТ была предоставлена сцена местного оперного театра. Москвичи приехали в Куйбышев без декораций и костюмов, но очень хотели работать. Поэтому первое время они давали только концерты и отрывки из опер в концертном исполнении. Уже 11 ноября в городе появились афиши, приглашавшие на встречу с коллективом Большого театра. А 13 ноября состоялся первый концерт, в котором выступили все ведущие солисты, балет и хор ГАБТ. Позже в таких концертах стали принимать участие и актеры местных театров.

Из воспоминаний Р.В. Захарова:
«Наши прославленные артисты выступали не только на сцене Куйбышевского театра. Многие из них создавали фронтовые концертные бригады и выезжали на фронт, своим искусством поднимая дух бойцов в непосредственной близости от передовой линии. Одну из бригад возглавила солистка балета Сусанна Звягина, получившая за свои выступления перед бойцами Красной Армии от военного командования орден Красной Звезды, другую - Наталия Спасовская, третью - Ольга Лепешинская».
         За два года работы в Куйбышеве коллектив ГАБТ восстановил почти весь свой московский репертуар и даже поставил новый балет «Алые паруса». Артисты часто выступали в воинских частях, в госпиталях Куйбышева, в цехах заводов, в колхозах области.
Немало концертов провел театр в фонд строительства танковой колонны и эскадрильи штурмовиков «Советский артист».
           До лета 1943 года жил и работал в Куйбышеве коллектив ГАБТ.
Последний спектакль в Куйбышеве состоялся 11 июля 1943 года. С окончанием эвакуации постановка была перенесена на московскую сцену и там показана впервые 6 ноября 1943 года.  В благодарность за помощь местных жителей в это трудное время, его артисты и после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени. Как и прежде, они всегда находили здесь теплый прием и горячих поклонников своего таланта». 

Артисты Большого театра  и Ленинградского театра оперы и балета в годы Великой Отечественной войны опровергли знаменитую фразу «Когда грохочут пушки, музы молчат».